Никогда в своей жизни я не задумывалась над таким явлением, как религия, а также о её влиянии на жизнь общества и отдельно взятого человека. Не задумывалась, поскольку, на моё счастье, я родилась в стране, где всякая религия рассматривалась в качестве того, что она есть - очковтирательство.
После развала Союза религия в России стала набирать силы, она стала популярна и всё больше людей стали называть себя "верующими". Меня это, однако, не коснулось просто потому, что по молодости лет я игнорировала многое, что происходило вокруг меня, в том числе религию и её последователей, которые встречались мне на пути или стучались в мою дверь.
Сейчас я в Соединённых Штатах Америки и, как оказалось, вопрос религии здесь обойти стороной просто невозможно. Именно здесь я впервые стала задумываться о том, как жутко жить в стране, большинство населения которой верит в существование невидимого друга - то есть находятся в состоянии, при котором отдельно взятым личностям обычно рекомендуют психиатрическую помощь. Но этого удивительным образом не происходит, если подобное состояние - убеждение в существовании бесплотных существ и всякого рода видения - испытывают тысячи и даже миллионы людей. В этом случае это психическое состояние называется "религией" и приобретает статус общественной организации, а также право диктовать людям свои законы и требовать следования им.
Религия в США присутствует буквально везде. И религия эта, а точнее всевозможные её вариации, по нашим, российским, меркам, очень странная. Религией может считаться абсолютно всякое верование в невидимое существо, которое требует от тебя беспрекословного послушания. Главное, чтобы такое воображаемое существо в твоей жизни было. Если его нет, окружающие люди почти во всех штатах, кроме некоторых северных, будут относиться к вам с подозрением, будут вас избегать и будут считать вас скверным человеком. Культовым сооружением, церковью, здесь считается всякая, даже самая невзрачная постройка, если на неё взгромождены шпиль или крест. И таких заведений в США неисчислимое множество, они встречаются на каждом шагу.
Если вы - атеист, жизнь в провинциальной Америке может оказаться для вас очень и очень затруднительной, поскольку подавляющее большинство людей вокруг вас окажутся верующими, в основном христианами. И жизнь с такими соседями окажется весьма неприятной. Они будут крайне удивлены и встревожены тем, что вы, например, не выставили сценку с яслями напротив вашего дома в рождественские недели. Они также будут вас просто-напросто избегать, уверенные, что вы - дьявольское создание, поскольку по какой-то непонятной причине не верите в бога.
В Сан-Диего мне приходилось знать выходца из Марокко, который работал в продуктовом магазине. Пополняя полки товаром, он ежедневно знакомился с новыми людьми и говорил с ними о жизни. Калифорния считается весьма свободомыслящим и прогрессивным штатом, но и там есть добрая доля верующих. Из всего того, что мне пришлось пережить в Америке, больше всего меня потрясла фраза, которую услышал Хавид в ответ на своё откровение паре покупателей о том, что он не верит в бога. "Но вы же хороший человек. - Ответили ему. - Почему же вы тогда (без веры в бога) не убиваете, насилуете и разрушаете?" Вот эти слова, пожалуй - наилучшее описание современной религиозной Америки. Взрослые люди абсолютно искренно убеждены, что единственное, что останавливает человека от преступления, от нанесения вреда другому - это следование постулатам мифа, написанного тысячелетия назад, и почитание его героев с сомнительным поведением и садистскими наклонностями.
Да, США, действительно развитая страна, страна с сильной экономикой, отличной инфраструктурой и технологиями. Здесь ты чувствуешь себя свободным человеком, человеком, способным изменить свою жизнь к лучшему и даже добиться успеха. Но это также страна, где 80% населения следуют той или иной религии, и это не может не настораживать. Меня этот факт беспокоит главным образом потому, что ситуация с религиозными верованиями в Америке - это отражение ситуации во всём мире. Религия не только продолжает играть большую роль в нашей жизни - она наступает. Здесь, в США, атеисты, люди которые руководствуются здравым смыслом, достижениями науки и главенством ценности человеческой жизни и его благополучия, вынуждены объединяться в группы, чтобы хоть как-то выживать в обществе, где массовое умопомрачение стало нормой, чтобы хоть как-то противостоять новым законам и нововведениям, которые постепенно, шаг за шагом, разрушают основы светского общества и отнимают у человека право на свободу совести, слова а также право не верить в выдуманное кем-то существо и не следовать доктрине, созданной на основе этого убеждения.
Религия - страшна. Она страшна потому, что рано или поздно лишает тебя самых важных прав и свобод. Она запрещает тебе самостоятельно принимать решения, думать, анализировать, критически расценивать события, поступки, мир и людей в нем. Женщин она превращает в человека второго сорта, которая, фактически, не имеет права возражать своему обладателю и повелителю - мужчине, иметь своё мнение, распоряжаться своими жизнью и телом. Всё это признаки хорошо известного нам явления - диктатуры. И к религии стоит и необходимо относиться как к диктату одного человека над другим.
Однозначного ответа на вопрос "Что делать?" в сложившейся ситуации не существует - каждому из нас придётся решать это самостоятельно. Я же призываю здравомыслящих людей, людей которым не безразлична собственная жизнь и жизнь близких, прислушиваться к себе, к своим сомнениям и страхам. Они - реальны, они - наша лучшая подсказка, они предупреждают нас о том, что нам грозит опасность, что нам хотят нанести вред, подчинить, использовать для своих целей. Я также хочу жить в обществе, которое составляют уверенные в себе, сильные, образованные, счастливые люди, которые сами выбирают свою дорогу, а не уподобляются беспомощным, несведущим и наивным детям. Мы сами - наша лучшая защита. И первый шаг на пути к развитой стране с умным и счастливыми людьми, который мы в силах предпринять - это признать свои опасения, высказывать свои мысли и сопротивляться порабощению. В том числе порабощению называемому "религией".
Елена Иванова
США, июнь 2017