Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

Фото Владимира Рослова.
 

26 июля 1875 года в Швейцарии родился выдающийся деятель в истории психоаналитического движения К.Г. Юнг, человек, чьей деятельности мир обязан распространению теории Фрейда. Но не только в этом заключаются заслуги швейцарского учёного. Многие собственные теоретические утверждения Юнга входят в научную базу современной психологии. Именно его принято считать основателем «аналитической психологии». Юнг был первым, кто применил в диагностических целях технику словесной ассоциации. Юнг приспособил тесты с использованием словесной ассоциации к изучению морфологии и истории религий. Его работы «Попытка психологического истолкования догмата о Троице» и «Ответ Иову» одинаково интересны и верующим и атеистам.

Одним из важных юнговских открытий явилось определение психологических, или личностных, типов. Два основных типа, или мироощущения, - это экстраверсия и интероверсия. Сегодня многие люди ими пользуются, хотя и не все знают, что их происхождение связано с именем Юнга. Его книгу «Психологические типы» (1933) можно считать самым значительным произведением его научного творчества. В ней он выразил суть своего мировоззрения: «Моё поле деятельности – это не определение внешних характеристик, а исследование и классификация психических фактов, которые могут последовать из них…это описательное исследование психики, которое позволяет нам сформулировать определённые теории о её структуре. Из эмпирического применения этих теорий и развилась, в конце концов, концепция психологических типов». 

Своей центральной задачей Юнг считал изучение бессознательного и его роль в жизни человечества. По его мнению, существуют личное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное составляет основную часть национальной души. Содержание коллективного бессознательного формировалось за счёт опыта бесчисленных поколений (например, боязнь темноты, покойников). В то же время, по Юнгу, существуют компоненты сознания, которые он называл архетипами. Находятся они на границе личного и коллективного. Архетипы коллективного бессознательного обнаруживаются в мифах, религиях, народных сказаниях и воплощаются в различных антропоморфных фигурах. С ними нельзя не считаться. Иначе они могут жить самостоятельно в сознании людей, заменяя живую реальность.