На сайте Института Нового Общества опубликован доклад "Академическая наука как проблема: бюрократические пороки, токсичность гуманитарной сферы и рецепты исправления положения дел в науке России", авторы пишут:
"Россия медленно вступает на путь контрреформы науки и образования после долгого периода неолиберальных реформ в этой сфере. Результат этих реформ таков, что без преувеличения можно сказать: ни в Российской империи, ни в советское время ситуация в высшем образовании и науке не была столь нездоровой, как сейчас.
Каково наследие неолиберальных преобразований? Можно ли рассчитывать на то, что формальный отказ от Болонской системы и возвращение специалитета в высшем образовании устранит проблемы? Каковы они – эти проблемы?
Насколько глубоко поражена болезнью академическая система? Способна ли она к самоисцелению, как функционирует гуманитарная наука? По каким внутренним законам существует академическая бюрократия? И что нужно сделать для исправления положения?
Ответы на эти и другие вопросы — в нашем докладе.
Экспертная группа: Василий Колташов, Андрей Коряковцев, Антон Скнарь"
Среди рекомендуемых мер в проведении контрреформы образования в частности рекомендуется повысить роль научных сообществ:
"Научные общества – вперед. В России необходимо увеличить число научных обществ с индивидуальным членством, поднять их статус и дать им возможность влиять на выбор награждаемых государством ученых и новых академиков. Реальные общенациональные научные общества должны стимулировать и работу научных институтов и кафедр ВУЗов, отмечая наиболее интересные работы и исследователей. Задача научных обществ с точки зрения государства состоит в том, чтобы разрушить изоляцию формальных академических сообществ, сделать работу более публичной и связанной с заинтересованной аудиторией, которая может мотивировать и критиковать ученых, разоблачая имитацию деятельности."