В Петербурге прошла конференция, смысл проведения которой находится вне уставной деятельности религиозных организаций, принявших в ней участие, эта уже традиционная конференция, стала, как и празднование 4 ноября Дня народного единства и согласия, - замещением привычного с советского времени празднования годовщины русской революции (Великой Октябрьской Социалистической).
В заметке "Росийской Газеты" об этом событии сама подача материала перекликается с лексиконом празднования революционных событий, - "религиозная ситуация в России", "социальное устройство общества", "обеспокоенность использовать религиозный фактор", "политические силы" и т.д. Цель развития религиозной ситуации - "сплотить общество вокруг нравственно-духовных ценностей", "религиозная ситуация является стабильной и в целом бесконфликтной, что создает условия для ее качественного развития: перехода от признания и терпимости к плодотворному сотрудничеству традиционных религий в социальном устройстве общества", – говорится в итоговом документе конференции, прошедшей в Смольном дворце.
Один из докладов конференции вызвал некоторый интерес среди религиоведов, присутствовавших на конференции, и потом был выложен в соцсети в виде слайдов. Это доклад Иосифа Дискина, члена Общественной палаты РФ, глава одного из подразделений ОП РФ, который так и не ответил на наши запросы к нему по вопросу участия представителей научного сообщества, экспертов по светскому государству в мероприятиях ОП.
В частности в обращениях отмечалось: "Обсуждение проблем только с религиозными деятелями и их "соратниками" ведет к "однобокому", а иногда и "перевернутому" взгляду на происходящие в стране общественные процессы."
И, в докладе И.Дискина очень хорошо видно, почему научные деятели на заседания и мероприятия комиссии не приглашались. Несколько слайдов доклада и комментари к ним предлагаем вашему вниманию (фотографии из фейсбука, сняты одним из участников конференции, курсивом комментарии из соцсетей).
Слайд озаглавлен "ценностные основания", но в тексте они обозначены "национально-государственными интересами" и "приверженностью живым религиозным и культурным традициям", вводится новый термин "цивилизационный национализм" (равитый фашизм?!?!), который никак не раскрывается, также непонятно какие именно ценности заключены в нац-гос интересах и живых традициях, - например, - свобода перемещения в безграничном мире, возможность свободного выбора системы правления, свобода совести и т.п., - более того, то, как Россия сделала "действующей моделью" урегулирование в Сирии и спасение христиан и шиитов, по мнению Дискина будет происходить везде? То есть многополярный мир, по версии главы комиссии ОП РФ - это война? И ещё один псевдонаучный темин - "псевдоисламский" экстремизи тоже никак не раскрыт. Возможно на слайде не все можно изобразить и что-то было уточнено, но тем не менее.
Этот слайд без комментариев...
Призыв к фундаментализму и единству в нравственной консолидации, снова не раскрыт ни один термин...
"Зачем им далось единство? Это название партии навевает такие цели? Что такое единство? Где видели это единство, кроме погоста?"
Ой, ещё и социальная трансформация, ;( это как? Возврат к кастовому делению, введение черты оседлости? Этот Дискин, он вообще вменяемый? Или это способ просто получить денег?
Смысложизненные ценности, - ой, мама, мама, роди меня обратно?
Принцип светскости с научной точки зрения раскрыватся в работах С.А.Бурьянова, к.ю.н, преподавателя - одного из ведущих специалистов РФ в вопросах светского государства и свободы совести, его работы доступны в Сети и основаны на тщательном правовом изучении реальных общественных процессов. В позиции г.Дискина видно, к сожалению, только лоббирование интересов религиозных организаций (не верующих людей, а именно организаций, как бюрократических систем с определенными политическими целями, - овладение ресурсами и властью)
Нормы этические, а не правовые, оценки не научные, а с "потолка", провластное "жужжание". Даже обидно, "нам нужно" - это не аргумент, прорыв в технологическом развитии основанный на религиозном мышлении - это реально бред.
"Новое понимание" светскости сводится к "избавлению от стеснения" государством религиозных организаций. Если иметь в виду что практически все религии (даже так называемые новые религиозные движения) - это социокультурные практики передачи и сохранения субъективного и архаичного опыта (сознания, мировоззрения), то "свобода религий", - это свобода практиковать древние и архаичные культы, несовместимые с современными правовыми и этическими нормами (принесение человеческих жертв, побивание камнями "грешников", домострой, экзотические нормы култа "вуду", шаманов и т.п. архаика, которой место в музеях этнографии и антропологии).
Очень печально, если государственная власть в лице первых лиц реально повторяет риторику, собранную в этом докладе, и строит отношения с общественными организациями имея ввиду возврат к неким ценностям и нравственным ориентирам пещерной эпохи, которые именуются "традиционными". В России, например, традиционно довольно долго длится следование ценности "крепостничества", фактически рабства большой части народа, при освящении этого рабства русской церковью и другими традиционными конфессиями, стремление к порабощению проявляется и в "воинской повинности", когда солдаты становятся рабами командира и он ими помыкает как собственностью, даровой рабочей силой, и в отношениях "власти" с "обществом", когда "граждане" воспринимаются как враги власти, которые не подчиняются властным указам и требуют каких-то прав и т.п.
Хотелось бы ещё узнать что такое "позитивное нравственно-духовное влияние традиционных религий", но возможно автор этого не знает. Скорее всего это то чувство, которое возникает после отпевания умершего у оставшихся в живых друзей и близких.
"Конференция в Смольном - это православный хеллоуин. Собираются люди и вместо черной мессы служат черный симпозиум (в первоначальном смысле этого слова). А словоблудие Пелина - это профессиональная привычка: от постоянных проповедей перед безмолвными старушками, которые привыкли ничего не понимать.
И у Пелина с Варсонофием примитивное представление о людях. Они думают, что достаточно устроить в Митрополичьем корпусе или в Астории банкет в олигархическом стиле и накормить высококалорийными продуктами журналистов, ученых и пятикратно женатых ректоров вузов, как все сразу станут рабами божьими."
"периодические всплески в обозримой истории эпидемий безумия, поражающих не только отдельные "народонаселения", но и вполне развитые нации. Как было это, например, в Германии 30х "
Обзор конференции с точки зрения религиоведа Михаила Смирнова, к посту которого комментарии, можно найти в фейсбуке, на конференции были и более грамотные тексты и вполне научные соображения, но
"Программным стал доклад Иосифа Евгеньевича Дискина «Светское государство и духовные опоры нравственного развития». Высокоинформированного специалиста надо слышать или читать. Похоже, что не за горами новая Конституция."
@interrno