2014 год, Красная Площадь, Москва, президент РФ пожимает руку епископу Сергею Ряховскому. Фото отсюда.
Ещё в 2004 году Сергей Бурьянов опубликовал свои наблюдения и размышления о термине "свобода религии", который используется протестантскими христианскими миссионерами и ангажированными ими учеными для усиления своего влияния (продвижение корпоративных интересов) по всему миру. В октябре 2021 года состоялся очередной 28-й ежегодный симпозиум по международному праву и религии, про который можно сказать, что практика захвата сознания с помощью подмены понятий теперь, после "окучивания" постсоветского пространства, нацелена на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Обращая внимание на текущие события в Казахстане, ведущий эксперт по вопросам светского государства и свободы совести ответил на несколько вопросов по этой, совсем не отвлеченной от "мирской суеты" проблеме.
- Сергей Анатольевич, как изменилась ситуация за 18 лет с момента публикации статьи, в плане продвижения идеи "свободы религии" в умы российских чиновников.
- Идея «религиозной» (в кавычках потому, что правового и даже единого религиоведческого определения нет) свободы традиционно вошла в деятельность российских (и не только) чиновников «с учетом национальных особенностей» в виде приоритета и материальной поддержки «традиционных»и «основных», а по сути приближенных к власти, религиозных течений. При этом не приближенные к власти лица и организации зачастую жестко преследуются силовыми структурами государств на узаконенных, но юридически неопределяемых произвольных основаниях, включая защиту «чувств верующих», регулирование «миссионерской» деятельности и пр.
- Является ли законотворческая деятельность в РФ в части отношения государства и конфессий отображением американского законодательства, переносом без осмысления последствий?
- Непосредственно нет, но тупиковая и юридически безграмотная не соответствующая требованиям современной юридической техники концепция разделения общества на «верущих-неверующих», «религиозной свободы» и пр. лежит в основе деградации российского законодательства, а также норм международного права.
- Правда ли что условно говоря "западный" менталитет не воспринимает понятия мировоззренческой свободы и свободного мышления вне религиозных догм, или это характерно для всех народов планеты, ведь само понятие godless - безбожие несёт в себе принадлежность к богу, хоть и отрицательную, также как и "атеист", и конфессионально ориентированые учёные просто не воспринимают парадигму в которой отсутствует понятие о некоем Создателе Всего с необходимостью подчинения Ему всех аспектов жизни?
- В значительной мере да, что находит отражение в сложностях перевода с русского языка терминов свобода мировоззренческого выбора и мировоззренческий нейтралитет государства. Полагаю, что не только условный «западный» менталитет привязан к старой парадигме... В разных точках мира имеются свои особенности (например, в местах распространения буддизма, даосизма, конфуцианства). В некоторых конфессиональных государствах даже «религиозная свобода» для «верующих» с трудом воспринимается, не говоря уже о свободе мировоззренческого выбора для каждого. А о мировоззренческом нейтралитете государства речь вообще не идет.
- Какую конкретно угрозу несёт в себе подмена понятия свободы совести на свободу религии для России как светского государства?
- В данном случае юридически безграмотная теория воплощается в соответствующем законодательстве, предопределяющем произвольное толкование и применение норм (произвол). В итоге – массовые нарушения прав человека, мировоззренческие ксенофобия и нетерпимость, конфликты на их почве – с торможением социально-экономического развития, а затем и с деградацией (и перспективой распада) государственности.
То же самое наблюдается на международно-правовом уровне, о чем говорит усиление глобальных вызовов, угрожающих самому существованию человеческой цивилизации.
Сегодня, как никогда, право (как наука, система норм и учебная дисциплина) все больше не поспевает за жизнью, которую оно (право) призвано регулировать. Ценой неурегулированности общественных отношений может стать глобальная катастрофа…
Права человека – ядро современного права, право на свободу совести как свободный мировоззренческий выбор – системообразующее право в системе прав человека. В указанном ключе необходим переход от концепции религиозной свободы для верующих (не отрицая, но расширяя) к концепции свободы совести для каждого.
Приходится признать, что некоторые религиозные организации в лице принадлежащих им образовательных организаций и научных центров создают существенные препятствия на пути реализации права на свободу мировоззренческого выбора каждому и принципа мировоззренческого нейтралитета государств, как его важнейшей гарантии (см. например
https://razumru.ru/humanism/journal/34/buryanov.htm )
Упомянутый Международный центр изучения права и религии при Университете Бригама Янга (МЦИПР) (Штат Юта, США) - Center for Law and Religion Studies at Brigham University Young (Uta, USA)
https://www.iclrs.org/ не единственный, но осуществляющий наиболее масштабную деятельность в сфере свободы совести во всем мире – более 1000 мероприятий в более 50 странах, экспертизы законодательства, публикации и пр.
https://www.iclrs.org/our-mission/
- Спасибо, будем надеяться, что ещё не все потеряно для нас как россиян и как землян..
- Да, надежда погибает последней, но в РФ ситуация зашла в маразматический тупик, начиная с непрерывного изменения законодательства и постоянных финансовых и недвижимых вливаний в пользу "полезных" религиозных деятелей (на фото) и заканчивая пытками не вполне полезных иеговистов (включая престарелых и инвалидов)...
12.01.2022