Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

mgd 04032020
 
Участники общественного движения #оборонасклона у Московской Городской Думы 04.03.2020
 
Год назад состоялось заседание "экспертной группы" МГД. К отчету  муниципального депутата района Печатники города Москва Сергея Власова нужно добавить, что юридически эта группа не имела никаких прав на экспертизу или наблюдение за чем-либо. Возмущенным строительным беспределом жителям города постоянно "подсовывают" всякие "общественные советы", "экспертные группы", организации "народного контроля" и прочие формальные образования, которые практически ничего не могут делать, кроме "слива" народного возмущения на "бумагу".
 
Юридически, в соответствии с Конституцией РФ (статья 30) и законами об общественных объединениях ( 19.05.1995 N 82-ФЗ), общественном контроле (21.07.2014 г. N 212-ФЗ), граждане РФ имеют право собираться, организовывать общественные объединения, в том числе и без образования юридического лица, для решения насущных общественных проблем.  В законе об охране окружающей среды (10.01.2002 N 7-ФЗ) Ст.68 - п.2, в частности гласит:
 
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
 
Правда, реализация этих положений сводится далее к наличию "общественных экологических инспекторов" с удостоверениями установленного образца и очень небольшими полномочиями, - зафиксировать нарушение в соответствии с методическими рекомендациями и сообщить в официальные структуры власти. В части проведения общественной экологической экспертизы (23.11.1995 174 ФЗ ст. 20 и далее) общественные организации, в уставе которых есть пункт о праве проведения экологической экспертизы и право привлечения экспертов для ее осуществления, могут требовать от организаций документацию по интересующему проекту и т.д., но заключение общественной экологической экспертизы обычно игнорируется застройщиками и аффилированными с ними местными властями.
 
Отдельно существует порядок осуществления общественного контроля за радиационно опасными предприятиями, также как и организация санитарно-защитных зон вокруг таких предприятий тоже вынесена в отдельный юридический акт, регулятором отношений с общественностью там фактически является ГК Росатом, который также "сливает" любые протесты и попытки контроля через самим же Росатомом организованные "общественные советы".
 
 
radiation map
 
 
Итак, в случае с "экспертной группой" МГД, городские депутаты могли принять местный закон, не противоречащих федеральному законодательству, регулирующий общественный контроль за деятельностью строителей и прочих структур в городе Москва, основываясь на этом законе, московские жители могли бы создавать общественные объединения для контроля и наблюдения проектов всякого на территории города, направлять результаты контроля в Мэрию, Прокуратуру, Полицию и т.п. для принятия мер по исправлению ситуации. Но.
 
Но фактически законодательный орган не стал заниматься своей прямой работой, а по инициативе некоторых депутатов, создал группу для "слива протеста", которая изначально не имела никаких полномочий. Кто же эти депутаты? Непосредственно руководила госпожа Стебенкова из "Единой России" (начинавшая свою политическую карьеру в Демпартии со склок и драк), а помогал ей депутат Орлов (тоже "ЕР"). Попытки депутата Тарасова (КПРФ) как-то "оживить" экспертную группу, не увенчались успехом, "натолкнувшись" на полную незаинтересованность большинства экспертов, приглашенных исключительно для "галочки", отбыть номер.
 
Кстати, в Москве нет реально действующего законодательства по ядерной и радиационной безопасности населения. 553 Постановление Правительства Москвы, где предприятие "Радон" было московской структурой и "сидело" на бюджете города, с 2013 года фактически не действует, так как "Радон" стал частью ГК Росатом и коммерческой организацией (ФГУП), соответственно москвичи и желающие ими стать (покупатели московских квартир и инвесторы) находятся в полном неведении относительно реальной физической опасности, которая может существовать на территории их дома или по соседству.
 
В случае с Курчатовским институтом жилые дома (Щукино) возводятся вплотную к действующим радиационно опасным цехам, а свалка у МЗП и захоронения на территории МЗП десятки лет отравляют воду и воздух в ЮАО (Сабурово, Москворечье, Курьяново, Марьино, Люблино, Царицыно, Печатники) и радиоактивные аэрозоли и пыль разносятся по городу и окрестностям.
 
Что же делать? Варианта два - или обращаться в существующие общественные организации (например в РСОЭС или Гринпис) и писать вместе с ними запросы и требовать необходимых действий от исполнительной власти, либо собирать Собрание, формировать цели и задачи Собрания, выбирать председвтеля, секретаря, утверждать Протокол, привлекать экспертов, принимать решение по конкретной проблеме, например пересмотру проекта или проведению экологической экспертизы, и передавать решение собрания в органы исполнительной власти, в случае игнорирования решения собрания,  - подавать в суд на местных бюрократов, имея ввиду конституционные права собрания граждан и права граждан на общественный контроль и благоприятные условия проживания. Не путать с собраниями собственников многоквартирного дома (МКД) и форматом ТОС - территориального общественного самоуправления, которое должно регистрироваться местным органом власти (и вряд ли будет зарегистрировано в Москве, также, как и не прошел регистрацию ни один референдум). Несколько цитат из законов:
 
"Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях"
 
Статья 3. Содержание права граждан на объединение
... 
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
 
Статья 12. Орган общественной самодеятельности
 ...
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
 
Статья 27. Права общественного объединения
 
Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:
...
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
 
Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение настоящего Федерального закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.
Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности."
 
Так что надеяться на "хороших депутатов" или "честных чиновников" не приходится, они чаще решают задачи, прямо противоположные осуществлению законных прав граждан.
 
@interrno