Искусство вечно. На недавно прошедшей в Москве выставке Ильи Репина была и его актуальнейшая картина "Крестный ход в Курской губернии". И тогда, на границе 19 и 20 веков, и сейчас в начале века 21, в России идут одни и те же процессы. Полное погружение власти (администрации, бюрократии) в религиозность, как форму идеологии и самоутверждения, и, как результат, - невежество и преступность во всех сферах жизни общества. И одновременно, стремление людей к образованию, науке, здравомыслию. В те же времена, когда Репин пишет картину с "натуры", Менделеев работает над Периодической системой химических элементов, Попов демонстрирует радиопередачу, Циолковский пишет о покорении Космоса...
Лето - мервый сезон, активность горожан замирает, они разъезжаются на каникулы и в отпуска, но жизнь продолжается. Духовная власть продолжает строить планы на полное погружение всех россиян в религию:
"Высший орган власти РПЦ, Священный Синод, заседал на Валааме под председательством патриарха Кирилла, посещавшего остров с 8 по 11 июля. Встреча прошла плодотворно. РПЦ выработала тактику по приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры.
...всех – под крыло «господствующей культуры». Таким словосочетанием Синод определил православие.
Охота на паству будет ошеломляющей. Синод призывает священников вжиться в роль филеров и вербовщиков. От них требуются:
«Сбор информации из открытых источников о лидерах субкультур в регионе… систематический поиск единомышленников в структурах власти, органах внутренних дел, преподавателей университетов и налаживание с ними тесного сотрудничества… знание популярных аккаунтов в социальных сетях, видеоканалов и проч.», – говорится в наставлении.
Панки, хиппи, гики, анимешники, турникмены, граффитисты, косплееры не скроются. Служителей церкви документ Синода фактически обязывает определять их по стилю одежды, поведения, интонации голоса.
С родителями тоже следует проводить работу, уверена РПЦ, а еще лучше – внедриться в семью... источник и ещё здесь
Лето - время пожаров, вместе с лесами горят и храмы, и чудодейственные иконы:
"В связи со сгоревшей иконой вспоминается рассказ о падении со шкафа портрета Карла Маркса, прямо напротив иконостаса с богородицей, и комментарии жильцов, что "богородица нехристя победила". А в сгоревшем монастыре получается "богородицу победил" японский кондиционер, искусственный полуинтеллект, совершивший огненный таран. Отомстил за Карла? ?"
Лето - время поездок и экскурсий
"Рупор пропаганды московской власти (ТК "Москва-24") рассказал об очередной коммерческой акции РПЦ МП. В ХХС (храм у м. Кропоткинская) завезли "мощи" Февронии и ее друга. Рассказали, что их похоронили отдельно, несмотря на завещание похоронить вместе. Но их трупы все равно соединились в одной могиле (чей труп к какому присоединился, и как, не рассказали). Девушка-корреспондент, озвучивавшая всю эту галиматью, была недовольна, ее пригнали туда к 6 часам утра, чтобы отснять очередь чаящих чуда, но очередь вся прошла сразу после открытия, одна из стоявших в очереди рассказала, что она с экскурсией посещает московские храмы, в одном из которых настоятель рассказал о привозе мощей в ХХС, и это событие было обозначено как "божья воля" (?). Ещё две дамы рассказали, что хотят замуж, и пришли за исполнением своего хотения (?). В конце репортажа было отмечено, что все, кто стоял в очереди прошли, и теперь вход вообще свободен. Совершенно не запоминается имя мужа, мощи которого привезли с мощами Февроньи. (Петр?)
История, рассказываемая об этих людях, совершенно не свидетельствует, что от посещения их мощей можно ожидать некоей счастливой семейной жизни, детей или хотя бы продолжения семейной традиции. Нет, детей у них не было, он был гораздо старшее ее, а умерли они одновременно, единственное что вменяется им в чудо (кроме появления трупов в одном гробу), что он оправился от болезни, когда она стала с ним жить. И причем тут "замуж" или "семья"? Мы и так постоянно видим по телевизору, как молодые дамы выбирают себе в мужья богатых и известных и не очень старичков-боровичков, и благополучно исцеляют их от квартир, денег и прочей мерзости. Вот это реально чудеса. Нет, не та уже РПЦ МП, выдохлась. Не может доставить верующему настоящего чуда."
Продолжаем публикацию доклада С.А.Бурьянова о положении дел со свободой совести, конституцией и светским государством в нашей стране.
Для издания доклада в виде книжки мы собираем средства для печати в типографии (верстаем сами и потом рассылаем в органы власти, депутатам и всем жервующим на благое дело). Пока собрано 6 000 (шесть тысяч) рублей. Реквизиты для переводов:
Paypal https://www.paypal.me/interrno
Яндекс кошелёк https://money.yandex.ru/to/4100135635252
Сбербанк "МИР" 2202 2004 2867 3105 (Кондратьев Иван Ю.)
ВТБ "VISA" 4483 4333 2205 5246
с пометкой "на издание доклада"
Далее продолжение доклада, начало здесь.
НАРУШЕНИЯ СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА СВОБОДЫ СОВЕСТИ
Рассмотрим нарушения конституционных светскости государства и свободы совести в различных сферах общественных отношений. В соответствии со ст. 14 Конституции Россия является светским государством. Светскость государства, наряду с иными основами конституционного строя, выступает фундаментом для иных глав Конституции РФ и играет ведущую роль в системе конституционного права. Нарушения принципа светскости государства сопровождается повышением рисков для российской государственности. Однако, законодательство России не содержит определения светскости государства. Из числа многих подходов «наиболее корректным представляется определение светского государства как мировоззренчески нейтрального государства, принципиально не приемлющего никакого мировоззрения (в т. ч. религиозного, антирелигиозного, иного) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому человеку возможность свободного мировоззренческого выбора». «Светскость государства, как его мировоззренческий нейтралитет подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций».
Таким образом, конституционный принцип светскости государства распространяется на государственную и муниципальную систему образования, которая должна быть нейтральной по отношению к каким-либо мировоззрениям.
Государственная и муниципальная система образования
Кроме правового закрепления принципа светскости в Конституции России, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ подтверждает, что государство «не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания», а также «обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п. 2 ст. 4 ФЗ). Кроме того, «государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании» (п. 3 ст. 4 ФЗ). В соответствии со ст. 5 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими; воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации; по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы; религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. также содержит нормы, закрепляющие принцип светскости государственной и муниципальной системы образования. Кроме того, в ст. 5 гарантируется право на образование «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
В указанном контексте правовое содержание светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России предполагает: обеспечение конституционной свободы совести и свободы вероисповедания; отделение и равенство перед законом мировоззренческих (религиозных, антирелигиозных, иных) объединений от государственной и муниципальной системы образования; не допустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установления какого-либо мировоззрения (религиозного, антирелигиозного, иного) в качестве обязательного или официального; запрет мировоззренческим и иным общественным объединениям вмешиваться в управление государственными или муниципальными образовательным учреждением; запрет совмещать образовательный процесс с принуждением в обучении конкретному мировоззрению (в т.ч. религии, атеизму или религиозной культуре), а равно с принуждением к отказу от мировоззрения; недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обязательных религиозных обрядов (за исключением свободного времени).
Однако, в последние годы под давлением многоступенчатого клерикального лобби Минобрнауки РФ вынуждено пойти на незаконное расширение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин и издание соответствующих не вполне законных актов[1]. В частности, новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» была фактически введена для учеников 5 классов в рамках нового стандарта основного общего образования как минимум в нескольких десятках московских школ (предметы «Православная культура» и «Истоки»). Позже появилась информация, что упомянутые предметы преподаются во многих субъектах РФ (62!). Несмотря на скандал[2], вылившийся в отмену курса "Истоки" в московской школе №2065 упомянутые антиконституционные учебные дисциплины продолжают преподаваться в рамках государственной и муниципальной системы образования России. Например, в школах Вологодской области «Истоки» являются обязательной дисциплиной, а его темы говорят сами за себя: «Образ Спаса как знак любви Божией», «Икона и храм», «Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь» и др. «В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №24" г. Череповца учебный предмет "Истоки" входит в учебный план в качестве регионального компонента, преподается со 2-го по 9-й класс и является обязательным для изучения... Вологодская область стала первым регионом РФ, где в школьную программу включили предмет "Истоки". Здесь его начали преподавать с 1995 г., а гриф Министерства образования он получил в 2002 г. Сейчас "Истоки" есть почти во всех школах области, за исключением тех, где дети занимаются по программам с углубленным изучением отдельных предметов: там "Истоки" просто некуда вставить, слишком большая учебная нагрузка. Кроме того, есть учебные пособия для занятий с детьми 3–4 лет и старше, они используются во многих детсадах Вологодской области и других регионов России»[3].
В начале 2018 г. стало известно о Методических рекомендациях по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2017 г. N ПЗ-1608/09). Среди прочего, данный документ содержит весьма спорные с конституционно-правовой точки зрения положения, основанные на юридически неопределенных терминах («экстремизм», «деструктивное психологическое воздействие», «псевдорелигиозные группировки» и пр.) и неких «данных социологов»[4].
Зимой 2018 г. в XXVI Рождественских чтениях приняли участие госчиновники, педагоги и представители РПЦ МП. Как обычно участники за счет госбюджета требовали расширения изучения православной культуры в государственной школе. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будет расширен, рассказала глава минобрнауки РФ Ольга Васильева 24 января на открытии XXVI Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». «Работа над его (курса ОРКСЭ) расширением и углублением продолжается, рабочая группа работает»,— цитирует ТАСС министра[5].
В 2018 г. Минобрнауки РФ было разделено на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения, но упомянутые выше не вполне конституционные тенденции получили свое продолжение.
Напомним, что с 1 сентября 2012 г. во всех общеобразовательных школах России был введен курс "Основы религиозных культур и светской этики", который изучается в течение всего четвертого класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Не смотря на то, что школьники и их родители имеют право выбрать один модулей, на практике эта норма реализуется далеко не всегда.
Осенью 2018 г. стало известно, что министерство просвещения РФ выделило 40 млн. рублей на «повышение эффективности» реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Министерство хочет проанализировать, как в РФ реализуется этот учебный курс, и разработать концепцию по повышению его эффективности. При этом ставится задача сформировать «единое позитивное информационное поле» вокруг реализации данного учебного модуля[6]. Ранее Патриарх Кирилл (Гундяев) призвал увеличить объем преподавания в школах «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы религиозных культур преподаются сегодня „для галочки“, потому что за один год при 1 часе в неделю нельзя дать никаких серьезных знаний. Стоит такой предмет в сетке, но он своей роли пока не исполняет», — отметил глава РПЦ МП[7].
В мае 2019 г. Министерством просвещения Российской Федерации утверждён новый Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в общеобразовательных организациях (приказ от 28 декабря 2018 года № 345). В разделах нового Федерального перечня по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» произошли изменения, в частности в Федеральный перечень включены новые учебники по православной культуре (ОПК), обеспечивающие возможность преподавания православной культуры на уровне основного общего образования (5–9-е классы). В Синодальном отделе подготовлены «Рекомендации по учебно-методическому обеспечению преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры в связи с принятием нового Федерального перечня учебников для общеобразовательных организаций». Рекомендации предназначены для работников епархиальных ОРОиК, церковных организаций и специалистов, осуществляющих взаимодействие с государственными и муниципальными образовательными организациями по вопросам учебно-методического обеспечения и развития преподавания православной культуры (ОПК) в школе, профессиональной подготовки учителей к преподаванию православной культуры[8].
В начале 2019 г. стало известно, что депутаты Госдумы РФ выступают за расширение изучения ОПК. Нынешний блок российских школьных духовно-нравственных дисциплин "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) должен преимущественно состоять из "Основ православной культуры" и преподаваться на протяжении всей школы — со 2-го по 10-й класс. Регионы, где этого не происходит, нужно "брать на заметку". А священники РПЦ МП должны участвовать в обучении школьников общеобразовательных школ. К таким выводам пришли участники круглого стола в Госдуме РФ «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития», прошедшего в рамках VII Рождественских парламентских встреч, сообщает 30 января "МК" (https://www.mk.ru/social/2019/01/30/rossiyskaya-shkola-stanet-pravoslavnoy-v-gosdume-vzyalis-za-dukhovnoe-obrazovanie.html). Издание приводит слова зампреда Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Сысоева (фракция ЛДПР). «В сельских епархиях "Основы православной культуры" выбрали лишь 13 % школьников. В городских — 20 %. Но это же очень мало! Считаю, что надо рекомендовать Минпросвещения административно обязывать руководство школ расширять изучение ОПК!»[9].
Под видом культурологии и пр. продолжается клерикальная идеологизация государственной системы образования. 6 ноября 2018 г. в ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Культурология. Православная культура». 23 педагогам образовательных организаций Смоленской области были вручены дипломы о профессиональной переподготовке, которые дают право на ведение профессиональной деятельности в области культурологии и духовно-нравственного образования. Церемонию открыла Ирина Дидук, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности ГАУ ДПО СОИРО. Она подчеркнула особую значимость данного события для педагогов, актуальность программы профессиональной переподготовки «Культурология. Православная культура» в совершенствовании системы духовно-нравственного образования детей и молодёжи Смоленской области. Особо отмечен большой вклад в разработку и реализацию программы профессиональной переподготовки «Культурология. Православная культура» внесли преподаватели образовательных организаций Смоленской митрополии: Смоленской православной духовной семинарии и Смоленского межъепархиального православного духовного училища. Со словами поздравлений и напутствий к выпускникам обратился игумен Тарасий (Ланге), проректор Смоленской православной духовной семинарии[10].
24 мая 2019 г. в Московском педагогическом государственном университете состоялось закрытие курсов повышения квалификации для руководителей и сотрудников епархиальных отделов религиозного образования, директоров и преподавателей православных гимназий, учителей Основ православной культуры: «Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в современной школе: содержание, методика, организация преподавания». Программа курсов включала в себя занятия по психолого-педагогическим аспектам современного детства, по преподаванию православной культуры в преемственности с ОРКСЭ. Участники имели возможность ознакомится с Московским опытом реализации предметной области ОДНКНР. В рамках курсов была представлена информация о нормативной базе преподавания религиозных культур и реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), освещены лучшие практики работы общеобразовательных организаций и православных школ по реализации предметной области ОДНКНР. Как отметила одна из слушательниц курсов методист ОРОиК Иркутской епархии Анна Рудь: «На курсах были представлены практические рекомендации в работе с педагогами ОДНКНР, которые помогут мне и другим учителям продуктивнее выстраивать свою работу». Также, по ее словам, одним из важных семинаров был посвящен нормативно-методическим основам реализации предметной области ОДНКНР, ведущим которого выступил заведующий научно-методическим кабинетом СОРОиК Игорь Метлик. Представитель Мелекесской епархии Симбирской митрополии протоиерей Александр Ижуков выделил в программе курсов занятия по практико-ориентированному подходу. «Именно практический подход важен в решении ситуаций, которые могут возникать в общении с родителями, педагогами и директорами школ»,- подчеркнул протоиерей Александр Ижуков. Организаторам курсов священник пожелал в будущем больше делать упор на практико-ориентированный подход в обучении, давать регионам, особенно молодым епархиям, решать готовые кейсы. Курсы проводились Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Институтом социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета в рамках договора о сотрудничестве с 20 по 24 мая (36 часов). Лекции вели специалисты Синодального ОРОиК, преподаватели МПГУ, в том числе сотрудники Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений[11].
В мае 2019 г. отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии завершил цикл лекций для методических объединений учителей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). В отличие от прошлых лет, когда программа курсов включала в себя рассмотрение всех модулей комплексного курса «Основ религиозной культуры и светской этики», в этом учебном году был сделан упор на преподавании модуля «Основы православной культуры». Как отметила специалист отдела образования Мария Швыдко: «Лектора рассматривали темы: «Храм», «Таинство Причастия», «Православие о Божьем суде», «Библейские и евангельские притчи»». Педагоги на занятиях также разбирали методики преподавания модуля ОПК и интерактивные формы воспитания и обучения. Как поделилась руководитель сектора Основ православной культуры Елена Глушкова, одна из целей этих встреч – показать, что преподавать ОПК не страшно и очень интересно. В рамках семинаров учителя имели возможность пообщаться со священнослужителями, задать интересующие вопросы и делиться опытом между собой. Итоговая встреча прошла в Ново-Тихвинском женском монастыре. Для учителей была организована экскурсия, на которой им рассказали историю обители с момента основания и по настоящее время. За 2018/19 учебный год прошло девять семинаров, в которых приняли участие 90 учителей из Екатеринбурга и городов области: Березовского, Ревды, Сысерти, Арамиля, Нижних Серег, Ачита и Заречного. Занятия проходили в Мультимедийном историческом парке «Россия – моя история»[12].
В конце 2018 г. в школе №43 Заводского района Саратова произошел скандал. 14 декабря 2018 г. в учебное заведение предполагалось привезти икону Божьей Матери «Избавительница от бед». По имеющейся на сегодняшний день информации, директору Тамаре Абрамовой позвонил замглавы администрации Заводского района Александр Блатман и сделал выговор за то, что школа якобы не уведомила муниципалитет о готовящемся мероприятии. После этого директор оказалась в реанимации, в кардиологическом отделении одной из больниц города. В школе № 43 есть несколько казачьих классов. Новости на сайте учебного учреждения рассказывают об участии детей в строевом смотре, уроках мужества, «соревновании по рубке шашкой». В октябре этого года, «следуя традициям духовно-нравственного воспитания», ученики казачьих классов посетили литургию на праздник Покрова. В этом году школа должна была стать первым пунктом пребывания в Саратовской епархии иконы «Избавительница от бед», которая постоянно хранится в церкви села Ташла Самарской области[13].
В начале 2019 г. в связи проведением религиозных обрядов в стенах государственной системы образования в Генпрокуратуру РФ поступило заявление о нарушении закона от Селезнева Константина Анатольевича.
«На сайте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Коломна Московской области сообщается (новость от 21.01.2019), что священник храма Пресвятой Троицы отец Александр «освятил святой крещенской водой» здание школы и учащихся школы.
https://school30–kolomna.edumsko.ru
Об этом же факте написано (запись от 24.01.2019) на странице церкви Пресвятой Троицы в социальной сети «ВКонтакте»
https://vk.com/shurovo1891
а также на сайте этой церкви
http://hram1891.ru/news/svyashchennik–aleksandr–derzhavich–posetil–shkolu–30–goroda–kolomny/
Подчеркну, что обряд был совершен в учебное время в присутствии учеников.
По указанным ссылкам опубликованы и фотографии этого действа, на которых видно, что поп Александр Державич (сотрудник религиозной организации РПЦ) с помощью принадлежности, похожей на маленький веник, опрыскивает какой–то жидкостью детей. (С большой вероятностью эта жидкость не имеет санитарно–эпидемиологический сертификат на использования в детских учреждениях).
Школьники при этом стоят в унизительных позах.
Но ведь!
РФ – это светское государство (ч. 1 ст. 14 Конституции).
Церковь отделена от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе светского характера образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 6 ч. 1 ст. 3 федерального закона № 273–ФЗ «Об образовании»).
Деятельность государственных органов и учреждений не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица государственных органов и учреждений не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии (ч. 4 ст. 4 федерального закона № 125–ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается создание и деятельность религиозных организаций (см. федеральный закон № 273–ФЗ).
В ст. 16 федерального закона № 125–ФЗ дается перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний. Государственные и муниципальные образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний.
Впрочем, в п. 5 ст. 16 федерального закона №125–ФЗ есть оговорка про некие «иные случаи» проведения религиозных обрядов. Но для реализации этих «иных случаев» нужно получать разрешение от государственных органов в порядке установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Сильно сомневаюсь, что у попа Александра Державича было такое разрешение.
Согласно ч. 1 ст. 25 федерального закона № 125–ФЗ:
«Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации».
Федеральный закон «О Прокуратуре РФ» — № 2202–1 — устанавливает, что прокуратура России является единой федеральной централизованной системой органов, производящих от лица нашего государства надзор за соблюдением российской Конституции и точным исполнением законов, действующих на территории нашей страны.
Поэтому обращаюсь в Генпрокуратуру с заявлением о вышеописанном нарушении закона как сотрудниками религиозной организации РПЦ, так и должностными и ответственными лицами системы образования. Прошу исследовать эту ситуацию и принять адекватные этой ситуации меры.
Замечу, что несколько лет назад группа женщин («Pussy Riot") получила тюремные сроки за исполнение песни в церкви, принадлежащей РПЦ. За «оскорбление чувств верующих».
Прошу мое сегодняшнее заявление трактовать и как заявление об оскорблении моих чувств атеиста и гражданина светского государства. Описанное выше правонарушение – это административное правонарушение. Возбуждение дел по таким правонарушениям – это компетенция органов прокуратуры.
Прошу, в соответствии с законодательством, принять меры и проинформировать меня как заявителя о принятых мерах.
27.01.2019 Селезнев К.А.
==
Ваше обращение поступило в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и принято к рассмотрению под номером ID 1954445.
Информацию про попа Александра и школу № 30 я узнал из публикации Кураева. На публикацию Кураева мне указал друг из сети «Вконтакте» Илья Минский. Выражаю ему благодарность»[14].
В мае 2019 г. по требованию прокуратуры Октябрьского района Пензы 20 школ города изменили положения о школьной форме и запретили ученикам носить религиозную одежду, в том числе хиджабы, сообщает 6 мая "Медиазона" со ссылкой на сайт прокуратуры области, откуда вскоре сообщение было удалено. Надзорное ведомство отмечает, что в этих школах правила не устанавливали прямой запрет на ношение хиджаба и религиозной атрибутики. В прокуратуре настаивают, что принцип светского образования не позволяет "реализовывать право на вероисповедание в школах". «С целью соблюдения основополагающих принципов противодействия экстремистской деятельности, а также соблюдения прав и свобод несовершеннолетних в адрес директоров этих общеобразовательных организаций прокурор района внес представления, которые рассмотрены и удовлетворены», — сказано в сообщении. В правила внесли изменения, а 12 сотрудников школ привлекли к дисциплинарной ответственности. Позже это сообщение пропало с сайта прокуратуры, на что обратил внимание телеканал «Дождь». Теперь по ссылке на это сообщение открывается страница с новостями ведомства[15].
А в Казани местная полиция запросила информацию о школьницах-мусульманках, которые носят хиджабы. Об этом в Фейсбуке написал адвокат из Татарстана Руслан Нагиев со ссылкой на обращение управления МВД по Казани. Информация о том, кому направлен документ, скрыта, но адвокат утверждает, что просьба полиции адресована учителям Казани. Полицейские попросили педагогов предоставить "характеризующие материалы" на школьниц, которые носят хиджабы, а также на их семьи. Кроме того, полиция запросила доступ к документам о беседе школьного психолога с ученицами, чтобы выяснить, какого течения в исламе те придерживаются. Эти просьбы объяснены «служебной необходимостью». Нагиев заявил, что этим обращением казанская полиция пытается незаконно собирать личные данные детей без согласия их родителей, а также нарушает конституционное право граждан на свободу совести и вероисповедания. «Налицо дискриминация по религиозному признаку. Интересно, почему МВД интересуют только мусульмане?» — написал Нагиев. Адвокат заявил изданию «Вечерняя Казань», что получил документ от родителей школьников. По их поручению он начал готовить обращения в прокуратуру Татарстана и уполномоченному по правам ребенка по Республике, сообщает 5 апреля "Медуза"[16].
Нарушение конституционного принципа светскости государственной системы образования в некоторых госуниверситетах носит системный характер. Например, 25 сентября 2018 г. в зале заседаний Ученого совета ВГИК было подписано соглашение о сотрудничестве между Московской духовной академией и Всероссийским государственным институтом кинематографии. Со стороны академии во встрече приняли участие: ректор архиепископ Верейский Амвросий, доцент МДА, главный редактор портала Богослов.ru, руководитель проекта «Академия веры» протоиерей Павел Великанов, продюсер киностудии МДА «Богослов» диакон Анатолий Колот. Со стороны института кинематографии присутствовали: ректор В.С. Малышев, первый проректор И.В. Зернова, декан факультета анимации и мультимедиа, режиссер анимационного и документального кино, руководитель мастерской «Режиссура мультимедиа», доцент кафедры анимации и компьютерной графики Е.Г. Яременко, заведующий кафедрой анимации и компьютерной графики, профессор, член Союза кинематографистов и Союза художников С.М. Соколов[17].
В сентябре 2018 г. студентов петербургских вузов «по традиции» согнали на крестный ход РПЦ МП, который 12 сентября, по случаю дня памяти св. Александра Невского, проходил в центре Петербурга. Учащиеся Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СПГУТД) рассказали корреспонденту «MR7.ru», что их сняли с занятий и привели на крестный ход. Журналисты также обнаружили недобровольно пришедших на шествие студентов РГПУ имени А.И. Герцена и СПбГУКиТ (университет кино и телевидения). Также в СМИ появилась информация, что живущих в Мужвузовском студенческом городе (МСГ) Санкт-Петербурга вновь в «добровольно-принудительном» порядке заставляют идти на крестный ход[18].
Напомним, что в октябре 2015 г. президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки одобрил паспорт «научной» специальности «теология»[19], а в мае 2017 г. на заседании объединенного диссертационного совета на фоне протестов научной общественности была защищена первая диссертация. Летом 2018 г. магистратура Московской духовной академии РПЦ МП получила государственную аккредитацию. Торжественное вручение документов о прохождении государственной аккредитации магистратурой Московской духовной академии РПЦ МП состоялось1июля в Большом актовом зале МДА, сообщает сайт Московской духовной академии. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов вручил свидетельство об аккредитации программы магистратуры по направлению 48.04.01 Теология ректору МДА митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Евгению. 13 июня руководитель Рособрнадзора подписал приказ № 802 «О переоформлении свидетельства о государственной аккредитации Религиозной организации - духовной образовательной организации высшего образования "Московская духовная академия Русской Православной Церкви"»[20].
В государственных вузах российских регионов (например, в Алтайском крае, Омской, Тверской, Ивановской областях и др.) много лет действуют кафедры и факультеты богословия на основе местных епархий РПЦ МП[21], что противоречит Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в РФ», предусматривающих светский характер учебного процесса в государственных образовательных структурах. По состоянию на 2018 г. свыше 50 вузов России имеют либо кафедры теологии, либо теологические образовательные программы различных уровней, сообщил ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Иларион[22]. На конференции "Теология и прогресс", которая прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре РПЦ МП под председательством митрополита Илариона (Алфеева) 17 января 2018 г., предложили создать научно-образовательную теологическую ассоциацию. Инициативу создания теологической ассоциации презентовал ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов. "Те ценности, которые неразрывно связаны с религией, дают нам очень мощный инструмент в воспитании молодежи", - сказал он, добавив, что мировоззренческая основа, которую закладывает теология, является "якорным принципом" в подготовке технических специалистов[23].
Отдельного упоминания заслуживает антиконституционное взаимодействие РПЦ МП и силовых образовательных учреждений, о чем более подробно будет упомянуто ниже.
В итоге, нарушения свободы совести в государственной и муниципальной системе образования направлены на мировоззренческий раскол, являются незаконными и грубо нарушают Конституцию России, и в конечном итоге создают угрозы национальной безопасности России. Кроме того, они уже привели к снижению качества образования, а также к нарушениям прав родителей и детей на воспитание и образование в соответствии с собственными убеждениями.
[1] См.: Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Православное образование. 25 мая 2015. URL: https://pravobraz.ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnyx-oblastej-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-i-osnovy-duxovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii/
[2] Родители учеников московской школы добились отмены курса "Истоки" // РИА Новости. 27 декабря 2016. URL: https://ria.ru/religion/20161227/1484703471.html
[3] Сибирцева Е. Духовность на "троечку". Череповецкие школы без свободы совести и вероисповедания // Свобода. 11 апреля 2018. URL: https://www.svoboda.org/a/29156354.html
[4] Методические рекомендации по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2017 г. N ПЗ-1608/09) // Гарант.Ру. 25 января 2018. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71738738/?prime
[5] Минобрнауки РФ продолжает работать над расширением курса основ религии в школе // Credo.press. 24 января 2018. URL: https://credo.press/179032/
[6] Минпросвещения РФ потратит 40 млн рублей на «повышение эффективности» изучения религии в школах // Credo.press. 30 ноября 2018. URL: https://credo.press/221173/
[7] Выступление Патриарха РПЦ МП в ядерном университете «МИФИ»: число часов на религию в школе должно быть расширено // Credo.press. 2 ноября 2018. URL: https://credo.press/220658/
[8] Рекомендации Синодального отдела по учебно-методическому обеспечению преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры // Православное образование. 24 мая 2019. URL: https://pravobraz.ru/rekomendacii-sinodalnogo-otdela-po-uchebno-metodicheskomu-obespecheniyu-prepodavaniya-uchebnyx-predmetov-kursov-modulej-pravoslavnoj-kultury/
[9] Депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев призвал обязать руководство школ России расширить изучение ОПК // Портал Credo.Press. 6 февраля 2019. URL: https://credo.press/222688/
[10] В Смоленске вручены дипломы выпускникам курсов профессиональной переподготовки «Культурология. Православная культура» // Православное образование. 6 ноября 2018. URL: https://pravobraz.ru/v-smolenske-vrucheny-diplomy-vypusknikam-kursov-professionalnoj-perepodgotovki-kulturologiya-pravoslavnaya-kultura/
[11] В Москве завершились курсы повышения квалификации учителей Основ православной культуры // Православное образование. 24 мая 2019. URL: https://pravobraz.ru/v-moskve-zavershilis-kursy-povysheniya-kvalifikacii-uchitelej-osnov-pravoslavnoj-kultury/
[12] В Екатеринбургской епархии завершился цикл лекций для учителей общеобразовательных школ // Православное образование. 21 мая 2019. URL:https://pravobraz.ru/v-ekaterinburgskoj-eparxii-zavershilsya-cikl-lekcij-dlya-uchitelej-obshheobrazovatelnyx-shkol/
[13] Лухминская А. Икона в школу – директор в реанимацию. В Саратове разгорелся скандал из-за несостоявшегося поклонения школьниками иконе Божьей Матери. URL: https://fn-volga.ru/article/view/id/591
[14] О толоконных лбах. В Генпрокуратуру // Здравомыслие. 27 января 2019. URL: http://zdravomyslie.info/index.php/news/934-o-tolokonnykh-lbakh-v-genprokuraturu
[15] По требованию прокуратуры 20 школ Пензы запретили ученицам носить хиджабы // Credo.press. 8 мая 2019. URL: https://credo.press/224296/
[16] Полиция Казани попросила средние школы донести об ученицах, которые носят хиджабы // Credo.press. 6 апреля 2019. URL: https://credo.press/223861/
[17] Подписано соглашение о сотрудничестве между Московской духовной академией и Всероссийским государственным институтом кинематографии // Патриархия.ru. 27 сентября 2018. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5274535.html
[18] Несмотря на просьбу местного епископа, петербургских студентов все-таки согнали на крестный ход РПЦ МП // Credo.press. 12 сентября 2018. URL: https://credo.press/219698/
[19] Принята к защите первая в РФ диссертация по теологии, ее автор - клирик РПЦ МП // Credo.press. 6 марта 2017. URL: https://credo.press/172605/
[20] Магистратура Московской духовной академии РПЦ МП получила государственную аккредитацию // Credo.press. 3 июля 2018. URL: https://credo.press/218007/
[21] Первым стал Омский университет, в котором еще летом 1994 г. на специальность теология было набрано 25 человек.
[22] Преподавание теологии ведется более чем в 50 вузах РФ - митрополит Иларион // Интерфакс. 27 апреля 2018. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=69740
[23] "Теологическое образование призвано решать задачу объединения общества", - ректоры вузов РФ предложили создать теологическую ассоциацию, поскольку теология официально признана наукой // Credo.press. 21 января 2018. URL: https://credo.press/178970/