С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. разными группами российского общества поднимаются вопросы об ее уточнении и изменении, чаще всего встречаются попытки переделать некоторые положения Основного Закона для получения определенных привилегий, облегчения применения уголовного и процессуального законодательства.
Наиболее активно ведет себя религиозное лобби, продвигающее в общественном сознании внесение в Конституцию идеи превосходства одной идеологии над другими (в частности, признание «православия» государствообразующей идеологией, его особой роли, соответственно и статуса), выдвигаются идеи принятия на уровне Конституции практик религиозного судопроизводства (шариат). Есть попытки внести поправки, облегчающие, с точки зрения инициаторов, применение уголовного и гражданского законодательства.
В многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации, история которой как демократического государства без господствующей идеологии начинается с 1991 г., любые произвольные изменения конституционного строя, особенно в части прав и свобод граждан и самого характера государственной власти, не просто ведут к изменению текста Конституции РФ для «справедливости» отражения того или иного явления, но и создают реальные угрозы появления внутригосударственных, социальных и межнациональных конфликтов.
В настоящее время РФ по своей Конституции является одной из самых передовых стран мирового сообщества, декларируемые конституционные принципы создают условия для полноценного развития государства и общества, граждан и их организаций, в том числе и религиозных. Тем не менее правозащитными организациями, в том числе фондом «Здравомыслие», «Ассоциацией граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», «Институтом свободы совести», другими общественными организациями постоянно фиксируются действия и заявления, грубо нарушающие и Основной Закон, и законодательство РФ.
Появление попыток изменения положений Конституции связано как с позицией высших судебных, законодательных и исполнительных властей государства, которые действуют не всегда адекватно, игнорируя рамки законности и переходя к личным понятиям и предпочтениям, так и с позицией научного сообщества, часть которого
взяла курс на оправдание такой деятельности. Более того, общество подвергается постоянной религиозной пропаганде в связи с принятием партией «Единая Россия» курса на «возрождение традиционных ценностей», в связи с чем существенно снижаются критическая оценка происходящего, уровень образованности граждан и понимания ими общественных процессов. В общественном сознании весьма произвольно трактуются такие термины, как «религиозная свобода», а в правовом поле де-факто укореняются неправовые определения «религия», «религиозные чувства», «чувства верующих».
Авторы попытались по возможности коротко и доходчиво ответить на возникающие вопросы исходя из принципов самой Конституции РФ, международных норм и практики, рассматривая законодательство, в том числе и Основной Закон, не просто как фиксацию существующих традиционных общественных отношений, как символ или конструкцию, но прежде всего как реально действующую практику, совершенствующуюся в применении и позволяющую развивать общественные отношения в соответствии с общими трендами, направлениями развития всей человеческой цивилизации.