Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

DSC 1517 DSC 1518 

DSC 1519 

Вышла из печати брошюра карманного формата, содержащая документы международного права. Сборник подготовлен Бурьяновым С.А., рецензент Иванеев С.В.

Данное учебно-методическое издание содержит основные международные документы о противодействии расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Сборник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Рекомендуется для использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Международное право», «Образовательное право», «Права человека», «Правоведение».

Справочник здесь.

Вопросы по справочнику направлять на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понимание необходимости правовой защиты людей от расизма, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости утверждалась в политических и правовых учениях, а также в общественном сознании по мере исторического развития. В последние годы многие исследователи связывают противодействие упомянутым выше явлениям с возможностью реализации прав человека. В указанном контексте данная проблематика представляется крайне актуальной для многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации.

Термин «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, а также иным различиям, имеющее целью или следствием уничтожение или удаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод. Это понятие берет свое начало от латинского слова discriminatio (различение) по определённому признаку (раса, пол, религия и т.д.).

Соответственно, понятие «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека в различных областях общественной жизни.

Понятие «ксенофобия» теоретически разработано крайне слабо и в правовой системе России не применяется. Соответственно, взаимосвязь противоправных деяний и ксенофобских взглядов, под которыми они совершены, не всегда очевидна и вопрос корректности ее выявления является дискуссионным.

Принято считать, что ксенофобия (от греческого ξένος — чужой и φόβος — страх) это ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. В словарях по социальной психологии ксенофобия определяется как негативное отношение, страх и неприязнь к индивидам и сообществам, которые воспринимаются как чужие и непонятные.

Ксенофобия является неоднозначным явлением с весьма сложной структурой. Многие исследователи среди составляющих ксенофобии, прежде всего, называют стереотипы и социальные установки. В частности, ксенофобские стереотипы могут формировать упрощенные и искаженные элементы образа социального объекта и, в конечном итоге, оправдывать негативные отношение и действия к т.н. «чужакам».

Многие современные конфликты берут свое начало с расизма, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, что в конечном итоге создает крайне серьезные препятствия для взаимодействия людей и позитивной интеграции государств для решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию цивилизации.

Принцип мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права, является важнейшей гарантией защиты от нетерпимости и дискриминации, а также реализации прав человека. Однако, он не закреплен в международном праве, а законодательство России не содержит определения светскости государства, ограничившись перечислением некоторых ее признаков.

С точки зрения современной юридической науки, светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора.

Применительно к субъектам международного права можно выделить следующие составляющие принципа мировоззренческого нейтралитета: международно-правовой мировоззренческий нейтралитет государств; международно-правовой мировоззренческий нейтралитет иных управомоченных субъектов международного права; международно-правовой мировоззренческий нейтралитет межправительственных организаций; международно-правовой мировоззренческий нейтралитет государствоподобных образований; международно-правовой мировоззренческий нейтралитет народов, борющихся за независимость; международно-правовой мировоззренческий нейтралитет международных неправительственных организаций; международно-правовой мировоззренческий нейтралитет субъектов федераций и административно-территориальных единиц унитарных государств.

К основным признакам международно-правового мировоззренческого нейтралитета субъектов международного права (государств и иных управомоченных субъектов) относятся следующие: неидентификация мировоззренческой сферы (в силу невозможности создания правовых критериев, в т.ч. несоответствия принципу правовой определенности и современной юридической техники); индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специальных политики, органов, контроля (невмешательство при условии соблюдения закона); запрет дискриминации индивидов и их объединений в т.ч. по мотивам мировоззренческой принадлежности; юридическое равенство общественных некоммерческих объединений; отказ от специальных отношений с мировоззренческими объединениями (отношения осуществляются на общих с общественными некоммерческими объединениями основаниях); отказ от специальных привилегий и ограничений для мировоззренческих объединений (отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций); отказ от юридического закрепления, какого либо мировоззрения и/или идеологии в качестве государственных и/или доминирующих; обеспечение системы гарантий реализации свободы мировоззренческого выбора каждому индивиду; отказ от формирования межправительственных организаций по мировоззренческим основаниям; мировоззренчески ориентированные государствоподобные образования, народы, борющиеся за независимость, международные неправительственные организации и иные субъекты МП в сфере международных отношений обязаны соблюдать принципы мировоззренческого нейтралитета, признанные международным сообществом.

Нарушение принципа мировоззренческого нейтралитета (светскости) способствует нетерпимости и дискриминации, препятствует реализации прав человека и проявляет себя в форме клерикальной идеологизации органов государственной власти.

В условиях усиления глобальных вызовов6 представляется крайне актуальной системная работа по правовому закреплению принципа мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права в качестве важнейшего необходимого условия реализации прав человека, а также эффективного противодействии расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Особо следует отметить влияние этноконфессионального аспекта международной безопасности.

В указанном ключе следует подчеркнуть, что социальная опасность ксенофобии и нетерпимости (антиподов толерантности) заключается в создании условий для нарушений принципа равноправия, ведущего к дискриминации и нарушениям прав человека8, что чревато конфликтами.

Правовые основания противодействия расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, содержит ряд универсальных и региональных международных правовых документов, среди которых следует выделить такие, как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г.9, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 1948 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 года, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация принципов толерантности 1995 г. и др.

В целом, позиция Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/СБСЕ), Европейского Союза соответствует духу и букве универсальных международно-правовых документов, а также Европейского сообщества. Документы СЕ, ЕС, ОБСЕ/СБСЕ подтвердили приверженность государств-участников ценностям, закрепленным в универсальных международно-правовых документах. Государства-участники взяли на себя обязательства противодействовать ксенофобии, нетерпимости и дискриминации, а также нарушениям прав человека в сфере свободы совести.

Следует подчеркнуть особую роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных от 1950 г. и Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), которые, не смотря на многочисленные проблемы, являются реально действующими инструментами противодействия расизму, дискриминации, ксенофобии, связанной с ними нетерпимости и нарушениям прав человека.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 1995 г. содержит формулировки, закрепляющие ценности в целом соответствующие универсальным и европейским документам. Они повторяют и слабые места упомянутых документов, определяющих низкую эффективность соответствующих норм. Однако, по сравнению с европейским, механизм СНГ является более слабым, поскольку не содержит действенных процедур рассмотрения жалоб.

Хартия Африканского союза от 1981 г. декларируют свободу совести и запрещают дискриминацию, но, по сравнению с универсальными документами круг прав в данной сфере несколько урезан. Кроме того, механизм реализации нельзя считать эффективным. Представляется актуальным приведение документов Африканского союза в соответствие с универсальными документами.

Конвенция Организации американских государств от 1969 г. содержат нормы, в целом соответствующие универсальным документам в сфере противодействия расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Декларация стран-членов Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) от 2012 г. закрепила права каждого человека и защиту со стороны закона без дискриминации на основе пола, расы, возраста, языка, религии, политических и других взглядов, национального или социального происхождения, экономического статуса, рождения, инвалидности или другого статуса. В частности, каждый человек имеет право на свободу мысли, сознания и религии, а все формы нетерпимости, дискриминации и разжигание вражды на основе религии и верований должны пресекаться. При этом, образование должно укреплять уважение прав и основных свобод человека и должно предоставлять возможность всем людям поддерживать понимание, терпимость и дружбу между всеми нациями, расовыми и религиозными группами и улучшать деятельность АСЕАН в поддержании мира.

Однако документ весьма дискуссионно ставит реализацию прав человека на региональном и национальном уровне в зависимость от разных политических, экономических, правовых, социальных, культурных, исторических и религиозных предпосылок.

Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов от 15 февраля 1988 г. была принята в Нью-Дели на 2-й Конференции азиатско-тихоокеанских юристов. Документ закрепляет право на всеобщее уважение и соблюдение всех прав и свобод человека и народов для всех независимо от расы, национальности, религии, пола, уровня развития. Документ содержит ряд прав человека, в т.ч. право на свободу мысли, совести и религии.

Исламская декларация прав человека (Каирская декларация о правах человека в исламе) от 1990 г. и Арабская хартия прав человека и народа в арабском мире от 2004 г. ставят реализацию прав человека в сфере свободы совести от доктринальных установок исламского шариата.

Итоговый документ Международной неправительственной мусульманской конференции от 2005 г. «Ведущие улемы исламского мира об обвинении в неверии и единстве мусульман» также апеллирует к Корану и призывает урегулировать разногласия среди мусульман, придерживающихся различных течений ислама. В частности, речь идет о последователях суннитских мазхабов (ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский), шиитских течений джафария, зайдия, ибадия и захирия, а также ашаризма и тех, кто исповедует истинный суфизм. В общем, «непозволительно причислять к атеистам любую группу мусульман, которые веруют во Всевышнего Аллаха и Его Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), уважают догматы религии, не отвергая ни один из них».

Документ международной неправительственной организации Исламский Совет Европы под названием Всеобщая Исламская Декларация прав человека был принят в 1981 году. В декларации содержится перечень прав человека с указанием на божественность их источника и веру в «обязанность мусульман установить исламский порядок». Представляется, что на этом фоне многочисленные декларации неприятия дискриминации, приверженности правам человека, включая свободу совести, имеют не достаточные основания для воплощения в жизнь.

В значительной мере можно согласиться с мнением Т.П. Минченко которая отмечает, что «отсутствие общей концептуальной основы ведет к тому, что исламское общество ставится перед жёстким выбором: либо стать на позицию фундаменталистов, призывающих к восстановлению исламских традиций и ориентации государства только на шариат, допуская при этом только ограниченную веротерпимость, либо идти за их оппонентами, выступающими за современные европейские представления о конституционализме и правах человека».

Таким образом, документы как межправительственных, так и неправительственных исламских организации не в полной мере соответствует принципам универсальных международно-правовых документов и не способствует противодействию расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Нельзя не согласиться с С.В. Иванеевым, который считает, что «прогрессивное развитие международного права связано с необходимостью формирования норм, направленных на преодоление религиозных барьеров между людьми, народами и государствами. «Для преодоления угроз в сфере глобальной безопасности необходимо, чтобы принцип светскости государства был закреплен на международно-правовом уровне».

В указанном контексте, представляется крайне актуальной системная работа международных организаций по приведению документов региональных международных организаций в соответствие с универсальными международно-правовыми документами.

О приверженности России общепризнанным принципам и нормам международного права свидетельствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Кроме того, следует учитывать заявление, содержащееся в ноте МИД РФ главам дипломатических представительств от 13.01.1992 г., согласно которому «РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой, соответствует планам семинарских занятий. Издание содержит основные международные документы о противодействии расизму, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

Сборник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Рекомендуется для использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Международное право», «Образовательное право», «Права человека», «Правоведение».

 

С.А.Бурьянов

Справочник можно свободно использовать и распространять, брать здесь.

Обложка (в *.cdr)