Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

 

назарет2013

05 мая 2025 года Акопу Погосовичу Назаретяну исполнилось бы 77 лет. В 2013 году в магазине "Библио Глобус" состоялось заседание философского клуба, где он представлял свою книгу "Нелинейное Будущее".

Вниманию читетелей предлагается видеозапись мероприятия и его пересказ ИИ от Яндекса.

Нелинейное Будущее

00:00 Введение

  • Презентация книги "Нелинейное будущее" Акопа Погосовича Назаретяна.
    • Регламент: 1,5 часа, Назаретян выступает 30 минут, затем вопросы и выступления.

00:40 Карибский кризис

  • Встреча в ресторане "Оксидент" в Вашингтоне в октябре 1962 года.
    • Джон Скарри и Александр Феклисов обсуждают вывоз ракет с Кубы.
    • Встреча предотвратила ядерную войну.

02:07 Историческое значение

  • Карибский кризис как ключевой момент в истории.
    • Вероятность ядерной войны была высока.
    • Личные и национальные амбиции переплетались в кризисные моменты.

04:48 Последствия Карибского кризиса

  • Кеннеди и Хрущев не получили благодарности за разрешение кризиса.
    • Хрущева сняли с должности, обвиняя в сдаче Кубы.
    • В воспоминаниях Хрущева разрешение кризиса не упоминается как его заслуга.

06:25 Глобальные кризисы в истории

  • История человечества полна кризисов, угрожавших существованию цивилизации.
    • Примеры из истории, когда человечество находилось на грани.
    • Использование аналогии с соматопсихическим балансом в клинической психологии.

08:24 Эволюция и кризисы

  • Эволюция Земли за 4,5 миллиарда лет ускорялась по логарифмическому закону.
    • Открытие ускорения эволюции равноценно открытию ускорения свободного падения.
    • Эволюция проходила через глобальные кризисы, завершавшиеся фазовыми переходами.

12:17 Альтернативные пути развития

  • На Земле развитие могло пойти иначе, но пошло по пути эволюции.
    • Примеры планет, где развитие остановилось или деградировало.
    • Австралийские аборигены как пример деградации на ранних стадиях развития.

13:25 Ускорение эволюции

  • Развитие шло с логарифмическим ускорением на протяжении миллиардов лет.
    • Первые миллиарды лет эволюции были замедленными, затем появились тяжелые элементы и новые механизмы самоорганизации.
    • На Земле это ускорение достигло уровня, позволяющего нам рассуждать.

14:19 Стрелы времени

  • Развитие происходило по двум векторам: термодинамическая и космологическая стрелы времени.
    • Термодинамика учит, что время — это деградация, но факты показывают обратное.
    • Вселенная становилась все более сложной, что подтверждается методами оценки сложности.

16:05 Сложность и развитие жизни

  • Развитие жизни достигло предела в человеческом мозге, который сложнее галактики.
    • Около 10 тысяч лет назад началась новая фаза роста сложности через межмозговые связи.
    • В середине XXI века ожидается мощная полифуркация, сопоставимая с возникновением жизни на Земле.

18:56 Возможные сценарии будущего

  • Возможны два сценария: нисходящая ветвь деградации биосферы и стабилизация.
    • Стабилизация будет компромиссным вариантом, так как законы физики смертельны для любой формы жизни.
    • Возможность прорыва в будущее обсуждается в рамках трансгуманизма.

21:44 Роль интеллекта в эволюции

  • В середине 90-х годов русские астрофизики писали о возможности человека влиять на развитие вселенной.
    • Западные астрофизики считали человеческие достижения мизерными с космологической точки зрения.
    • В 90-х годах изменились настроения: стало ясно, что интеллект может влиять на будущее вселенной.

25:20 Планетарное значение интеллекта

  • Мышление человека стало планетарным феноменом, как писал Вернадский.
    • Интеллект играл все большую роль в развитии жизни на Земле.
    • В 90-х годах западные астрофизики начали признавать, что существование человека — это космологически значимый факт.

27:49 Идея живого космоса

  • Мартин Риз, королевский астролог Великобритании, развивает идею живого космоса.
    • Канадские ученые обсуждают создание вселенных цивилизациями через черные дыры.
    • В 2000-х годах авторитетные астрофизики начали серьезно обсуждать эту идею.

29:38 Эволюция вселенной

  • Эра спонтанного роста сложности подошла к концу.
    • Дальнейшая эволюция вселенной может быть только сознательно управляемой.
    • Необходимо сознание, способное справиться с ростом технологического потенциала.

30:47 Коэффициент кровопролитности

  • Расчеты коэффициента кровопролитности для Европы и США XX века и охотничьих племен.
    • Рост технологий приводит к росту угроз и кризисов.
    • Выживают общества, способные адаптироваться к новым технологиям.

33:04 Социально-исторический отбор

  • Чем выше мощь боевых технологий, тем совершеннее средства регуляции.
    • Ускорение событий приводит к обострению ситуации.
    • Дальнейшая эволюция вселенной возможна через управляемый разум.

34:45 Роль разума в эволюции

  • Способность разума формировать смыслы вне идеологического и религиозного контекста.
    • История человечества соткана из отношений "мы-не мы".
    • Вопрос в том, сможет ли разум выйти за пределы групповых идентификаций.

37:07 Будущее человека

  • Вероятность конца истории человека как биологического вида.
    • Развитие коммунистической культуры приводит к вырождению.
    • Увеличение продолжительности жизни за счет будущих поколений.

39:21 Будущее человеческой истории

  • Вопрос о завершении человеческой истории: обвал или прорыв на новом уровне интеллекта.
    • Возможность создания искусственного интеллекта для преодоления фундаментальных ограничений человеческого мышления.
    • Переход к послечеловеческой стадии истории в середине XXI века.

40:16 Изменения в ключевых понятиях культуры

  • В ближайшие десятилетия значения ключевых понятий культуры будут кардинально меняться.
    • Примеры: человек, жизнь, смерть, бессмертие.
    • Возможные изменения в прогрессивную или деградационную сторону.

41:14 Этимология и семантика

  • Этимология слова "человек" в разных языках.
    • Примеры из русской и чукотской культур.
    • Семантические ряды и их влияние на восприятие человека.

42:09 Эволюция понятий и индивидуализм

  • Примеры изменений в понятиях, таких как "селф" в английском языке.
    • Эволюция понятий и их влияние на общество.
    • Историческая путаница между географией и историей.

43:30 Введение экспертов

  • Представление экспертов высокого уровня.
    • Вопросы о будущем человечества и его целевой функции.
    • Пример с таблицей Менделеева и определение молекулы.

45:27 Обсуждение целевой функции человечества

  • Необходимость определения целевой функции человечества.
    • Пример с таблицей Менделеева и её значение.
    • В России уже есть определение целевой функции человечества.

46:39 Критика хроноцентризма

  • Критика идеи о том, что мы живем в особое время.
    • Интуитивное ощущение маловероятности таких изменений.
    • Обсуждение гипотезы сингулярности и её религиозного подтекста.

51:06 Заключение и рекомендации

  • Критика хроноцентризма и его моделей.
    • Обсуждение гипотезы сингулярности и её религиозного подтекста.
    • Рекомендации по чтению книги и её темы.

54:43 Поиск иных цивилизаций

  • Наша цивилизация не является пионером в космической эволюции.
    • Искать голос других цивилизаций нужно через медитативные практики.
    • Духовные практики, такие как буддизм и индуизм, могут помочь в этом поиске.

56:29 Будущее человечества и психология

  • Будущее человечества будет за психологией и виртуализацией.
    • Использование психоактивных веществ и психотехник может помочь в подключении к космическому разуму.
    • Переход в сферу духа и виртуализация будут ключевыми аспектами будущего.

58:43 Религия и духовные практики

  • Религия может разделять, но духовные практики дают мощный толчок развитию цивилизации.
    • Важно различать религию как социальный институт и духовные практики для народа.
    • Духовные практики могут быть полезны для развития цивилизации.

01:00:29 Энтропия и креативный процесс

  • Энтропия и креативный процесс во вселенной движутся во встречных направлениях.
    • Креативный процесс всегда преобладает, иначе не было бы ничего.
    • Человечество связано с процессом связывания энергии в сложные структуры.

01:02:00 Предназначение человечества

  • Человечество способствует захвату и переработке энергии.
    • Разум создает информационные модели для эффективного захвата энергии.
    • Культура и другие аспекты человеческой деятельности также связаны с этой функцией.

01:04:11 Энергетическая система и будущее цивилизации

  • Человечество стремится к максимальным ощущениям и действиям.
    • Энергетическое потребление и переработка являются базовой системой отсчета.
    • Цивилизация находится в периоде схлопывания, но это естественный процесс.

01:05:18 Экзистенциальные проблемы и оптимизм

  • Книга профессора Дубровского анализирует важные экзистенциальные проблемы.
    • Цивилизация движется в тупик, и важно найти способы спасения будущего.
    • Оптимистическая перспектива необходима для поддержания надежды и поиска решений.

01:09:59 Знание о незнании

  • Каждый из нас находится в ситуации незнания о незнании.
    • Знание о незнании может привести к новым проблемам и надеждам на их решение.
    • Важно анализировать эти проблемы и надеяться на действенную силу философии.

01:11:32 Мысль и материальная система

  • Мысль управляет материальной системой, обеспечивая не только реализацию, но и энергетику действия.
    • Мысль человечества также не является эпифеноменом, и существует конструктивный путь проектирования.
    • Форсайт-проект позволяет организовать силы и достичь результата.

01:12:21 Создание социального субъекта

  • Главная задача - создание социального субъекта, аккумулирующего интеллектуальные, финансовые и организационные ресурсы.
    • Этот субъект должен изменить вектор развития цивилизации.

01:12:52 Поздравление с выходом книги

  • Поздравление с выходом новой книги, автор которой известен своим стилем размышлений.
    • Надежда на то, что книга будет полезна для читателей.

01:13:32 Тревога за будущее человечества

  • Обсуждение книги Денниса Мидоласа "Пределы роста", предсказывающей кризис во второй половине XXI века.
    • Человечество не изменило свои кривые роста, и проблема выживания остается актуальной.

01:15:47 Галактический вакуум и психическая энергия

  • Станислав Лем писал о "галактическом вакууме психозе", объясняя, почему космос молчит.
    • Цивилизации, достигшие уровня владения планетой, схлопываются.

01:17:51 Инверсия интеллекта и вселенной

  • Обсуждение формулы "вселенная в интеллекте" и "инверсия" в книге автора.
    • Пример из Евангелия от Иоанна о том, что повествование о жизни Иисуса Христа превышает размеры физической вселенной.

01:19:44 Бифуркации и хаос

  • Обсуждение бифуркаций и их связи с хаосом.
    • Вопрос о том, является ли вселенная закрытой системой, и влияние этого на законы сохранения.

01:21:58 Тревога за будущее и личные размышления

  • Автор делится своими размышлениями о будущем человечества, начиная со студенческих времен.
    • Пример стихотворения, отражающего тревогу за будущее.

01:23:22 Критика и уважение

  • Критика книги за некоторые положения и уважение к автору за его темперамент и неравнодушие.
    • Упоминание о любимом учителе и его плакате "Нужны ли мы нам?".

01:25:59 Критика идеи о цифровом сознании

  • Автор выступает против идеи укрепления сознания на цифровой системе типа машины Тьюринга.
    • Считает, что это невозможно из-за дискретности цифровых систем.
    • Призывает не спешить с выводами о возможности помещения человека в компьютер.

01:26:45 Взаимопонимание физики и богословия

  • Автор мечтает о времени, когда физики и богословы будут понимать друг друга.
    • Упоминает, что в средние века люди жили на плоской земле, что было просто и понятно.
    • Коперник перевернул это представление, доказав, что Земля — шар.

01:28:34 Влияние Ньютона и Просвещения

  • Ньютон показал, что в мире нет абсолютных понятий верха и низа, права и лево.
    • В XIX веке идеи физики и астрономии стали доступны широкому кругу мыслителей.
    • Шопенгауэр и другие философы выразили идею бессмысленности всего сущего.

01:30:21 Роль человека в космосе

  • Федоров и Вернадский утверждали, что человек — центральное звено во вселенной.
    • В 1950-х годах физики обнаружили, что физические константы удивительно согласованы.
    • Библия признает центральное положение человека как существа, отвечающего за вселенную.

01:33:32 Борьба за человека

  • Фримен Дайсон говорил, что за человека ведется борьба в космосе.
    • Автор подчеркивает важность понимания человека как необходимого элемента космоса.
    • Вопрос о том, как три компонента: инерционный прогноз, образы будущего и механизм ориентации, связаны со смыслом существования человека.

01:35:28 Предупреждения ученых

  • Ученые предупреждают человечество о возможных угрозах, таких как ядерная зима.
    • Работы ученых, таких как Медоуз и Федотов, показывают пределы устойчивости биосферы.
    • Важно серьезно относиться к предупреждениям ученых и продолжать их работы.