Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

В последний день зимы в Государственной думе РФ состоялся Круглый Стол, посвященный вопросам образования в стране.

DSC 0006  

Мероприятие началось с показа фрагментов фильма "Последний звонок".

Сам фильм можно посмотреть на специальном сайте, все три серии доступны на портале "ютуб"

DSC 0008 

Организаторы Круглого Стола, -  "Конгресс работников образования, науки", Олег Смолин, член Комитета ГДРФ, не ожидали такого количества участников. В небольшом зале на 8 этаже собралось около 200 человек (зарегистрировались для участия 170)..

DSC 0009

Выступать с докладами намеревалось 80 человек, в результате за 4 часа работы выступило полтора десятка, после чего состоялось небольшое совещание, на котором обменялись практическими идеями ("что делать") и контактами.

DSC 0011

Организаторы честно признались, что в первую очередь давали слово тем, "кого знают", и член-корреспондент АН РФ  Полищук Р.Ф. слова не получил.

DSC 0010 

Олег Смолин рассказал, что ни одна законодательная инициатива по изменению образования в стране не была поддержана или даже не поступила на рассмотрение Думы из-за депутатов фракции "правящей партии" ("Единая Россия", поддерживающая самовыдвиженца, кандидата в Президенты РФ Путина В.В.).

Автор фильма, Константин Семин (программа "Агитация и Пропаганда"), в свойственной ему манере агитировал на "борьбу", за смену системы, "надстройки" и опору на "базис" (экономику), "корень зла" представил в капитализме и "Болонской Системе" образования, разделяющей учеников на "элиту" и "плебс" ("скаковых" и "тягловых лошадей").

Участники мероприятия в основном благодарили автора и съемочную группу за фильм, приводили свои примеры о катастрофическом положении средней и высшей школы, что вызвало просьбу модератора (Александра Бузгалина) говорить о конкретных предложениях по выходу из ситуации.

Несколько коротких реплик, записанных по ходу мероприятия:

ЕГЭ уничтожило Учителя в школе.

Бюрократизация образования лишает инструмента образования, при "нормальных бумагах" студентам и преподавателям можно не приходить на занятия.

Отделить школу и аттестацию среднего образования от ЕГЭ.

Поразил рассказ бывшего сотрудника МИФИ о создании в институте бюрократической "фирмы", которая вместо образования студентов занимается распилом "ставок". Заметьте, это тот самый институт, где впервые появилась кафедра теологии и где памятник шагающему к истине студенту снесли и заменили на крест.

Были и выступления против политизации проблемы, против возврата в старую "советскую" систему образования, которая создавалась совершенно в другой системе общественных взаимодействий. Но их было мало. В основном "вектор внимания" в выступлениях был обращен в сторону "плохой власти", на что были резонные замечания о преодолении страха перед "системой", объединений в профсоюзы и реальную борьбу за права учителей и учеников.

Всегда в таких случаях возникает вопрос,  - а против кого дружить?

Когда снимался фильм "Православие в Законе" такой вопрос тоже поднимался. "Что делать" и "кто виноват",  - "вечные" вопросы русской жизни, но обращены они к некоему "Хозяину", который, будть то народный герой, иностранный философ или коллективный разум, сядет, подумает и придумает, нарисует "апрельские тезисы", "дорожную карту" и все дружно возьмутся за работу и проблема решится в установленные сроки. Но история решения "вечных вопросов" показывает, что "никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой..." и "добьемся освобожденья" оборачивается новым кругом тех же проблем. Все то же невежество, бюрократизация, произвол, коррупция, что и в царской России и в СССР. Возможно дело не во внешних обстоятельствах, не в том, как "садиться" в "квартет", а в самой технологии и администрировании обучения, не соответствующей новым технологическим и научным вызовам? В игнорировании фундаментального обучения навыкам самостоятельного мышления, логике и философии, как методам мышления, способам сборки адекватной картины мира?

Ведь даже если увеличить бюджет на образование и науку, но преподавать теологию или тот советский вариант марксизма, который привел к отставанию в кибернетике (вычислительной технике), генетике (биотехнологиям), игнорировать критическое мышление (расстреливать и избавляться от инакомыслящих), и только перенимать "западный образ жизни" вместе со сложившимися там формами обучения, то можно ещё и следующие 25 лет "экспериментировать" без всякого результата.

Фильм  "Последний звонок" достоин просмотра. Хорошо бы он стал действительно звонком на выход находящейся "у власти" правящей группе, вгоняющей страну в служебный придаток возомнившим себя мировой элитой.

 

@interrno