Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что главная миссия девушек — рождение детей и их последующее воцерковление, сообщает РИА Новости.

Идеалом молодой жизни должно быть создание семьи, полагает патриарх: «Это, конечно, не единственный идеал. Но это особенный идеал для девушек, которые должны ясно сознавать, что создание семьи, рождение детей, их воцерковление, воспитание является Богом определенной для них миссией, выше которой нет ничего».

По словам Кирилла, технологии, уровень образования и уровень комфорта дают возможность женщинам сочетать заботу о семье в том числе и с профессиональной деятельностью.

Ранее исследователи НИУ ВШЭ изучили жизнь рабочих и их жен в Москве и в малых городах Владимирской и Вологодской областей и пришли к выводу, что большинство мужчин перекладывают ответственность за воспитание детей на женщин, при этом отрицая идею об их карьерной самореализации. Как отмечали в ВШЭ, считается, прерогатива женщин — «создавать уют», но в действительности многим из них приходится работать в «двойную смену», чтобы обеспечить семью. (источник)

Коротко об истории женского образования в России (источник), делайте выводы о своём будущем сами: 

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Впервые вопрос о Ж. о. в Р. возник во 2-й пол. 18 в. В 1764 Екатерина II утвердила "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола", ставшее основой правительств. сословной системы образования. Открытием в 1764 Смольного ин-та благородных девиц (для дочерей дворян) и при нем училища для девушек из мещан (1765) было положено начало среднему жен. образованию. В 1786 были открыты 4-классные Главные училища (в губ. городах) и 2-классные Малые училища (в уездных городах) совместного обучения. До 1796 в них обучалось 12 595 девочек (в 13 раз меньше, чем мальчиков).

К 1845 в России было 36 закрытых жен. ин-тов и училищ сословного характера: "Училище для дочерей чинов Черноморского флота", "Девичье училище военно-сиротского дома" и др. Программа предусматривала для девочек привилегированных сословий "светское" воспитание (обучение хорошим манерам, франц. яз., началам наук), для девочек низших сословий - гл. обр. профессиональное образование. Недостаточное количество жен. уч. заведений привело к появлению в России большого числа частных жен. гимназий, где высокая плата за обучение обеспечивала строго сословный состав учащихся. С кон. 50-х - нач. 60-х гг. создаются воскресные школы совместного обучения (в 1862 они были закрыты пр-вом, вновь открыты лишь в 80-х гг.).

В период бурж. реформ 60-х гг. 19 в. в России появляются открытые жен. уч. заведения для всех сословий - 6-годичные и 3-годичные. Однако эти новые веяния в образовании вскоре были пресечены рядом правительств. мер: в 1862 уволен К. Д. Ушинский, много сделавший для изменения программ обучения на посту инспектора Смольного ин-та, в 1867 отстранен от заведования гимназиями Н. А. Вышнеградский, по проекту к-рого в 1858 в Петербурге было создано первое бессословное 7-классное жен. училище (Мариинское) и несколько бессословных гимназий Мин-ва нар. просвещения (по Положению 1870 они имели 7 основных и 8-й педагогич. класс); сокращены по сравнению с муж. гимназиями и реальными училищами программы по естеств. наукам.

С 1843 учреждались для дочерей священников епархиальные (6-летние) училища, в к-рых большое внимание уделялось религ.-нравств. воспитанию и изучению ремесел. К кон. 19 в. имелись 142 жен. гимназии Мин-ва нар. просвещения (в т. ч. 28 частных и 29 мариинских). К 1 янв. 1915 было 913 жен. гимназий и 88 прогимназий (3-классные училища, созданные по уставу 1870).

Впервые вопрос о высшем жен. образовании был поднят в кон. 50-х гг. 19 в. в обстановке обществ. и революц. подъема. С 1859 женщин допустили в качестве вольнослушательниц к посещению лекций в ун-тах. Под влиянием передовой общественности (А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов) в 1869 были открыты Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские в Москве, в 1870 - Владимирские высш. курсы для мужчин и женщин в Петербурге, в 1872 - Высш. жен. курсы проф. В. И. Герье в Москве. В 70-е гг. высш. жен. курсы были созданы в Казани, Киеве, Одессе.

Особенно большую роль в развитии Ж. о. в Р. сыграли Бестужевские курсы в Петербурге (1878). Движение за высш. жен. образование вызвало репрессии пр-ва. В мае 1873 всем женщинам, занимавшимся в Цюрихском ун-те и политехникуме (более 100 чел.), было предложено возвратиться в Россию до 1 янв. 1874. В кон. 1875 прекратилось чтение лекций на Владимирских курсах. В 900-е гг., несмотря на правительств. преграды, высш. жен. образование продолжало развиваться.

В 1903 в Петербурге на базе жен. педагогич. курсов при Мариинской гимназии был открыт жен. педагогич. ин-т, в том же году - частные естеетв.-науч. курсы, в 1904 - первые высш. жен. с.-х. курсы; в Москве в 1906 - жен. юридич. курсы, в 1908 - агрономич. школа. Высш. жен. курсы существовали также в Киеве, Харькове, Одессе, Казани, Варшаве, Тифлисе, Новочеркасске и Томске.

В период революции 1905-07 женщинам вновь был разрешен доступ в ун-ты в качестве вольнослушательниц, но потребовалась длительная борьба передовых людей России для того, чтобы хотя бы всем ранее принятым в ун-ты женщинам было разрешено кончить курс (пост. 1908). С 1908 женщины даже в звании вольнослушательниц в ун-ты не допускались, и лишь в 1911 был издан закон о праве женщин на высшее образование в мед., педагогич. и нек-рых др. уч. заведениях.

В дек. 1912 - янв. 1913 в Петербурге по инициативе Всеросс. лиги равноправия женщин проходил 1-й Всеросс. съезд по жен. образованию. Однако в силу неравноправного положения женщины в капиталистич. обществе проблема Ж. о. в Р. не могла быть решена. Подавляющее большинство женщин, особенно на нац. окраинах, оставалось неграмотным или малограмотным.

После Октябрьской революции, когда женщина стала равноправна с мужчиной, проблема женского образования перестала существовать. В 1963 в народном хозяйстве СССР занято около 6 млн. женщин - специалистов с высшим и средним специальным образованием, 74% врачей и 70% учителей - женщины. Св. 31 тыс. женщин являются профессорами, докторами или кандидатами наук.

Лит.: С.-Петербургские Высшие женские курсы за 25 лет 1878-1903. Очерки и мат-лы, СПБ, 1903; Деревицкий А. Н., Женское образование в России и заграницей, О., 1902; Зинченко Н., Женское образование в России, СПБ, (1901); Тр. 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, т. 1-2, СПБ-П., 1914-15; Лихачева Е., Мат-лы для истории жен. образования в России, (т. 1-4), СПБ, 1890-1901; Покровская М. И., О высшем женском образовании в России, СПБ, 1906; Указатель лит-ры жен. вопрова на рус. языке, "Сев. вестник", 1887, No 7-8; Лапчинская В. П., H. A. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821-1872), "Сов. педагогика", 1962, No 6.

Л. И. Насонкина,
Л. В. Филимонова. Москва.