19 ноября 2020 года отмечался Всемирный День Философии (третий четверг ноября, ежегодно) по решению ООН.
Всемирный день философии был провозглашен на 33-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2005 году в Париже.
ЮНЕСКО предложила проводить Всемирный день философии на ежегодной основе с тем, чтобы на глобальном уровне приобщить мировое сообщество к богатству философской мысли.
Цель Дня заключается в том, чтобы ознакомить людей с философским наследием, привнести в обыденное мышление новые идеи и стимулировать публичные дебаты интеллектуалов и гражданского общества по поводу вызовов, встающих сегодня перед обществом. (источник)
В этот День, посвященный совместному свободному размышлению о насущных проблемах современности, основанному на здравом смысле и информированности, ЮНЕСКО призывает всех своих партнеров (правительства, государственные учреждения и организации, включая национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, соответствующие неправительственные организации, ассоциации, университеты, институты, школы, УНИТВИН / кафедры ЮНЕСКО, ассоциированные школы и клубы ЮНЕСКО и т.д.) организовать различные мероприятия – философские беседы, дебаты, конференции, мастер-классы, культурные мероприятия и презентации – на главную тему Всемирного дня философии. К участию в мероприятиях могут быть приглашены философы и ученые из всех областей естественных и социальных наук, преподаватели и другие работники системы образования, учащиеся, журналисты и другие представители средств массовой информации, а также широкая публика. (источник)
Отвечая на призыв Юнеско, мы провели беседу о месте философии в современной России. Основная тема, - философия должна ответить на вопросы о будущем человечества, философам необходимо переосмыслить свое место и роль в обществе, имея ввиду и непосредственные вызовы вирусной пандемии и кризис самоосознания человечества.
Цитаты, прозвучавшие в беседе:
" Философия рефлективна. Философствующее сознание никогда не думает просто об объекте, но, размышляя о каком бы то ни было объекте, оно также думает и о своей собственной мысли об этом объекте. Философия поэтому может быть названа мыслью второго порядка, мыслью о мысли. Например, определить расстояние от Земли до Солнца – задача, стоящая перед мыслью первого порядка, в данном случае задача астрономии; выяснить же, что именно мы делаем, когда определяем расстояние от Земли до Солнца, – задача мысли второго порядка, т. е. задача логики, или теории науки.
... Это не означает, что философия – наука о сознании, или психология. Психология – мысль первого порядка, она рассматривает сознание точно так же, как биология рассматривает жизнь. Она не занимается отношением мысли к ее объекту, она занята непосредственно мыслью как чем-то таким, что полностью отделено от ее объекта, как неким событием в мире, как специфическим явлением, которое может рассматриваться само по себе. Философия никогда не имеет дела с мыслью самой по себе, она всегда занята отношением мысли к ее объекту и поэтому в равной мере имеет дело как с объектом, так и с мыслью." (Р.Дж.Коллингвуд "Идея истории")
"Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом. Однако даже ученые-натуралисты в наше время, противупоставляя человека и живой организм вообще среде их жизни, очень нередко этого не учитывают. Но неразрывность живого организма от окружающей среды не может сейчас возбуждать сомнений у современного натуралиста.Биогеохимик из нее исходит и стремится точно и возможно глубоко понять, выразить и установить эту функциональную зависимость. Философы и современная философия в подавляющей мере не учитывают эту функциональную зависимость человека, как природного объекта, и человечества, как природного явления, от среды их жизни и мысли.
Философия не может это в остаточной мере учитывать, так как она исходит из законов разума, который для нее является так или иначе окончательным самодовлеющим критериумом (даже в тех случаях, как в философиях религиозных или мистических, в которых пределы разума фактически ограничены). Современный ученый, исходящий из признания реальности своего окружения, подлежащего его изучению мира - природы, космоса или мировой реальности,- не может становиться на эту точку зрения как исходную для научной работы. Ибо он сейчас точно знает, что человек не находится на бесструктурной поверхности Земли, не находится в непосредственном соприкосновении с космическими просторами в бесструктурной природе, его закономерно не связывающей. Правда, нередко, по рутине и под влиянием философии это забывает даже вглубь проникающий современный натуралист и с этим в своем мышлении не считается и этого не отчеканивает. Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены. Это возможно только в мысли." (В.И.Вернадский "Научная мысль как планетное явление")
"Сегодня, как всегда в истории цивилизации в критических состояниях социума и науки, самым практико-ориентированным решением и направлением современного поиска оказывается обращение к философии, переосмыслению фундаментальных принципов бытия и мышления, самой логики формирования и дальнейшего развития картины мира. В связи с этим в центр внимания выдвигается содержание категории «рациональность», ее осмысление в контексте космопланетарной философии, прояснения в ней места, современного смысла и перспектив бытия человека, но главное – поиска оснований и условий формирования рациональности, способной работать не на сложившуюся планетарно-цивилизационную систему и доминирующие в ней парадигмы философии науки, а на открытую, вечную и бесконечную, объективно существующую целостность бытия, то есть быть человеко-культуро-природо-мерной. Иначе говоря, контекстом исследования рациональности становится направленность не на инновационность и оригинальность решений, а на поиски возможностей гармонизации бытия человека, форм его современной жизни и мира" (Э.В. Баркова "Экорациональность в освоении целостности бытия")
Участники беседы: главный редактор сетевого издания "Клуб Здравомыслие" И.Ю. Кондратьев, президент Ассоциации Граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма С.В.Иванеев.