Служители русской православной церкви столкнулись с проблемой, которую не в состоянии решить. Бывший руководитель отдела внешних сношений РПЦ МП Всеволод Чаплин охарактеризовал ее как "приговор системе".
Кризис семейных отношений в церковной среде проявился на спаде лояльности общества к религии. Это связано и с действиями правоохранительных органов к "конкурентам" РПЦ МП по "духовному кормлению" (суды и задержания сайентологов, свидетелей иеговы. альтернативных православных), и с криминальным характером отношений церкви и общества (гомосексуальные скандалы внутри церкви, убийства детей в Мосейцево, уголовные дела вокруг строительства и реставрации храмов и т.д.).
Убийство священником супруги и убийство тремя дочерьми своего православного отца создают ещё более мрачную картину, чем видится самим священнослужителям. Возврат в домострой, где супруга совмещает в себе функции роженицы, гувернантки и прислуги, оказался невозможен. Неожиданно выяснилось, что женщина не просто робот-принтер по печати законопослушных копий хозяина дома, а самостоятельный человек, не собирающийся оставаться рабом традиции. У современных женщин, кроме трудностей быта со священниками, оказалось стремление к собственной жизни, реализации своих творческих возможностей не только в служении мужу и церкви.
На закрытом (!) семинаре по проблемам православной семьи критиковался и президент, разводившийся с супругой в прямом эфире телевещания, и "антисемейное давление" со стороны СМИ и общества, а основным источником проблемы обозначен "грех" и недостаток свободного времени для семьи. Очень напряженная жизнь у священников, не сравнить с прочими гражданами страны, которые их содержат подношениями прямыми и через бюджетные "распилы", нет, реально можно посочувствовать отцу восьмерых детей, у которого супруга лежит больная и не может обслуживать девятерых нахлебников, а ему самому еще надо "служить" ритуалы и "послушничать" во всевозможных церковных заседаниях.
Рассказы о материальной составляющей разводов и влиянии "соблазнов" только уводят в сторону от реального "корня" проблемы. Три девочки, убившие "воцерковленного" папашу, были хорошо обеспечены, но гарем и есть гарем, состоит ли он из двадцати наложниц. или из одной. Одной то и тяжелее, молитвы и смирения недостаточно, слишком много взваливается церковью на современную женщину, подвиг конечно дело хорошее, и есть удовлетворение в детях, но все хорошо в свое время. Современная жизнь не просто дисгармонирует со средневековым семейным укладом, нет, она невозможна, несовместима с ним. Соблазном можно оправдать любое преступление, другое дело жить не в рабстве а во взаимном уважении и любви. А вот этому оказывается в церкви не учат, несмотря на постоянные слова о любви, любви в церкви нет.
Скорее всего, священство будет просит власть о помощи материальной (для поддержки православной семьи), а взамен будет обещать круглосуточное молитвенное стояние за нее, последнюю надежду. В наступающий период технологического "прорыва", обещанного разведенным, замаливающим грехи и не вполне вышедшем из соблазна президентом, в этот момент стране нужны не просто демографические усилия и традиции покорного рабства, а люди с инновационным, перспективным мышлением. Но, как говорится в народной поговорке, которые так любит наш президент, - "стране нужны аэропланы, а баба (изменено) родит дураков (изменено по условиям внутренней цензуры)"...