Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

maxresdefault

Мы живем в уникальное время: с уходом XX века человечество наметило тенденцию перехода к этапу гуманитарной культуры. Переход от логики страха и силы к логике разума – стратегия ХХI века. Не случайно первое десятилетие XXI века Организацией Объединенных Наций  было объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира – мир, демократия, права человека, толерантность, светскость.

Многими словарями понятие «толерантность» трактуется как терпимость. Современное определение толерантности подразумевает взаимоуважение, равноправие, признание права человека на его свободу. Признать такое определение толерантности – большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого. При этом отметим важность принципа светскости государства для соблюдения прав человека.

В концепции воспитания, разработанной академиком РАО Е.В.Бондаревской три десятилетия назад, четко определен образ человека культуры: свободная, духовная, гуманная, творческая, адекватная личность. Заметьте, в первую очередь – свободная! Наши образовательные учреждения любого уровня и типа должны в учащихся и студентах формировать толерантность этническую, конфессиональную, расовую, культурную. Только в этом случае наше поколение может быть спокойно за судьбу многонациональной России, за будущее Родины. Рассмотрим как решается эта задача  на примере двух городов Ростовской области, входящих в пятерку самых многонациональных и многоконфессиональных городов России (Москва, Санкт - Петербург, Ростов-на-Дону, Таганрог, Краснодар).

И в Ростове-на-Дону, и в Таганроге представлены более 120 национальностей и все мировые религии. Например, уже в конце XIX века. Когда в Таганроге проживали всего 100 тысяч человек, здесь были и православные, и католические, и протестантские храмы, и еврейские синагоги, и мечети, и греческие храмы и монастыри. Несмотря на все превратности судьбы. На сегодняшний день сохранились все общины, кроме свидетелей Иеговы, ликвидированных судами на основании антиконституционного «антиэкстремистского» законодательства.

Кстати, несколько слов об уникальности Таганрога. Археологические раскопки, проведенные в первом десятилетии XXI века совместными кадрами Российской академии наук, Германской академии наук и кафедры истории общества ТГПИ, показали, что за 2500 лет до рождения Иисуса Христа на мысу Таганий Рог Азовского моря уже была высокая цивилизация. Нынешний Таганрог, основанный в 1698 году Петром I – это первый в России город, застраивавшийся по заранее разработанному генеральному плану, сохранившемуся до сих пор (на нём рукой императора указано недалеко от морского порта: «Государев двор»).

Весьма важно, что за 322 года истории этого города при всей пестроте его национального состав и религий здесь не было ни одного межнационального или межконфессионального конфликта! Здесь не возможно было услышать фразу типа: «Да что там вы, греки!» или «Вот мы, итальянцы, сделали для города (…), а что полезного сделала Ваша община?» Все таганрожцы любили свой город, с любовью благоустраивали и озеленяли его, и эта любовь объединяла горожан.

Создается впечатление, что всё прекрасно. Но жизнь убеждает в том, что конфликты в Таганроге могут быть! Потому что руководители некоторых государственных учреждений, в частности Таганрогского педагогического государственного университета (ТГПИ), ведут безграмотную, асоциальную работу. Приведем конкретные доказательства. Ректорат ТГПИ забыл о том, что согласно Конституции РФ мы живем в светском государстве и поэтому официальные контакты, договоры, совместные конференции ВУЗа и какой-либо отдельно взятой церкви безнравственны и не допустимы. В курсах этики, культурологи, истории, теории воспитания вполне естественной будет  информация о сути и нравственных ценностях всех мировых религий. Но без всяких предпочтений, допускаемых руководством ТГПИ!

Такая нейтральная позиция особенно важна в многонациональных и поликонфессиональных городах. А что мы видим на практике? В газете «Юг православный» № 5 за 2010 год (эта газета Ростовской епархии РПЦ МП издается в Таганроге – т.н. культурной столице юга России) один из заголовков статей был таким: «Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве  Таганрогского благочинии и ТГПИ». Со стороны института Соглашение подписала бывший ректор  И.В.Голубева, которую в наши дни за «стратегическое мышление» продвинули в администрацию города.

Прошло 10 лет. В последних четырёх номерах «Юга православного» находим очень много интересной, полезной информации, но некоторые из статей (см. ниже) не соответствуют нормам Конституции России:

- «Помощник настоятеля Никольского храма по образованию провел для студентов ЮФУ лекции – беседы об этике в цифровую эпоху», № 11 (260);

- «В Неклиновской лётной школе состоялся молебен перед экзаменами» № 1 (262);

- «Настоятель Серафимовского прихода Таганрога провёл беседу со студентами пединститута», № 12 (261);

- «В храме святителя Николая Чудотворца прошли очередные занятия с учащимися педагогического лицея – интерната Таганрога», №12 (261);

- «В Сухо – Сарматской школе началось преподавание факультативного курса «Русь святая в пословицах и поговорках», № 12 (261).

Создается впечатление, что руководители образовательных учреждений не знакомы с положениями ст. 14 Конституции России о светскости государства, а также норм федерального законодательства о светскости государственного образования.

Кроме того, ими не учитывается опыт формирования толерантности. Например, он представлен в специальном сборнике «Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме», вышедшем в Ростовском издательстве «ГинГо» в 2002 г. под редакцией В.С. Кукушина. Особый интерес вызывают программы: Этическая грамматика (для 1 – 3 классов); Культура народов мира; Литература народов Приазовья и др. Эти программы реализуются за счет школьного (иногда – регионального) компонента школьного учебного плана, но часто вызывают у детей и даже взрослых значительно больший интерес, чем основные дисциплины Государственного образовательного стандарта.

В качестве вывода отметим необходимость внедрения позитивного опыта формирования толерантности в государственной системе образования на основе строжайшего соблюдения принципа светскости государственного образования.

Литература

  1. Кукушин В.С. Безопасность страны – в наших руках // Известия Академии педагогических и социальных наук, часть I. М.: Изд – во МПСИ, 2011.
  2. Кукушин В.С. Воспитание толерантности в по­ликультурном социуме: Ростов н/Д; ГинГо, 2002.
  3. Кукушин В.С. Модель непрерывного поликультурного образования //Преемственность в этнокультурном образовании: материалы научно – практической конференции, Ростов н/Д: ГинГо, 2003.
  4. Кукушин В.С. Этические ценности мировых религий: авторская программа факультатива для 11 классов // Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: сборник авторских и адаптированных программ. Ростов н/Д: ГинГо, 2004.
  5. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. М.: Изд – во МПСУ, 2013.
  6. Кукушин В.С., Бакланова Л.Р. Воспитание толерантной личности – педагогика XXI века. Ростов н/Д: ГинГо, 2003.
  7. Ларин Г.Г., Кукушин В.С. Воспитание молодежи в поликультурном пространстве Ростовской области – М.: Изд – во МПСИ, 2011.// общее и особенное в культурах и традициях народов. Материалы научно – практической конференции. - М.: Изд – во МПСУ, 2017.

8. Рябухина Т.П., Кукушин В.С. Этическая грамматика: авторская программа для 1 - 3 классов. Ростов н/Д: ГинГо, 1996.