Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

Общественный фонд «Здравомыслие», опубликовав в сети Интернет информацию об отказе Комитета по рекламе Москвы в размещении статьи Конституции РФ, не ожидал столь широкого отклика от ведущих СМИ и блогеров. Такая сильная поддержка привела к тому, что и экс-вице-мэр Сергей Байдаков и руководитель Комитета по рекламе Владимир Макаров были вынуждены искать обоснование отказу: они говорили о технической невозможности удовлетворить все заявки, недоумевали, почему именно сейчас необходимо делать упор на эту статью, и даже ссылались на то, что «комиссию не устроило художественно-эстетическое оформление рекламного баннера». Оставим эти неубедительные объяснения на совести чиновников: им было действительно трудно найти формальный повод, почему в светском государстве конституционная статья, закрепляющая этот принцип, вызывает у них такое неприятие.

 

Скачать пресс-релизpdf

In Englishpdf

 
Общественный фонд «Здравомыслие», опубликовав в сети Интернет информацию об отказе Комитета по рекламе Москвы в размещении статьи Конституции РФ, не ожидал столь широкого отклика от ведущих СМИ и блогеров. Такая сильная поддержка привела к тому, что и экс-вице-мэр Сергей Байдаков и руководитель Комитета по рекламе Владимир Макаров были вынуждены искать обоснование отказу: они говорили о технической невозможности удовлетворить все заявки, недоумевали, почему именно сейчас необходимо делать упор на эту статью, и даже ссылались на то, что «комиссию не устроило художественно-эстетическое оформление рекламного баннера». Оставим эти неубедительные объяснения на совести чиновников: им было действительно трудно найти формальный повод, почему в светском государстве конституционная статья, закрепляющая этот принцип, вызывает у них такое неприятие.

Однако, одним из главных результатов этой кампании стал прозрачный намек Владимира Макарова в интервью «Российской газете»: «…если фонд "Здравомыслие" полагает, что данную цитату все-таки крайне необходимо напомнить москвичам, то ничто не мешает ему обратиться в любую из десятков существующих в городе рекламных фирм… и разместить ее на договорных началах».

2Здесь необходимо напомнить, что еще в сентябре, приняв решение продолжить в России международную антиклерикальную кампанию, поддержанную в 2008 году в Великобритании известным ученым-эволюционистом Ричардом Докинзом, мы неоднократно обращались в частные фирмы с просьбой разместить на рыночных условиях наш макет. В ответ же получали либо отказ, либо предложение направить заявку в Комитет по рекламе для размещения его в качестве социальной рекламы. Получив отказ от Комитета и имея такую рекомендацию его главы, Фонд «Здравомыслие» принял решение обратиться к лидеру рынка наружной рекламы - компании News Outdoor Russia, являющейся подразделением международной компании News Corporation австралийского миллиардера Руперта Мердока.

Расчет был простой: учитывая репутацию компании на рынке, приверженность ее основателя принципам свободы и законности, мы посчитали News Outdoor наименее ангажированной и подверженной какому-либо влиянию со стороны «религиозных» чиновников и церкви.

Увы, мы глубоко ошибались. Направив по электронной почте менеджеру по работе с клиентами Виктору П. макет с текстом 14-ой статьи Конституции РФ для размещения на билбордах в Москве, мы получили от него (со ссылкой на результат внутренних консультаций в News Outdoor Russia) ответ: «К сожалению, именно эту информацию мы не сможем разместить». Грустный, но одновременно блестящий в своей откровенности и непосредственности ответ!

После этого мы еще несколько раз предпринимали попытки понять, что такое есть в этом тексте, что не позволяет его согласовать и разместить на свободных билбордах. Мы просили соединить напрямую с юристами или руководителем, которому не безразлична репутация компании. Но безрезультатно.

Поэтому, не добившись ответа от News Outdoor Russia, мы бы хотели задать вопросы напрямую Руперту Мердоку (перевод этого пресс-релиза направлен в пресс-службу News Corporation):

  • 1. Имеют ли что-то против Конституции РФ компании News Corporation и News Outdoor Russia?
  • 2. В своей речи перед ежегодным собранием акционеров News Corporation 15 октября 2010 года г-н Мердок неоднократно говорил об ориентации компании на неуклонный рост продаж и расширение бизнеса. Как эти обещания акционерам сочетаются с отказом от бизнеса в продаже площадей Фонду «Здравомыслие»? Является ли этот факт показателем здравого смысла и приверженности московской компании целям, декларируемым ее владельцем, особенно в ситуации известных налоговых потерь и общего падения выручки?
  • 3. В одном из своих интервью, на вопрос об отношении к религии, Руперт Мердок сказал: «ly religious as I'm sometimes described » («Я не настолько религиозен, как меня иногда описывают»). Возможно ли такое, что кто-то из руководителей News Outdoor Russia являются более intensely religious, и эта их особенность сильнее интересов компании?

Вывод из этой истории таков: степень клерикализации общества достигла недопустимой величины. Граждане с трезвым рассудком и здравым смыслом сталкиваются не только с чиновниками, сверяющими свои действия с религиозными догмами (а не с законами РФ), но и с бизнесом, в котором также идут процессы клерикальной деградации.

Получается, что один из основных принципов, закладывающих основы конституционного строя Российской Федерации, нельзя никаким способом донести до москвичей: ни как социальную рекламу, ни как коммерческую. Конституцию можно знать, но нельзя говорить о ее содержании вслух.

Этот пример наглядно демонстрирует, что наша цель - инициировать общественную дискуссию о негативных последствиях клерикализации – является по-настоящему важной и требующей долгой, кропотливой, совместной работы всех здравомыслящих людей.

Мы не будем просить и пытаться согласовать размещение наружной рекламы на коммерческих условиях. Вместо этого, мы запускаем независимый проект «ТЫСЯЧА АТЕИСТМОБИЛЕЙ!» - любой желающий сможет получить и наклеить на своем собственном автомобиле любые из распространяемых нами стикеров: на бампер или заднее стекло.