изображение - скриншот видео конференции
Конституция России, перед этим не один раз за столетие перепрыгивая с имперской формы государственности на левую ногу социализма и оттуда - в сегодня, наконец, ныне сформулировала демократический посыл. Теперь по конституции РФ является демократическим государством. Но что же мы видим в поспешно-принятой в 90-е годы государственной символике, кроме когда-то бывших в употреблении монархических изображений?
Менее полутора столетий назад Дом Романовых как законный институт власти колебался между выбором флагов и фактически имел в употреблении два флага: гербовый (черно-желто-белый) и бело-сине-красный флаг торгового флота, к которым часто на общественных событиях добавлялся третий, а именно андреевский флаг с косым крестом.С начала 20-го века в предпочтении все более оказывался торговый бело-сине-красный триколор, символизировавший природу, синие или красные сарафаны и рубахи населения и что-то подобное. Герб Российской империи с 15-го века использовал варианты изображения двуглавого орла с атрибутами власти в хищных лапах. Для имперских времен это было верно и по эстетике, и по смыслу. Советский период внес радикальные символьные изменения флага и герба, и почти 70 лет красное полотнище, пятиконечная звезда, серп и молот в торжественном обрамлении на гербе были выражением социалистического строя государства и использовались в гражданских документах.
При следующей смене формы государственности в 90-е годы на древко снова поднялся имперский триколор как он есть, и на герб водрузился имперский двуглавый орел, словно не замечая демократического призыва конституции. Эта ситуация метафорически наглядно отражается на примере, когда индивид зрелого возраста вдруг найдет в кладовке и нацепит на себя школьную форму, которая вызывает умиление, но выглядит нелепо. При всем уважении к символам государства Российской империи их возвращение в демократическую Россию без изменений и трансформации недопустимо, и Геральдический совет должен понимать подобные неувязки более, чем кто-либо. Незрелость решения ввода прежних имперских эмблемат в формирующуюся демократию с течением времени все более очевидна. И если при отказе от символов СССР не была избрана новая государственная символика по причине сохранения якобы исторической версии флага и герба, то демократический запрос при таком решении абсолютно не может быть выполнен. Неоднократная смена формата государственности не позволяет возвращаться к атрибутивным монархическим изображениям, где уязвимость и в эстетике, и в смыслах государственных эмблем очевидна.
После советского периода истории Россия не вернула себе название Российская Империя, а стала Российской Федерацией. Также следовало поступить с символами государства, то есть видоизменить и выработать новые эмблематы с новым содержанием, а не устанавливать их в прежнем имперском виде в ново-сформированную демократическую государственность. Для стран с турбулентной историей в конституционном протоколе мог бы быть указательный пункт о том, что каждая принимаемая символика при смене политического режима в ближайшие три-пять лет является временной и проверяемой на деле, - отвечает ли она запросам и ожиданиям граждан или требует пересмотра и утверждения на референдуме. Так и в случае новейшей России, когда при паническом убегании от советского строя геральдисты и политики быстро вернули прежние имперские эмблемы без раздумий об антагонизме монархической символики и демократического посыла.
Тема космоса – домашняя тема СССР с преемственностью в новейшей России. Если бы Советский Союз первым не освоил или вовсе не освоил земную орбиту, то история государств на планете сегодня была бы совсем другой. Космонавтика нас прикрыла и прикрывает до сих пор во многих смыслах и после того, как Роскосмос стал отдельной от военно-промышленного комплекса гражданской структурой и при всех проблемах этой отрасли ныне. Теперь понятно для многих землян, что присутствие, а лучше лидерство в космосе обеспечивает государству и лидерство на Земле.
Запас космокреатики, падающий эстетическими лучами на сознание гражданина, живущего ныне, мог бы более полноценно и официально существовать в социуме. Например, государственная символика РФ могла бы сменить ориентиры и взять в идеологическое использование не только элементы истории, но и футуристические проекции современной жизни. И именно тему космонавтики и космоса следовало бы указать и развить в атрибутах государства. А планетарные бренды достижений советской космонавтики разумно использовать не только с узкоотраслевыми целями, но и преследовать общие идеологические задачи государства.
Показывая силуэты Первого Спутника и ракеты «Восток», Россия могла бы создать динамичную, узнаваемую эстетику государственных символов для своих граждан и планеты в целом, показывая на флаге и гербе свои новейшие достижения. Ведь Первый Спутник и ракета «Восток», символизируют ныне отнюдь не технические объекты и не транспортные средства, а философию пространства, где территория России продлилась отсюда в космос. А первые в мире достижения космонавтики обрели гуманитарную ценность символов всей планетарной цивилизации.Также учитывая успехи космических агентств других стран мира, создающие конкурентное напряжение, первой космической державе совсем не лишним будет отбить свое первенство присутствия в космосе на флаге и гербе.
Высшая эмблематика – это эстетический код и в нем должно выражаться объемное дыхание не только прошлого, но и дальнейшего универсума. Оригинальная узнаваемость флага, его быстрая визуальная отличимость от других флагов, безусловно, сообщает ценность этому атрибуту. Потому и по этой причине трансформация госсимволов была бы крайне своевременна, ведь в современном мировосприятии эстетика и дизайн являются далеко не последней властью.
Далее следуют причины экзистенциального характера в чем-то свойственные свойственные только российскому народу.
Средняя продолжительность жизни в России, особенно мужского населения, оставляет желать много лучшего. Дать эстетический шанс устремленности в философию космического пространства среднестатистическому гражданину, отягощенному бедностью, невостребованностью, дезориентацией в ошеломительной смене уклада жизни – вот задача символов государства.
Консолидировать своих граждан, дать им уважение к себе, сообщитьуверенность и защищенность через символическую составляющую, - не есть ли смысл и цель гербово-флаговой истории? Флаг и герб России должны звать, греть, утешать, нести своих граждан в креативном целеполагании. И с этими задачами вполне могут справиться изображения Первого Спутника и ракеты «Восток», если, открывая паспорт, гражданин России в Якутии и на Алтае, в Крыму и на Камчатке будет видеть на входной странице не банальный вид Москвы, а устремленный Спутник, сообщающий векторный импульс каждому гражданину мультинационального государства.
Вместо пассивно-горизонтальных полос на флаге нужно дать российскому сознанию состояние психоделического движения, отрыва от обыденности, ухода в сверхзадачу, и это произведет оздоровительный эффект для духа и плоти гражданского общества. Символическая востребованность и нужность для преодоления пределов неизвестности, для получения чрезвычайного результата всегда была и будет необходима для человеческой природы, а тем более для граждан российских территорий.
Касаемо гимна, как музыкального символа государства, ‑ здесь есть только краткая реплика о том, что если оставлять имеющийся гимн из советского периода, то текст его следовало бы сделать более кратким с одним, максимум с двумя куплетами. А четверостишие, где встречается теологический термин вовсе убрать или заменить вышеназванный термин на строчку с астрономическим термином, и тогда она будет звучать так:
Одна ты на свете, одна ты такая,
Хранимая солнцем родная земля.
Данное предложение по символике, вставленное в рамку концептуального произведения, выполняет минимальный объем задачи, а далее созданное декларирование, возможно, приведет к воплощенному варианту этого предложения.
Не революция. Не милитаристический акт. Но мирный идеологический скачок через обновление символики государства помог бы России совершить более мягкую адаптацию к информационно-технологическим изменениям мира, к политическим колебаниям, а также усилить внутренние идеологические позиции.
Линор Линза
независимый концепт-художник, Петербург
Список литературы
- Государственные символы России[Электронный ресурс] // ru.wikipedia.org: информ.-справочный портал. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_символы_России (дата обращения: 06.12.2018)
- Линор Линза. Власть символов: после частной жизни к уровню государств [Электронный ресурс] //VII Российский философский конгресс / секция Эстетика: Тезисы докладов VIIРоссийского философского конгресса (том III). Уфа, 2015.URL:http://rfk2015.bashedu.ru/sites/default/files/5_materialy_7_rfk_tom_3_vkl._ukazatel_0.pdf (дата обращения: 06.12.2018)
- Линор Линза. Выставка принтов «КАЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ». Музей Сновидений Фрейда. Петербург, 2016. Объявление Яндекс.Афиша(информационный портал). URL: https://afisha.yandex.ru/events/573d75b27abde9c31770c3f0?city=saint-petersburg(дата обращения: 06.12.2018). Объявление kudago.com (информационный портал). URL: http://kudago.com/spb/event/vystavka-kachestvo-illyuzij/(дата обращения: 06.12.2018)
- Линор Линза.Российское самосознание: включение брендов отечественной космонавтики в государственную символику РФ[Электронный ресурс] //Россия в эпоху революций 1917-2017: Всероссийская научно-практическая конференция.Университет ИТМО, Петербург, 2017. URL:https://docplayer.ru/71783032-Rossiya-v-epohu-revolyuciy-gg-opyt-osmysleniya-rossiyskogo-samosoznaniya.html (дата обращения: 06.12.2018)
- Линор Линза.УЛУЧШИМ КАЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ. Петербург, 2015 (55 экз). ISBN 978-5-906782-91-5
- Линор Линза. Эстетика космических аппаратов с точки зрения гражданина[Электронный ресурс] //Вестник Российского философского общества. Москва, 2017. URL:http://www.dialog21.ru/vestnik/vestnik_82.pdf (дата обращения: 06.12.2018)
- Линор Линза. Эстетика космических аппаратов с точки зрения гражданина [Электронный ресурс] //Советская культура в контексте глобальной истории: материалы VI Международной научной конференции. Балтийский технический университет "Военмех", Петербург, 2016. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01008865249 (дата обращения: 06.12.2018)
- Чёрно-жёлто-белый флаг [Электронный ресурс] // ru.wikipedia.org: информ.-справочный портал. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрно-жёлто-белый_флаг (дата обращения: 06.12.2018)
- Яндекс.Картинки[Электронный ресурс] // Поисковый запрос: триколор торгового флота.URL: https://yandex.ru/images/search?text=триколор%20торгового%20флота (дата обращения: 06.12.2018)