#Юридический_субботник – ментальная уборка законодательного бреда. Выпуск №73 – Об идеологизации школы.
В связи с прошедшим Днём знаний предлагаю вашему вниманию краткий анализ правовых норм, направленных на промывание школьникам мозгов в угоду действующей в РФ власти.
I. О популярном – переносах линеек в связи с Курбан-Байрамом.
Во-первых, в нарушение Конституции, гласящей, что Россия – светское государство, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» установил в ч.7 ст. 4, что «По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях». Курбан-байрам – нерабочий праздничный день в некоторых субъектах (Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Чечня). Тут все ясно – коль День знаний выпал на религиозный праздник, приоритет, само собой, отдается последнему. И правда, к чему знания людям, когда настало время резать барана?..
Относительно других субъектов замечу, что День знаний – государственный праздник в России. Однако, начало учебного года именно 1 сентября – это традиция, а не следование букве закона. Нигде нет никакого приказа Минобра, распоряжения, или указания в законе на то, что за парты нужно сесть строго 1 сентября, и никак иначе. Учебное заведение вправе самостоятельно определить график. В моем вузе учебный год начинается с 4го сентября. Так что перенос линейки из школ, расположенных рядом с мечетями де-юре ничему не противоречит.
ФОРМАЛЬНО: всё «базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса», нет никакого навязывания, родители сами выбирают, что почем, детей не учат «религии» (отправлять обряды, молиться и т.п.), а просто знакомят с теми, которые составляют «неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Однако, мы прекрасно знаем, как это все реализуется на практике (принуждение к выбору ОПК, попы в школах, жуткие учебники, обучение креститься, песнопения и т.п.), приводить многочисленные примеры здесь не буду. Совершенно ясно, что введение данного предмета в школьную программу попросту нецелесообразно, ведет к конфликтам между обучающимися, и не может быть лишено определённой доли идеологизированности.
Помимо этого, у меня есть еще несколько вопросов законодательного характера.
А) почему выбор модуля осуществляют родители, без учета мнения детей? Как же права ребенка? Свобода совести? Не, не слышали? Кроме того: выбирать в таком случае должны оба родителя, единогласно, ибо обладают равными правами и обязанностями в воспитании.
Б) законодательство в данной сфере заполнено словами «духовность», «мораль», «традиции» и «нравственность» чуть более, чем полностью. Честно говоря, я до сих пор не знаю, что это такое. Неопределенные, оценочные категории, которые, с учетом действующей «политики партии», направлены исключительно на воспитание послушного скота с пониманием того, что все религии равны, но некоторые «ровнее других».
Цитирую, начиная с «верхов».
1. ФЗ «Об образовании», ст.87:
«В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены… предметы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им».
2. Письмо Минобрнауки от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Предметная область… должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Далее совсем абзац, прошу, вчитайтесь:
«В рамках предметной области возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
• воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
• формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
3. Письмо Минобрнауки от 22 августа 2012 года N 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
«Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».
«Основными задачами ОРКСЭ являются:
«Преподавание ОРКСЭ предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач:… - освещение особенностей учений различных религий, в первую очередь нравственной составляющей этих учений».
«Полезно эффективно использовать окружающую социокультурную и историческую среду в учебных целях. Например, изучение основ традиционных религиозных культур будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храмов…».
«Широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе - это естественная закономерность. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами».
«Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию».
Внимательное изучение документа, задающего основную «ноту» всему школьному образованию в России, в общем-то, исключает вопрос «Что за треш тут творится?!».
Приказ Минобра от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2017 г.).
• На разные лады несколько раз говорится о формировании у обучающихся «российской гражданской идентичности». Что это такое, я лично понятия не имею.
• «Духовность», «нравственность», «традиционные ценности», «семья», «патриотизм», «место и роль России в мире» - это то, что красной нитью проходит через весь текст, упоминаясь чуть ли не на каждой странице из сорока трех. При этом о критическом мышлении говорится пару раз и вскользь.
• Не шучу, цитата:
«Портрет выпускника школы»:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; ..».
• «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни».
• «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Во-первых, в нарушение Конституции, гласящей, что Россия – светское государство, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» установил в ч.7 ст. 4, что «По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях». Курбан-байрам – нерабочий праздничный день в некоторых субъектах (Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Чечня). Тут все ясно – коль День знаний выпал на религиозный праздник, приоритет, само собой, отдается последнему. И правда, к чему знания людям, когда настало время резать барана?..
Относительно других субъектов замечу, что День знаний – государственный праздник в России. Однако, начало учебного года именно 1 сентября – это традиция, а не следование букве закона. Нигде нет никакого приказа Минобра, распоряжения, или указания в законе на то, что за парты нужно сесть строго 1 сентября, и никак иначе. Учебное заведение вправе самостоятельно определить график. В моем вузе учебный год начинается с 4го сентября. Так что перенос линейки из школ, расположенных рядом с мечетями де-юре ничему не противоречит.
II. Об ОПК.
ФОРМАЛЬНО: всё «базируется на принципе общеобразовательного, светского характера курса», нет никакого навязывания, родители сами выбирают, что почем, детей не учат «религии» (отправлять обряды, молиться и т.п.), а просто знакомят с теми, которые составляют «неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Однако, мы прекрасно знаем, как это все реализуется на практике (принуждение к выбору ОПК, попы в школах, жуткие учебники, обучение креститься, песнопения и т.п.), приводить многочисленные примеры здесь не буду. Совершенно ясно, что введение данного предмета в школьную программу попросту нецелесообразно, ведет к конфликтам между обучающимися, и не может быть лишено определённой доли идеологизированности.
Помимо этого, у меня есть еще несколько вопросов законодательного характера.
А) почему выбор модуля осуществляют родители, без учета мнения детей? Как же права ребенка? Свобода совести? Не, не слышали? Кроме того: выбирать в таком случае должны оба родителя, единогласно, ибо обладают равными правами и обязанностями в воспитании.
Б) законодательство в данной сфере заполнено словами «духовность», «мораль», «традиции» и «нравственность» чуть более, чем полностью. Честно говоря, я до сих пор не знаю, что это такое. Неопределенные, оценочные категории, которые, с учетом действующей «политики партии», направлены исключительно на воспитание послушного скота с пониманием того, что все религии равны, но некоторые «ровнее других».
Цитирую, начиная с «верхов».
1. ФЗ «Об образовании», ст.87:
«В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены… предметы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им».
2. Письмо Минобрнауки от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Предметная область… должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Далее совсем абзац, прошу, вчитайтесь:
«В рамках предметной области возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
• воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
• формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
3. Письмо Минобрнауки от 22 августа 2012 года N 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
«Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».
«Основными задачами ОРКСЭ являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога».
«Преподавание ОРКСЭ предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач:… - освещение особенностей учений различных религий, в первую очередь нравственной составляющей этих учений».
«Полезно эффективно использовать окружающую социокультурную и историческую среду в учебных целях. Например, изучение основ традиционных религиозных культур будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храмов…».
«Широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе - это естественная закономерность. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами».
«Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию».
III. О ФГОСах.
Внимательное изучение документа, задающего основную «ноту» всему школьному образованию в России, в общем-то, исключает вопрос «Что за треш тут творится?!».
Приказ Минобра от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 29.06.2017 г.).
• На разные лады несколько раз говорится о формировании у обучающихся «российской гражданской идентичности». Что это такое, я лично понятия не имею.
• «Духовность», «нравственность», «традиционные ценности», «семья», «патриотизм», «место и роль России в мире» - это то, что красной нитью проходит через весь текст, упоминаясь чуть ли не на каждой странице из сорока трех. При этом о критическом мышлении говорится пару раз и вскользь.
• Не шучу, цитата:
«Портрет выпускника школы»:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; ..».
• «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни».
• «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Итого. Современное российское образование направлено не на развитие в детях самостоятельности, стремления к саморазвитию, самопознанию, самоопределению и прочему «само»; навыков критического, научного мышления, стремления к открытиям; осознанию ценности своих прав и свобод как человека и гражданина. Оно имеет своей целью лишь воспитание послушной паствы в духе «традиционных ценностей».
Ю.Федотова