На картинке: И.Репин "Крестный ход", эскиз, 1877г.
Представляем новую работу Аркадия Гуртовцева, посвященную религиозной практике "православия" . Основная тема исследования:
Уголовные наказания в Русском государстве, Российской империи и постсоветской России в защиту богов и православной веры.
Аннотация:
Православие на землях восточных славян (предках современных русского, украинского и белорусского народов) господствовало в качестве официальной, государственной религии почти 930 лет – с момента начала крещения Киевской Руси князем Владимиром в 987-989 гг. и до Октябрьской революции 1917 г., в период свершения которой Русская православная церковь (РПЦ) впервые была отделена от государства, а школа - от церкви. В таком негосударственном, гражданском, общественном статусе РПЦ пребывает и в современной, постосоветской России, Конституция которой пока провозглашает светский, т.е. нецерковный, гражданский, мирской характер государства.
На картинке: “Свод законов Российской империи”, т. XV (1845 г.)“Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”
Но, фактически и вопреки Основному закону РФ, нынешняя власть с помощью РПЦ (а также религиозных институтов других конфессий) все больше погружает в идейном, идеологическом, мировоззренческом отношении свое гражданское население в дореволюционное прошлое, когда в стране господствовал союз императора и церкви - гостеократия. В те времена РПЦ, будучи частью царского госаппарата, безраздельно владела умами и душами граждан, регламентируя с рождения и до смерти каждый их шаг. Нынешними правителями забыты прошлые трагические уроки религиозного насилия над человеческим духом (подавление свободы мысли, слова, совести, вероисповедания), отброшены эволюционные завоевания передовой научной мысли и преприняты активные действия по возврату современной славянской цивилизации к архаичному религиозному мировоззрению и образу жизни. Такие шаги чреваты для народов большими бедами (пример – кровавый ренессанс радикального ислама в исполнении игиловцев, талибов, ваххабитов и других религиозных фанатиков), оправдывают существующую в обществе несправедливость и блокируют надежды людей на достижение ими благополучия и счастья в своей жизни здесь на Земле и сегодня.
Автор, будучи ученым, материалистом, диалектиком, эволюционистом и атеистом, поставил перед собой задачу дать современному массовому читателю компактный, доступный, системный, исторический, с конкретными фактами, примерами, цифрами и выводами обзор совместной деятельности Русского государства и РПЦ по реорганизации жизни людей и управлению их сознанием с применением не только “меча и огня”, но и посредством государственных уголовных законов и наказаний в защиту православия. Обзор охватывает периоды языческой Руси, ее крещения, борьбы христианства с язычниками, расширения и усиления церкви, разработки законов Московского государства и Российской империи в защиту веры, времена борьбы РПЦ с ересями, сектантами и раскольниками, а завершается анализом положения и влияния РПЦ в современной России.
Автор убежден, что религия в современном интеллектуально и экономически развитом обществе полностью исчерпала свои исторические возможности по объяснению устройства и причин развития как материального мира, так и мира духовного, являющегося в своей основе естественным продуктом эволюции природы и человеческого общества. Сегодня претензии христианства, и в частности православия, быть монопольным хранителем и защитником “традиционных человеческих ценностей” безосновательны и ничтожны. Религия по-прежнему рассматривает человека исключительно в качесте “раба божия”, лишая его естественного права самостоятельно строить собственную жизнь и возлагать ответственость за свой выбор на себя самого, а не на некие “небесные силы”. Истинные человеческие права, свободы и ценности необходимо выстраивать и определять не на “божественной”, мифологической, религиозной основе, а на познанных законах развития природы и общества (с учетом материальной, телесной, вещественно-полевой организации человека и его сознания). Не мифический “бог” и не по его утопическому “образцу”, а сам человек и по своим выстраданным идеалам должен воссоздать самого себя и стать истинным Человеком Разумным - кузнецом собственного и общественного счастья.
Ключевые слова: религия, язычество, племя, волхвы, идолы, капище, кумирня, христианство, католицизм, православие, старообрядчество, раскол, Византия, Киевская Русь, Древняя Русь, Русское государство, Российская империя, светская Россия, восточные славяне, поляне, древляне, дреговичи, кривичи, вятичи, варяги, словене, полочане, новгородцы, киевляне, Киев, Новгород, Псков, Туров, Полоцк, Смоленск, Ростов, Муром, князь, великий князь, царь, император, епископ, митрополит, патриарх, крещение Руси, свод законов, уложение, каторга, казнь, сожжение, ссылка, плеть, батоги, лишение прав, штрафы.
***
Наказывать по-христиански: пороть, на каторгу, сжечь
“Известно, что знания об обществе всегда отстают от естественнонаучных. Это потому, что жизненная правда далеко не всем и во всем выгодна, ее под тем или иным предлогом не принимают, а то и прямо встают на пути познания. К тому же в общественной жизни более цепко держатся разного рода предрассудки и иллюзии...”
Советский историк Кузьмин А.Г. (1928-2004)
Древняя Русь: от племенного язычества к княжескому крещению - Борьба на Руси христианства с язычеством – Краткий экскурс в историю Русской православной церкви – Законодательная предыстория: государство и церковь в судебниках 1497 и 1550 гг. - Наказания из “Соборного уложения 1649 года” за “богохульство и церковный мятеж” – Уголовные наказания из “Двенадцати статей” (1685 г.) царевны Софьи Алексеевны для раскольников (старообрядцев) - Уголовные наказания из “Свода законов Российской империи” 1835 года за “преступления против веры” - Борьба РПЦ с ересями в XIV-XVI вв. – Борьба РПЦ с сектантами и раскольниками в XVII-XX вв. – Власть РПЦ в постсоветской России – Выводы – Литература – Приложение: Мысли великих людей о религии
Древняя Русь: от племенного язычества к княжескому крещению
Древняя Русь сложилась как государство в последней четверти 9-го века на территории проживания племен восточных славян (обособившаяся в IV-VII вв. н.э. часть индоевропейской общности - восточные венеты, анты, словене) – полян (киевское княжество полян VI-IX вв. на правобережье Среднего Поднепровья; г. Киев - “мать городов русских” - столица Киевской Руси с 882 г.), древлян (северо-западные соседи полян; правобережье Припяти – западного притока Днепра, современное Украинское Полесье, г. Искоростень, 945 г.), дреговичей (левобережье Припяти – современное Белорусское Полесье, г. Туров, 980 г.; северо-западные соседи дреговичей – ятвяги, или судовы [балтская группа, близкая к пруссам], северо-восточные – кривичи [и сегодня латыши называют русских - krievs], восточные – радимичи [р.Сож], южные - древляне), словеней ильменских (бассейн озера Ильмень; г. Словенск - Новгород, VIII-IX вв.), полочан (западные кривичи; место впадения р. Полота в Западную Двину, г. Полоцк, 862 г.), кривичей (верховья Западной Двины, Днепра, Десны и Волги; г. Псков, 903 г., г. Смоленск, 863 г., г. Ростов, 862 г., г. Муром, 862 г.; западные соседи кривичей – латгалы и литва [восточные балты], а юго-восточные – вятичи [р.Ока]), северян (левобережье Среднего Поднепровья) и других племен.
О племенах антов в Среднем Поднепровье и бассейне р. Рось (правый, ниже Киева, приток Днепра) византийские историки упоминали уже в VI веке как о народе под именем “рос” или “рус”. Антских воинов, отличавшихся бесстрашием, нанимал на караульную службу в подунайских крепостях и для военных походов еще византийский император Юстиниан I (482-565, император с 527 г.). Русы неоднократно, начиная, видимо, с конца VIII века, совершали военные набеги и в саму Византию или ее заморские владения (например, на рубеже VIII-IX вв. был набег “рати великой русской” под предводительством новгородского князя-варяга Бравлина на крымский византийский город Сурож [Судак], а в июне 860 г. - поход на Царьград через Черное море 8 тыс. русско-варяжских воинов на двухстах 40-местных кораблях, о котором венецианский посол в Византии писал: “они дерзко опустошили окрестности города и побили много народу”).
Началом древнерусского государства историки считают объединение князем из династии Рюриковичей (потомки варяжского князя Рюрика, ?- 879, призванного со своими двумя братьями, Синеусом и Трувором [Тривор], в 862 г. на договорное княжение: Рюрик - в Новгород, к словенам, Синеус – в Белоозеро, к веси, а Трувор – в Изборск, к кривичам) Олегом (прозвище Вещий; ? - 912; сын Рюрика, князь Новгорода с 879 г. и Киева с 882 г. [захватил Киев, убив правивших там с 864 г. варягов Аскольда и Дира; некоторые историки полагают, что эти два киевских князя были дружинниками Рюрика, ходившими по его приказу в 860 г. в поход на Царьград, но дата начала правления Рюрика в Новгороде, 862 г., и дата византийского похода как-то не стыкуются между собой]; в 907 г. Олег совершил, согласно русским летописям, большой поход в Византию, после чего, в 911 г., заключил с нею выгодный мирный договор) двух главных древнерусских центров – Киева и Новгорода.
Здесь необходимо сделать краткое отступление и пояснение относительно происхождения варягов, под которыми многие читатели и сегодня традиционно подразумевают скандинавов, викингов, норманнов (“северные люди”). Известный советский историк, д.и.н., профессор Кузьмин А.Г (1928-2004), много лет отдавший изучению ранней, дохристианской Руси, привел убедительные аргументы в пользу того, что варяги, варанги или варины (от корня “war [вар]”- вода в индоевропейских языках; например, нем. wasser, англ. water, дат. vand), были не норманнами, а поморянами - поморскими славянскими племенами, жившими на южном побережье Балтийского моря (Варяжское море), к востоку от данов (датчане), вблизи немцев, изначально западнее ляхов, ятвягов и пруссов, а позже и на их территории, т.е. в достаточной близости к Ладоге, Пскову и Новгороду. Никоновская летопись (XVI в.) так сообщает о приходе трех братьев-варягов на Русь: “Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ...”, а ПВЛ (см. ниже) уточняет детали о варягах: “И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы...Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь...”. Следует отметить, что и в Византии издавна отличали варяг-русов от скандинавов- викингов.
Племена восточных славян исповедовали, как и большинство других народов мира, находившихся на стадии родоплеменного строя или его разложения и формирования нового, феодального уклада жизни, многобожие, т.е. были язычниками. У каждого племени или общины были свои местные боги и олицетворявшие их идолы, вырезанные из дерева или высеченные из камня и установленные в языческих святилищах – капищах или кумирнях. Иногда в культовом качестве использовались крупные природные валуны, помечаемые языческими символами, поверх которых позже христиане, борясь с поганством, выбивали уже свои кресты и тексты (так, например, в Беларуси под Полоцком, у Софийского собора, до сих пор сохранился культовый, высотой в 3,5 м, так называемый Двинский или Борисов камень, извлеченный из вод Западной Двины в 1981 г., на котором полоцкий князь Борис Всеславич,1054-1128, приказал выбить 6-конечный православный, или патриарший, крест и надписи “ХС НИКА [Христос побеждает]” и “Господи, помози рабу своему Борису”; подобный 3-метровый Борисов камень –“Воротишин крест”- с аналогичной надписью находится на своем первоначальном месте - на берегу р. Вилия [правый приток Немана] у д. Камено). ...