Добро пожаловать на первый Брайт-форум, который пройдёт 25 ноября в Технопарке «Нагатино»! Вас ждут лекции по непростым и актуальным темам: светское государство, современные проблемы науки и образования, доказательная медицина.
Вход с 11:00, по предварительной регистрации. Начало лекций в 12:00. Если вам необходимо место на парковке, то заранее сообщите номер своего автомобиля.
Форма регистрации и полная информация по форуму находятся здесь: https://goo.gl/QYKo5S
Задавайте вопросы и получайте новую информацию в группе форума.
Лекторы и темы форума:
Алексей Валерьевич Водовозов — Медицина без альтернативы
Научная медицина даже в развитых странах не всегда находится на первом месте в списке предпочтений граждан. Комплементарная и альтернативная медицина (САМ) безраздельно владеет умами американцев, немцев, австралийцев и россиян. Основные причины такой популярности схожи и уходят корнями в первобытное прошлое человечества. Но есть и вполне современные объективные факторы, перевешивающие чашу в пользу не конвенциональных методов борьбы с заболеваниями. Нужно ли бороться с САМ и как это эффективнее всего делать?
Василий Викторович Власов — Плохие лекарства. Как и почему
Как могут появляться плохие лекарства? Неужели мир может это позволить? Увы, да. В лекции будут освещены основные черты системы допуска лекарств на рынок (регистрации) и описаны важнейшие проблемы, связанные с получением знания о лекарствах, жизненном цикле лекарств, факторах, вмешивающихся в процессы принятия решений. Сложная система будет представлена без преднамеренных изъятий и на примерах судьбы блокбастеров, анекдотических провалов и больших и малых трагедий. Паноптикум недостаточных знаний, плохой науки, корысти и человеческих слабостей, искривляющих потенциально строгую систему, будет представлен во всей его отталкивающей человечности. Будут затронуты и проблемы отечественных лекарств.
Сергей Николаевич Белков — Повторенье — мать ученья
В последние годы мы стали свидетелями целого ряда попыток независимой репликации известных работ в психологии, медицинских и биологических исследований. Итоги неутешительны. Большинство результатов, на которых часто основываются последующие исследования, попросту не воспроизводятся. И хотя этот факт и не ставит под сомнение научный метод как таковой, но ставит под сомнение эффективность функционирования науки как общественного института. Ведь если утерян такой ключевой элемент системы, как «воспроизводимость», то ,может быть, с ней что-то не так? В лекции будет идти речь о самом критерии «воспроизводимости», о том, есть ли в действительности «кризис» в современной науке, каковы его причины и что мы можем сделать, чтобы его преодолеть.
Андрей Африканович Ростовцев — Российские научные журналы и публикационная этика
В России сложилась порочная практика незаслуженного присвоения учёных степеней и званий видным политическим деятелям, бизнесменам, мошенникам различного масштаба, использующим дипломы кандидатов и докторов наук для быстрого продвижения по карьерной лестнице. Но в несравнимо большем масштабе услугами рынка фальсификаций научных трудов пользуются работники сферы образования, доценты, профессора, сотрудники администраций российских университетов. Поэтому неудивительно, что торговля студенческими работами также приобрела в стране масштаб эпидемии. Сегодня выхолащивание рационального научного начала постепенно распространилось практически на все сферы повседневной жизни. Рассматривая проблему публикационной этики, мы попытаемся понять, почему рэпер Гнойный пользуется огромной популярностью в стране, а математик Григорий Перельман вынужден работать за границей.
Лариса Георгиевна Мелихова — Улучшение научных журналов как путь к очищению вузов
В лекции будет рассказано о реакции научных журналов в ответ на деятельность вольного сетевого сообщества «Диссернет» в рамках проекта «Диссеропедия журналов». В том числе о том, как усилия журналов по улучшению своего имиджа начинают оказывать влияние на плачевную ситуацию в вузах, которая была вскрыта вольным сетевым сообществом «Диссернет» с помощью запущенного ранее проекта «Диссеропедия вузов». Особое внимание будет уделено ситуации в области педагогики — третьей по популярности науки среди плагиаторов (после экономики и права).
Анна Александровна Ожиганова — Уроки религии: просвещение или индоктринация
Уроки религии возвращаются в школьную программу. Религиозные организации выступают с поддержкой «духовно-нравственного воспитания» молодёжи. Либеральные реформаторы делают ставку на просветительский потенциал преподавания знания о религии в целях развития толерантности. Государства видят в уроках религии противоядие от «религиозного экстремизма» и условие безопасности нации. Во всём мире идёт бурная общественная дискуссия: как согласовать преподавание религии в школе с концепцией прав человека и современным научным знанием. В России подобная дискуссия практически отсутствует, несмотря на то, что российский вариант религиозного образования — «Основы религиозных культур и светской этики», представляющий собой странный гибрид «Закона Божия», патриотического воспитания и псевдо-культурологии, породил немало проблем.
Сергей Анатольевич Бурьянов — Светскость государства в контексте глобальных вызовов
В лекции будет рассмотрен вопрос мировоззренческого нейтралитета государств и внутригосударственных отношений в свете глобализации общественных процессов, основные подходы к возможному решению возникающих в сфере свободы мировоззренческого выбора проблем и соответствующие теоретико-правовые аспекты. Также будет представлен анализ вопросов соблюдения принципа мировоззренческого нейтралитета на всех уровнях государственной власти и примеры его нарушения за последние годы.
Юрий Иосифович Александров — Мораль: эволюция и/или религия
В лекции будут сопоставлены системная структура индивидуального опыта человека (и его мозговое обеспечение) и системная структура коллективного опыта — культуры (и её коэволюционные связи с геномом человека). Будет обсуждена возможность провести аналогию («структурную») между моралью как характеристикой древних систем в структуре культуры и эмоцией как характеристикой подобных систем в структуре индивидуального опыта. Будут изложены теоретические представления об эволюционном происхождении морали (она врождённа или приобретается?) и о механизмах принятия моральных решений (что «первее»: мысль или чувство?), а также результаты экспериментальных исследований, в том числе будет обсуждено, как влияет на принятие моральных решений возраст, пол человека, его культурная и религиозная принадлежность (влияет ли она?), какое действие оказывают на эти решения приём алкоголя, стресс.