Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира


РОСТИСЛАВ ПОЛИЩУК: РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ЗОНУ РИСКА

Интервью члена Экспертного совета Фонда "Здравомыслие" для журнала "Политическое обозрение"

 

3 апреля 2011 года

 

- Ростислав Феофанович, расскажите, пожалуйста, когда была создана Комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, что стало причиной её создания?

Комиссия была создана решением Президиума РАН по инициативе академика Виталия Лазаревича Гинзбурга в 1998 году в связи с деградацией и архаизацией сознания российской общественности как социальной болезни России на переживаемом ею драматическом переломе своей  истории. Социальный фазовый переход всегда сопровождается потерями, но задача модернизации России несовместима с её архаизацией. 

- Почему Вы стали трудиться в этой Комиссии, ведь эта деятельность отнимает много времени и сил?Не так уж много времени эта общественная работа отнимает от основной научной работы.

 

Я и ранее как эксперт писал немало экспертных заключений на разные патологические (и не только патологические) проекты и патентные заявки, и мне предложили войти в состав созданной РАН Комиссии. Эта работа просто необходима сегодня, когда меняется мировоззренческая установка нашего народа – меняется просто потому, что каждая такая установка имеет конечный исторический ресурс. При этом вся духовная история человечества есть единый ветвящийся процесс, в котором исторические эпохи отличаются формой воплощения высшего Начала. Нужно очень внимательно относиться к формам первобытного сознания (ведь, скажем, сегодня те, кому недоступна современная дорогая медицина, вынуждены обращаться к современным оккультистам, подменяющим реальное лечение разными ритуалами, амулетами и внушением), античного политеизма, буддизма, теизма (иудаизма, христианства, ислама)  и вероучения коммунизма. Когда иссяк ресурс коммунистической установки (а в истории детерминированы только вероятности событий, но не сами по себе конкретные события), стали активизироваться примитивные и устойчивые своей примитивностью структуры первобытного сознания. Здесь приходится отстаивать научное мировоззрение. Скажем, ещё нарком просвещения А. В. Луначарский  укорял поэта Александра Блока, что тот что-то путаное говорил о новом Христе в своём стихотворении «Двенадцать», не замечая реального Христа-2 в своём реальном современнике Ленине, а сегодня Христом-2 объявил себя, в частности, Григорий Петрович Грабовой и нашёл тех, кто ему поверил или якобы поверил. Всегда были и будут люди разного познавательного возраста, но наша позиция – это позиция науки. Как сказал в Ватикане в марте 1998 года Иоанн Павел Второй математику Владимиру Игоревичу Арнольду, «наука одна имеет способность установить истину, а Церковь считает себя более компетентной в проблеме применения научных открытий типа атомных бомб». Ведь очевидно, что развитие морали может отставать от развития технологии. Ясно также, что не единой наукой жив человек. Но наука замкнута на логику и на эксперимент, который и является единым «хозяином истины». Хотя правда у каждого своя, истина для всех одна. О силе научной истины говорит один пример. В середине семидесятых годов был создан Институт прикладной математики АН СССР для развития критических технологий – шифрование (для охраны гостайн), ядерные и ракетные технологии, социальные прогнозы.  В середине восьмидесятых годов этот институт выдал прогноз о высокой вероятности распада СССР в 1991 году.  Сейчас возникла новая наука – эконофизика, изучающая законы функционирования мировой экономики и поведения в ней экономических субъектов. Очевидно, что есть серьёзные объективные закономерности в развитии этносов и в ходе истории, которые можно описывать на языке параметров порядка: геополитические факторы, коэффициенты внутренней и внешней конфронтации общества и так далее. В России сегодня по сравнению с прошлым периодом холодной войны уменьшилась внешняя, но увеличилась внутренняя конфронтация в обществе, и это уменьшило горизонт прогнозирования развития нашего общества, увеличило факторы риска, и это требует более трезвой оценки ситуации, а не ухода в первобытные структуры сознания.Вы спросили меня  о моих личных обстоятельствах, приведших меня к работе в Комиссии. Дело в том, что на меня большое влияние оказали мой дед Иван Захарович Никитин (1884-1948), которому я задавал свои первые детские вопросы о Вселенной, и его племянник Александр Васильевич Беляков (1897-1982), который звал меня в КПСС и в космонавты. Дед был старовером, что заставило меня читать старообрядческие книги, а дядя был «сталинским соколом», что заставило меня изучать коммунистическое вероучение и ставить различные мировоззренческие установки в более широкий культурный контекст изучения всего спектра точек зрения, чтобы не быть эпигоном своих предков. Описание истории на языке исторических инвариантов обнаруживает её единый смысловой стержень, и математическая  история здесь проливает новый свет на логику истории.

- Какие опасности сегодня существуют для России?

По-моему, для России сегодня главная проблема - избежать распада вопреки известному прогнозу ЦРУ. По-моему, общечеловеческие ценности существуют не в большей степени, чем «общерыбьи ценности» в пруду с карасями и щуками. Их общая ценность – сохранения самого пруда, а общая ценность россиян – сохранение самой России и великой русской культуры. У нас в Физическом институте имени Лебедева (ФИАН) на семинаре Дмитрия Чернавского «Математическое моделирование развивающихся систем» изучают моделирование социальных процессов. Модель России допускает положительную вероятность её распада, но ложь прогноза ЦРУ в том, что возможны и иные сценарии, реализация которых зависит от нас самих. Распад империи есть переход от единой социальной структуры к структуре доменной, и это разъединение есть предпосылка новых объединений на новых началах, что мы сегодня и наблюдаем. Главная проблема сегодня – деградация содержания труда, вызывающая частичный распад общественного сознания. Моделирование социальных процессов позволяет грамотнее использовать  ограниченные ресурсы для повышения вероятности благоприятного исхода происходящих перемен в сегодняшней России и в мире (Россия во многом замкнута на соседей, а мир замкнут только на себя).

- В чём причина такого массового увлечения всякого рода лженауками?

Как говорил писатель Гоголь, «пошло то, что в ход пошло». Пошлость без напряжения разливается по горизонтали, тогда как высокое создаётся напряжением по вертикали. Фаза социальной хаотизации типична для социальных фазовых переходов. Социальная катастрофа разбивает социум на группы и кланы с несовместимыми интересами. Формулой успеха становится не столько честь и достоинство, сколько хитрость и коварство. Возникает  такое расслоение населения  по  доходам (описываемое распределением Парето), которое не всякий социум выдержит. Возникает большое расслоение по уровню культуры и даже одичание. Инстинкты и суеверия побеждают разум. Олигархи несут серьёзные финансовые потери, когда руководствуются не эконофизикой, но астрологией. Если античность открыла умение доказывать, то современная пошлость возвращается к голому внушению и насилию над нормальным восприятием действительности: клановые интересы разрушают интересы сверхклановые. В противостоянии бездуховной мистике наука видит временного союзника даже в церкви: одичание опускает народ на дохристианский уровень. 

- Какова роль СМИ в популяризации лженаук?

Сегодня средства массовой информации – это бизнес и инструмент манипуляции общественным сознанием. Поэтому, например, на телевидении есть много разных каналов, но нет ни одного научно-образовательного телеканала «Знание».   Когда Александр Гордон вёл в 2001-2003 годах передачи «Ночные диалоги», они выходили после полуночи, но к ним как к глотку свежего воздуха потянулись те, кто задыхался среди трупных червей культуры. Математики, которых я привлекал к этой программе (поскольку не все понимали отличия жанра научного семинара, где выступающему можно возразить,  от жанра научной телепередачи), говорили тогда, что Россия – единственная в мире страна (это говорили уехавшие за рубеж  математики: здешние математики обычно брезговали общаться с нашим телевидением), где после полуночи можно посмотреть что-то вполне серьёзное.    Когда культ чистогана подменяет всё остальное,   культура деградирует. Почему? Например, потому, что деньги - не сущность, но посредник между сущностями. Например, потому, что, скажем, если базовый инстинкт воспроизведение рода застревает на первом шаге, то он подрывает само это воспроизведение рода, подразумевающее не только демографию, но и воспитание детей здоровыми, грамотными и  достойными людьми. В критических  социальных ситуациях одни люди поднимаются, другие – опускаются на примитивный уровень и самоорганизуются в новую социальную силу - так, например, обычный криминал превращается в организованную преступность, а лысенковщина в науке – в организованную интеллектуальную преступность.  Не случайно новые лысенки считают нашу Комиссию инквизицией, мафией, позором России, хотя мы опираемся исключительно на твёрдо установленные наукой факты. Меня, например, пять раз сталкивали на телевидении с Аланом Чумаком, якобы заряжающим воду через телеэкран. Я ему говорил, что пусть он принесёт свою воду в наш ФИАН, и не авторитет науки, а сами чувствительные приборы покажут   все её заряды.   Деградация общества вызывает деградацию СМИ, и возникает порочный круг, который следует разорвать.

- Как Вы относитесь к тому, что Кашпировскому опять предоставляют эфир на телевидении.

Для меня это всё то же наблюдаемое сегодня торжество трупных червей культуры. Думаю также, что не от хорошей жизни телевидение пошло на  то, чтобы вернуть Кашпировского: у распада общественного сознания есть своя логика – легче вернуть Кашпировского с его внушениями улучшения здоровья, чем улучшить реальную инфраструктуру здравоохранения. В мире чистогана здравоохранение способно  превращаться в болезнеохранение: вас будут лечить в меру вашего кошелька, здесь главное – деньги, а не ваше здоровье.  Когда больному не могут реально помочь, ему реальное лечение заменяют виртуальным лечением через телевизор.

- Кашпировский впервые появился на телевидении в предреволюционный период новой истории России, перед распадом СССР. Не кажется ли Вам симптоматичным его второе пришествие?

Любой журналист, думаю, скажет, что возврат к телецелителям и телеколдунам симптоматичен. Но социальная динамика определяется не телевидением, а соотношением параметров порядка и борьбой совсем на другом уровне – в гонке нановооружений и космических технологий, в совершенствовании методов информационной войны для сборки и разборки социальных субъектов (государств), в борьбе за правопорядок, за социальное благополучие народа, за высокий статус науки и образования в обществе и так далее.              

- В ХХI веке, веке технологий, не менее активными стали и всякого рода суеверия, астрология, гадания и прочее. Каково будущее этих явлений?

Эти явления в ближайшем будущем будут только нарастать, потому что растёт социальное неравенство, растёт труднодоступность качественного образования и медицины.  Люди с детства тянутся к чудесному и таинственному: нормальная психика не возникает без мифологической стадии – это только с обретением силы выдержать утрату детских иллюзий человек начинает понимать, что «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Как сказал Бальзак, «ужасен удел человечества: всякое счастье происходит от неведения». А, как известно, «во многой мудрости многая печаль». В своё время я преподавал математику в Университете дружбы народов, и однажды индийские студенты принесли мне газету на английском языке, где известный йог звал всех на демонстрацию его чудесного «хождения по воде, яко посуху» - прочие чудеса он уже, якобы, освоил. Когда я этим будущим инженерам говорил про закон Архимеда, они возражали, ссылаясь на многие непознанные силы психики. Но при первом же шаге в прямоугольную ванну с водой (за которой лежали белые простыни, до которых йог планировал дойти, не омочив ног) он омочил не только свою импозантную  белую бороду, но и всё тело. Об этом провале я прочитал уже в «Комсомольской правде». Наука не совместима с чудесами, она демистифицирует кажущееся мистическим и расширяет границы естественного, находя естественное объяснение тому, что кажется  сверхъестественным. Это касается и антропогенеза как структурно устойчивого (локализованного в пространстве-времени) образования в процессе эволюции Вселенной.  Будущее гаданий и прочих таких вещей такое же, как и будущее дошкольного воспитания: всегда будут люди различного биологического и познавательного возраста. Наука вынашивает глубокое смысловое преображение мира с каждым фундаментальным открытием. Это чудо познаваемости мира и неиссякаемости сюрпризов новых научных картин мира (напомним, что не единой наукой жив человек) выше детских сказочных чудес, и у взрослых детей отнимут сказки не ранее, чем смогут заменить их не менее увлекательными реальными вещами.        

- Прислушиваются ли к выводам работы вашей Комиссии на вершине власти?

У нас нет иллюзий относительно «вершины власти»: общество устроено сложно, и критерии отбора людей в науке и политике различны. «Государство» Платона существовало только в его воображении, а Маркс надеялся, что сила разума (а не сила веры, как в теизме) уничтожит социальную энтропию, социальное зло, и государство отомрёт. Либеральные экстремисты отводят государству роль нанятого менеджера в условиях самоорганизующегося рынка с его (по Адаму Смиту) «невидимой рукой». Но моделирование экономики показывает наличие в рыночной экономике как низкопродуктивных устойчивых состояний (в одном из них сейчас находится Россия), так и состояний высокопродуктивных (в них находятся передовые  государства). Государство всегда будет играть роль встроенного стабилизатора экономики и политики: его интересы должны быть выше клановых интересов корпораций и интересов отдельных социальных групп. Но в России сегодня законы джунглей проникают и в российскую науку, и свои «оборотни» в науке, наживающиеся, скажем, на недвижимости РАН за спиной её честных научных сотрудников, дискредитируют науку в глазах российской власти. Но именно ставка на науку способна модернизировать Россию. Прорыв человека в космос, лечение считавшихся прежде летальными болезней, искусственный интеллект, обычный мобильный телефон – явное воплощение науки. Будущее – не за колдунами, астрологами, экстрасенсами и прочими оккультистами, но исключительно  за наукой. Ещё раз напомним, что далеко не единой наукой жив человек. Вспомним пушкинское: «И ведает мой добрый гений, что  предпочёл бы я скорей бессмертию души моей бессмертие моих творений».  

- Недавно отмечалось столетие со дня рождения Ванги. Каково Ваше отношение к этому явлению? 

Вангу считаю достойной женщиной, а феномен Ванги как символа и бренда – это прежде всего феномен социальной психологии, проливающий свет на моральное здоровье общества. Ванга – это одно, а бизнес на Ванге  –  это другое.        

- Академик Наталья Петровна Бехтерева изучала этот феномен и относилась к нему весьма серьёзно…

Ко всему надо относиться достаточно серьёзно: тут важно отделить субъективные моменты от объективных явлений. Скажем, космонавты с их рискованной профессией, как и студенты перед экзаменом, могут питать слабость к психологически им помогающим суевериям. Но наука – вещь жёсткая. И в  науке нет авторитетов. Выдающийся математик Григорий Перельман сказал, что если результат получен, он не требует признания. Эйнштейн после своих гениальных работ публиковал и ошибочные работы, и его ошибки по-своему весьма интересны. Сама гениальная теория относительности  Эйнштейна – это экспликация имплицитного содержания электродинамики Максвелла, которую тот был обречён строить в системе понятий ньютоновой механики, поскольку других научных понятий при нём просто не существовало. Но это означает, что и теория относительности, и квантовая механика  – не последние научные теории. Сегодня физика приходит к пониманию вторичности понятий пространства, времени и материи и копает мир глубже. Вот и представления о работе мозга ожидают своего развития. Кроме того, если через веру в мистику политических лидеров можно на этих лидеров влиять, всегда будут востребованы   люди, которые могут это использовать. Поэтому среди прочих проблем российской науки важна и проблема поддержания высокого интеллектуального потенциала российской власти (вспомним, как Лысенко с помощью Сталина нанёс урон российской генетике).  У России нет будущего без гармонизации духовного и материального производства российского  народа.