14 октября 2015 года Президент РФ внёс в Государственную Думу законопроект, предлагающий изменение в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (от 25 июля 2002 года №114-ФЗ) следующего содержания: "Статья З1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами."
Мы решительно не согласны с принятием данных изменений по следующим причинам. Во-первых, принятие таких поправок, ставящих над законом "священные тексты" четырех главных конфессий России, является нарушением принципа светского государства. Во-вторых, это нарушение принципа равенства существующих на территории РФ конфессий и мировоззрений, когда для одних религий государство устанавливает привилегии по отношению к другим. В-третьих, здесь имеет место явное нарушение принципа разделения властей, когда исполнительная и законодательная власть ставят пределы компетенции судов, - указывая, что и как им судить и какие книги признавать экстремистскими, а какие нет, - не в соответствии с действующими на территории Россиии законами, а чисто избирательно и волюнтаристски.
Выведение "священных текстов" из-под действия антиэкстремистского законодательства искусственно, несправедливо и необоснованно. Справедливо задать вопрос: на основании чего президент Путин считает несомненным, что в данных книгах заведомо не содержится никаких экстремистских материалов? Сомнительно, что он лично вычитывал и проверял все эти тексты как религиовед или же как юрист на предмет соответствия антиэкстремистскому законодательству. Похоже,что глава государства желает навязать законодательной власти в России и хочет заставить власть судебную официально признать следующий принцип: хотя экстремистские положения в "священных текстах" 4 основных конфессий содержатся, мы не должны этого признавать, дабы угодить ревнителям "традиционных"религиозных ценностей! Между тем, по своему конкретному содержанию вышеназванные тексты в целом ряде мест, безусловно, подпадают под определение действующего закона об экстремизме как фундаменталистские, проповедующие религиозную нетерпимость, разжигающее межконфессиональную и межнациональную рознь, ведущие к откровенному фашизму или по крайнем мере ксенофобии.
Данный законодательный акт продиктован исключительно политическими, а не юридическими мотивами, и означает следующий шаг к разрушению последних устоев светского государства в России. Объявление "священных текстов" неподсудными будет означать верховенство религии над светским законодательством, что недопустимо в современном цивилизованном обществе. Подобная мера означает, что власти РФ признают за "священными текстами" 4 главных конфессий - христианства, ислама, иудаизма и ламаизма - некую сверхъестественную природу, делающую их неподсудными человеческому разуму и государственной юстиции. Признание же этих священных книг стоящими выше закона неизбежно поставит в такое же положение и те конфессии, которые их исповедуют. По сути этот акт значит ещё большее утверждение привилегированного положения данных конфессий не только в сравнении с другими религиями, философиями, мировоззрениями, но и по отношению к светскому государству и обществу: что, несомненно, грубо попирает положения стт. 13 и 14 действующей Конституции РФ, гарантирующих отсутствие в нашей стране официальной идеологии, равенство вероисповеданий перед законом и невмешательство государства в религиозные споры.Также принятие данного законопроекта приведет к нарушению принципа равенства граждан независимо от его отношения к религии, закреплённого в статье 19 российской Конституции.
Внесённые президентом Путиным на рассмотрение Федерального собрания поправки являются нарушением не только положений Конституции РФ о светском государстве, но также и демократического принципа разделения властей, по которому исполнительная и законодательная ветви власти не должны вмешиваться в компетенцию судебной. Принятие таких поправок может привести в глобальной перспективе к весьма пагубным следствиям, поскольку даст фундаменталистски настроенным последователям "традиционных" религий законную возможность использовать вышеназванные "священные" тексты для пропаганды и насаждения антигуманных, нетерпимых, мракобесных принципов, открыто противоречащих целому ряду норм междунородного права и законодательства Российской Федерации. В то же время с принятием данных поправок адепты других религий и нерелигиозные граждане РФ будут явно дискриминированы в плане распространения своих взглядов по сравнению с 4 главными конфессиями, которые закон выведет из правового поля.
Также обращает внимание и то, что данный законопроект предложен без учёта далеко идущих последствий в практике оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельности. Путинская инициатива противоречит Уголовно-процессуальному законодательству, которое относит вопросы квалификации вины и определения наказания к позиции судьи, которая вырабатывается согласно доказательствам, признаваемым допустимыми в судебном процессе и относимыми к судебному процессу пункт 1 статьи 74 и статья 88 (правила оценки доказательств) Уголовно-процессуального кодекса РФ. Данные поправки противоречат и статье 118 Конституции РФ, согласно которой решение об относимости и допустимости тех или иных текстов, должен в Российской Федерации принимать только суд. С принятием таких поправок возникнет трудность в назначении наказания в соответствии со статьями 66, 67, 68 общей части Уголовного кодекса РФ: какую экстремистскую организацию и какое лицо признавать соучастником, например, как определять степень опасности того или иного приготовления к преступлению и т. д.
Либо наше государство должно радикально изменить закон «Об экстремизме» и не подвергать преследованию никого ни за какие писания, в том числе и за политическую нетерпимость, ксенофобию, экстремизм и так далее, либо ко всем текстам, которые имеют распространение на территории Российской Федерации, должен быть один подход в соответствии с этим законом. Если в них находятся какие-то цитаты и места, которые противоречат действующему законодательству, значит нужно признавать, что эти моменты являются экстремистскими и что, соответственно, надо ограничивать распространение этой литературы. Однако же верховная власть у нас решила занять совершенно лицемерную позицию: одни экстремистские материалы, не нравящиеся ей, жестоко преследовать как фашизм, а тот экстремизм, который ей нравится – всячески обелять и защищать, объявляя его "духовной традицией"... Естественно, такая позиция является просто издевательством и над здравым смыслом, и над элементарными понятиями человеческой справедливости, и просто над понятием законности. Она лишь способствует дискредитации как принципов современного права в глазах наших сограждан, так и всего Российского государства в целом, показывая чудовищную предвзятость и необъективность политики ныне действуюшей власти!
Таким образом, данную законодательную инициативу президента следует признать необоснованной, антиконституционной, непродуманной по своим последствиям, а также юридически и фактически безграмотной! Особенно вопиющим фактом является то, что она исходит от должностного лица, не только имеющего юридическое образование, но и призванного являться гарантом действующей Конституции, закреплённых в ней фундаментальных прав и свобод граждан... Сознавая, что воспрепятствовать принятию внесённых на столь высоком уровне поправок к Федеральному закону "О противодействии экстремизму" в нынешней политической системе России нереально, мы всё же считаем своим долгом воззвать к разуму и совести депутатов Федерального собрания РФ, призывая их не голосовать за эту мракобесную инициативу, ведущую Россию по пути беззакония и установления в нашей стране открытого религиозного диктата!
Атеистическое общество Москвы
Фонд "Здравомыслие"