Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

onegod

Даже людьми просвещенными монотеистические религии нередко интерпретируются как противоречащие друг другу и враждебные. 

Об этом замечательно сказано в Коране: «И говорят иудеи: "Христиане – ни на чем!" И говорят христиане: "Иудеи – ни на чем!" А они читают писание. Так говорят те, которые не знают писания» (Коран, сура 2, стих 107). 

А многие, менее просвещенные, даже уверены в том, что иудеи, христиане и мусульмане верят в разных богов.

Сравнительный анализ монотеистических религий не может быть проведен «внутри» одной из них, но вполне возможен «извне» – в русле философии религии. Он-то и позволяет установить удивительные универсальность и единство монотеистических представлений о сущности Бога, сотворенного им мира и человека.

Согласно любому монотеизму, существование мира определяется Божественным Бытием. В этом иудаизм, христианство и ислам полностью согласуются, чему способствует тот факт, что все они признают в качестве своего основания книги Ветхого Завета. 

Наиболее толерантным в этом смысле представляется ислам, который, имея свою священную книгу, не только признает Ветхий Завет и Евангелие богоданными, чтит всех ветхозаветных пророков и Иисуса Христа, но и не отрицает божественность иудаизма и христианства: «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» (Коран, сура 3, стих 2). 

Общей фундаментальной идеей, генетической для всех трех монотеистических религий, является догмат о существовании единого Бога. «Я Господь Бог твой …», «Я Иегова, Бог твой… Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим»; «Аллах – нет божества, кроме Него». 

Идея единобожия, самая сложная и универсальная из всех, известных человечеству, признается богоданной, полученной в результате Божественного Откровения, поскольку полагается, что столь сложное, превосходящее сущность самого человека и окружающего его мира представление не может быть создано человеческим разумом самостоятельно, без Божественного участия. 

Едины монотеистические религии и в своих представлениях о происхождении мира. Мир сотворен Божественной Волей, поскольку Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого и по переизбытку благости Своей захотел, чтобы возникло то, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было сопричастно Его Благу. 

Согласны они и в том, что тварный мир структурирован, делится на природный (материальный) и духовные (идеальные) миры. 

Человек признается особым видом творения, и он единственный из всего сотворенного имеет духовную и материальную «составляющие». 

Природный мир относителен, преходящ, изучение его законов под силу человеку, и этим могут заниматься науки, но время, потраченное на его изучение, потрачено всуе, ибо с большей пользой могло бы пойти на изучение духовных миров. 

Суждения о духовном, нематериальном, мире в иудаизме, христианстве и исламе не противоречат друг другу: Бог приводит из не-сущего в бытие и творит все без изъятия, как видимое, так и невидимое, он же и управляет всем. Существует Божественное Предопределение, однако есть и свобода воли, дарованная человеку. Промысел Божий не может быть ни выражен словом, ни постигнут умом. 

Благо и зло, существующие в мире, представляются метафизическими сущностями, но Господь созидает лишь благо, которое представляется духовным светом. Зло же есть всего лишь удаление от Бога, лишение блага (христианство), тень, умаление Божественного света (иудаизм), оно несамостоятельно, относительно. 

В каждой из монотеистических религий есть эсхатология - учение о Конце Света, поскольку тварный мир не вечен, бренен. Едины религии и в том, что перед разрушением или метаморфозой в мир придёт Мессия, Спаситель, призванный помочь людям сделать окончательный выбор между добром и злом. 

Сходятся монотеистические религии и в отношении к познанию Божественного Бытия, практически повторяясь в Его описании. Непознаваемость внутренней природы Божественного постулируется Торой, Ветхим Заветом и Кораном - Божественное Бытие сокрыто от человека.

Именно тут и начинаются расхождения – они связаны с попытками христианства познать ВНУТРЕННЮЮ СУЩНОСТЬ Божественного Бытия, исследовать «структуру» Божественного, вводя и объясняя догмат о Божественной Троице.

Почему христианство, вопреки провозглашенном запрету, сосредоточилось на «исследовании» Божественной «структуры»? 

Догмат о Троице, в первую очередь, направлен на обоснование факта богоявления Христа, на утверждение Его божественности и вечности, тождественности Его Отцу, Его боговоплощенности. 

Именно поэтому Сын отождествляется со Словом, Божественным законом, Откровением, и именно поэтому столь значительные усилия христианской теологии направлены на обоснование сложного триединства Божественных Ипостасей, гарантирующего соблюдение основного принципа монотеизма. 

Триединство трудно обосновать теологически, вот почему в интерпретациях сущности Ипостасей даже среди отцов церкви можно обнаружить заметные расхождения. Трудности в прояснении сущности Троицы оказались столь значительными, что послужили одним из важнейших оснований разделения христианства на католичество и православие.Что касается теологических расхождений православия и католицизма, то любому не богослову, не фанатику, просто холлисту они могут показаться очень незначительными и даже не заслуживающими внимания. 

А характер единства Троицы, споры о котором породили многочисленные ереси и церковные расколы, напрямую не следует из Священного Писания и является результатом осмысления, интерпретаций христианских теологов. 

Другие же монотеистические религии попыток проникнуть в природу Божественного не предпринимает, избегая тем самым и непременных ошибок. 

Итак, самое существенное отличие в представлениях монотеистических религий сосредоточено именно в догмате о Троице, конкретизирующим скрытое Бытие Божие. А иудаизм и ислам оказываются более последовательными в соблюдении монотеистических представлений. И в этом основное теологическое отличие христианства от иудаизма и ислама. Это отличие обусловлено исторически, оно существует и касается именно теологии. 

Но почему же христианство должно было ввести догмат о Троице и так усложнить собственную теологию, нарушить запрет на познание Божественного? 

Очевидно, это связано с тем, что христианский Мессия, Спаситель, уже приходил в этот мир, в то время как иудеи еще только ждут своего Мошиаха, а мусульмане – своего Махди. 

А почему так? Неужели Господь открыл истину только некоторым людям, а всех остальных оставил в заблуждении? 

Лучше всего о причинах этих расхождений сказано в Коране: «Люди ....разошлись по Его дозволению» (Коран, сура 2, стих 209). 

Получается, что каждая из монотеистических религий, построенных на единых и универсальных основаниях, является особенной лишь потому, что Господь по-разному открыл знание о Себе в разное время и различным народам. И именно таким образом, каким Он посчитал благим, полезным и доступным этим людям и в этих условиях. 

Иудеи смогли принять идею единого и незримого, бестелесного, невоплощенного Бога. Для того, что римские язычники смогли уверовать, познать Божественное Единство, стать христианами, им, испорченным многобожием и неспособным принять незримое, необходимо было увидеть воплощенного Христа и жертву, которую Господь принес недоверчивому человечеству. 

Мусульмане, спустя века, имея опыт осмысления иудаизма и христианства, вновь смогли принять Бога незримого и непостижимого. Слегка обидно, на мой взгляд, для христиан - но получается так. 

Люди знают о Боге ровно столько, сколько Он им дозволил узнать о Себе. Злоба же между ними вызвала религиозную нетерпимость ко всем иным учениям, церковные расколы, религиозные войны, фанатизм, религиозный террор. Неразумения и недоразумения, заблуждения, а иногда и корыстные, связанные с властью, политикой и деньгами побуждения не дают людям принять Господа одинаково. 

Итак, монотеистические религии имеют единые взгляды на все, что касается ПРИНЦИПОВ мироустройства. Так что принимайте любую или отрицайте любую, но не ищите врагов в тех, кто думает иначе, чем вы.

Вера Афанасьева