Храм в Москве, район Царицыно.
Оказывается, для некоторых людей стало открытием, что религиозные организации относятся к своим сооружениям культовым как к объектам хозяйственной деятельности. Хозяйственная же деятельность этих организаций заключается в одном - вовлечении людей в свое вероучение, поскольку живут религиозные деятели исключительно за счет внешних по отношению к ним средств: жертв прихожан, помощи других организаций, вовлечения "мирян" в некие коммерческие проекты. В периоды обострения отношений с внешней средой такая деятельность выглядит весьма агрессивно и напоминает набеги кочевников на мирные торговые и ремесленные города, с целью захвата имущества. В исторической науке сложилось даже понятие "набеговая экономика", когда некое общество существует только за счет грабежа соседей. Даже в одном обществе случается, что некие его части пользуются другими, просто обирая их, отчуждая плоды их труда.
Почему не восстанавливают старинные храмы? - вопрошают интеллигентные люди, у которых сложился образ храма, как некоей "священной постройки", "дома Бога", "сакрального места" и т.п. Другие возмущаются, что на развалинах храма проходят фотосессии для рекламы нижнего белья. Да, двадцать с лишним лет пропаганды образа "Дороги к Храму", как некоего морально-нравственного пути, пути самосовершенствования сделали свое дело, но есть образ (тот же "призрак коммунизма"), а есть реальная жизнь. И в реальной жизни невыгодно восстанавливать сооружения, за которыми потом тоже придется ухаживать, но которые не приносят никаких средств, необходимых на их восстановление и обслуживание. А использовать, эксплуатировать образ для создания произведений искусства, даже рекламного, - почему нет? Чем эксплуатация образа Храма в случае религиозной организации отличается от отношения к нему рекламного агентства или фотохудожника? Духовностью?
Но никакой духовности в отношениях к месту, с которого идет доход, в религиозных организациях не замечено, максимум, что есть в этих отношениях, - любовь к средству производства, как у любого ремесленника, который боготоворит свое искусство и обожествляет свой инструмент, обеспечивающий ему и его семье существование. Вот исследование об отношении РПЦМП к храмам:
"Защита памятников старины была одной из немногих дозволенных «критических» тем в позднесоветской прессе. Тогда казалось, что возвращение монастырей и храмов церкви гарантированно спасет их от разрушения. Однако в последнее время ленты новостей все чаще приносят шокирующие сообщения о разрушении того или иного исторического храма руками представителей РПЦ. Министерство культуры даже разработало законопроект о совершенствовании системы госконтроля и госнадзора в сфере сохранения культурного наследия. Но Московская патриархия опасается усиления такого контроля. Почему?"
Понятно, что когда древние представления о Природе и Вселенной становятся вдруг официальной идеологией, то "памятники старины глубокой", перестают быть неким "наследием культуры предков", а становятся обычными торговыми точками и местом идеологической обработки "окормляемого стада". А если проследить историю храмового строительства, хотя бы на примере древнейших, иудейских храмов, к стене одного из которых паломничество не прекращается, но никто и не собирается его "восстанавливать", то можно заметить, что от языческих жертвоприношений реальным мясом, кровью и хлебом живому богу, задабриванию стихии едой, традиция эволюционирует к храму, как месту обмена опытом в общине и жертвой в форме сбора средств на общие действия, и, в дальнейшем, к пониманию, что сам Человек и есть Храм, что вне Человека нет никакой Морали и никакого Бога.
Но, наше российское общество, в большинстве своих субъектов, видимо находится где-то между первым и вторым храмами. Так что удивляться нечему. Удивительно, что руководство государства, для сохранения "стабильности", готово принять на идеологическое вооружение любые суеверия и мистику, и совершенно потерялось в поисках "истинной веры" (следуя образу князя Владимира, выбиравшего религии), отвергая объективные достижения науки.
Огромное влияние имеет пример "западного мира", прямое копирование образа мышления соседей, даже в ущерб собственной жизни и здоровью, поражает. От "крещения" на западный манер, до прорубания "окон в Европу" и "социальных революций". Теперь говорят о глобальной проблеме невежества и маргинальности общемировой цивилизации, ну да, "православие" с русской эмиграцией, волшебными (чудотворными) иконами и храмами тоже влияет на "западный мир". Терроризм русских народовольцев вполне приветствовался Европой, большевиков самодержавию не выдавали даже при наличии явных улик по уголовным, криминальным действиям, ограблениям, убийствам и т.п. Двойная мораль, двойные стандарты свойственны любой догматизированной (традиционной) общности, когда "своё" всегда правильное, а неправильное подлежит истреблению. Иногда даже самоистреблению, когда Образ воспринимается сильнее реальности. В романе А.Н.Толстого "Петр Первый" старец Нектарий сжигал паству в храмах, сам уходя через подкопы, чтобы не досталось врагам "окормляемое стадо". Найдут ли физики возможность уйти "кротовой норой" от термоядерной драки за "наши храмы" и "наш народ"?