Несомненно, бизнес на желании знать будущее, - один из самых успешных и выгодных, тем более, когда результат прогноза будущего, формирование конкретного образа будущего переносится на самого вопрошающего, примерно как в классике про ворожею: "Вот тут есть одна: об пропаже гадает. Коли что пропадет у кого, так сказывает. Да и то по именам не называет, а больше всё обиняком. Спросят у нее: «Кто, мол, украл?» А она поворожит, да и скажет: «Думай, говорит, на черного или на рябого». Больше от нее и слов нет. Да и то, говорят, от старости, что ли, все врет больше.." (А.Н.Островский "За чем пойдешь, то и найдешь. Женитьба Бальзаминова")
Но самый интересный аспект предсказаний это самоисполяющиеся пророчества. Предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания. (текст из википедии). Фактически речь идет об управлении поведением группы лиц, общества, связанных некоей идеей (например религиозным культом, идеологией. или состоящих в одной организации), вовлеченных в некий общий процесс (озабоченных выбором пары).
Но можно ли соотнести такую особенность прогноза с общечеловеческим развитием? В мире есть несколько институтов, аналитических центров и множество ученых, занимающихся футурологией, прогнозированием. Это и самый известный "Римский Клуб" , и менее известная "Международная Академия Исследований Будущего", такие авторы как С.Переслегин или Д.Медведев. В самом деле, предсказание о "конце истории" Фукуямы вроде бы сбывается в настоящее время? Или правы его оппоненты, например Хантингтон?
Физически процесс предсказания это проецирование своего личного или общественного опыта в будущее, можно рассматривать опыт цивилизационного развития человечества (с момента появления письменности или начала металлургии), анализировать опыт эволюционного развития вселенной, начиная с "Большого Взрыва" (концепция мегаистории А.П.Назаретян), но, в любом случае, это умозрительные построения, модели, ограниченные не только берущимися во внимания факторами или математическими моделями, но и более общими, парадигмами самого существования субъекта развития. Невозможно предсказать что-либо в будущем объекту или субъекту, у которого нет будущего, если он не стремится изменить свое состояние. Также невозможно создать некую правдоподобную, то есть ту, которая может стать реальностью, модель состояния отношений, не понимая фундаментальных (физических) основ функционирования (основных процессов), объекта, субъекта прогнозирования.
Так, в технике, в отличие от социума, можно построить прототип и провести его испытания, понять как он будет работать, написать инструкцию по эксплуатации и эксплуатировать. Общество вынуждено строить утопии и художественные образы/модели, и, увлекая ими часть людей, проверять на них жизнеспособность придуманного. В настоящее время существуют одновременно условно "западные" модели, образы будущего, развития человечества, отображаемые в искусстве например фильмами "Матрица", "Пятый Элемент", "Аватар", и "восточные", в основном представленные советскими фильмами и литературой. Отличие между ними в направлении вектора (стремлении) развития (проецирования) общественных отношений. Упрощенно это разница между "эксплуатацией" и "сотрудничеством", причем адепты разных парадигм честно не понимают друг друга, одни считают что эксплуатация это такая форма сотрудничества, а другие не понимают, почему другая сторона не видит принципиальной разницы между сотрудничеством, как отношениями равноправия и равной ответственности, и эксплуатацией, как отношениями подчинения вплоть до уничтожения подчиняемого как эксплуатируемого ресурса...
Про физические основы восприятия и отображения будущего можно посмотреть здесь, или почитать здесь. Тема актуальная и требует более полного исследования, будем надеяться, что Новый Год не станет действительно окончанием истории...
"Вот какая у нас сторона! Уж самого необходимого, и то не скоро найдешь!", - печалится Бальзаминова об отсутствии возможности прогноза о судьбе сына, - "Почем мы знаем с Мишей, которую теперь невесту выбрать? Почем мы знаем, где Мишу счастье ожидает в будущем? С одной может быть счастье, а с другой — несчастье; опять же и дом: иной счастлив, а другой нет; в одном всё ко двору, а в другом ничего не держится. А какой — нам неизвестно. Как же это так наобум решиться! Солидные-то люди, которые себе добра-то желают, за всякой малостью ездят к Ивану Яковличу, в сумасшедший дом, спрашиваться; а мы такое важное дело да без совета сделаем! Уж что не порядок, так не порядок."
С Новым, 2023, Годом!