Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

лента памяти20230622 215650

22 июня 2023 года участники круглого стола, посвященного Всемирному Дню гуманизма, посетили Ленту Памяти у Крымского моста в Москве, организованную в память о начале Великой Отечественной Войны 1941-1945 года. Каждый день войны был отмечен горящей свечой. Ужасы войн и преследование людей за свои убеждения во все времена приводили к поиску причин конфликтов, философского, научного и практического осмысления причин античеловеческих действий и возможности их устранения.

Состоявшийся в Измайлово, в Ресурсном Центре НКО Москвы, обмен мнениями о принципах гуманизма и их практической реализации в современном мире, показал широкий диапазон восприятия как самого термина "гуманизм", так и его применения и отображения в бытовом и научном осмыслении.

Бесспорно одно, без существования идеалов человечности, стремления к совершенству отношений личных и социальных, невозможно само существование человеческой цивилизации, как взаимное существование разных культур, народов и форм их организации.    

Философские «максимы», результаты осмысления процессов реальности, лежат в основе всех догм-религий, включая и "гражданские религии", какой провозглашался "гуманизм" в первом манифесте 1933 года. Философские принципы (познания, поведения, существования, личного и социального) составляют описательную и объяснительную часть не только традиционных верований, но в том числе и в науке, которая появилась как практика (технология познания на основе рационального мышления) в 15-16 веках в Европе.
 
Именно на основе философских максим и логики, как инструмента познания, и религиозной догматики, как структуры размещения (в сознании) результатов исследования (сравните «книгу бытия». священное писание, и «книгу природы», которую «открывают» ученые) складывается актуальное мировоззрение.
Более того, интуитивные религиозные мыслители даже не замечают, что их интуиция, — хорошо забытая философия и религия древних, превратившаяся в быт и шаблоны мышления, выражаемые и в языке, в социальной коммуникации, а деятели науки также начинают «открывать» для себя новые идеи и мысли, которыми пользовались до них те же древние греки и римляне вплоть до Маха и Авенариуса, Поппера и Моисеева …
 
Пример «максим», которые есть во всех религиях и которые применимы к любой человеческой деятельности, в том числе и к научной:
- не делай другим того, чего не желаешь себе (из этой максимы все «законы божии» и уголовный кодекс),
- не делай того, что делает учитель (мулла, поп), а делай то, о чем он говорит, (не подражай «телу» говорящего, учителя, отражая его движения, а следуй учению, старайся понимать текст, смысл послания, сообщения),
- не сотвори себе кумира (не делай идола для подражания, совершенствуй себя, а не свое отношение к учителю или его учению),
- не упоминай всуе "имя божье" (ориентируйся в жизни не на внешнюю сторону жизни, именование, молитву, поминая имя святого или бога, а на то, как твои действия соответствуют «божественному», идеалу, целесообразны с учением),
- познай себя и познаешь мир (поскольку «мир» сводится в человеке, как субъекте «сборки реальности»).
 
Принципы и практика философии позволяют субъекту «разметить» свое мышление, процесс познания, собирания знаний для использования их в своей деятельности. Это первичный инструмент и для построения религиозных систем (отношений я-все) и научных моделей существования (связь,транспорт, убежище, технологии преобразования "веществ" в ресурсы для жизни). Именно философия позволяет или "блудить", путаться в понятиях, оправдывая свое чувствование мира («я так вижу») или действительно оттачивать свое мышление, как инструмент понимания связей (отношений) объектов (субъектов) и процессов (в иерархиях взаимодеятельности).
 
Естественно, что гуманизм как практика, работает только в том случае, когда его принципы не просто разделяются всеми участниками совместной деятельности (сосуществования, жизни) на словах, но и на деле. И если кто-либо пренебрегает принципами гуманизма, и действует вне рамок человеческого, гуманного поведения, то, несомненно, он должен быть в эти рамки возвращен, а его деятельность должна быть оценена и осуждена. К сожалению, уроки второй мировой войны, да и последующих военных конфликтов, оказались выучены не всеми. Стали популярными противопоставления "открытого общества" - "закрытому", "демократии" - "тоталитаризму" (К. Поппер и др.), в терминологии обозначения самостоятельных государств, появившихся после распада СССР, как стран "фронтира", прифронтовых, уже заложена концепция войны, обслуживающая интересы военно-политических и экономических групп, исповедующих архаичные, колонизаторские, антигуманные, бесчеловечные практики, в основе которых люди рассматриваются только как источник благ (или угроза), ресурс, рабы. 
 
Понятно, что для реализации принципов гуманизма нельзя переписывать историю, забывая и переоценивая реальные действия сторон конфликтов. Ведь не преодолевая, не изживая враждебное отношение к "чужим", невозможно планировать никакое общее "устойчивое развитие", "истинную демократию" или "многополярный мир", если только эти термины не используются для сокрытия некоей антигуманной, бесчеловечной позиции. Само переписывание истории, особенно истории борьбы с фашизмом, свидетельствует о том, что "переписчики" не отказались от практики уничтожения "неправильных" народов, этносов и рас, оправдывая такую практику, как это происходит на (в) Украине (Европе, США) в связи с возведением в ранг национальных героев военных преступников, пособников фашистов, осужденных международными и государственными судами.
 
Участники круглого стола обсудили саму возможность существования "многополярного мира" в связи с реализацией принципов гуманизма, возможные роли государств и шире - цивилизаций - в такой многополярности, роли России как проектного центра такого мира, в связи с космической "заряженностью" российского менталитета... 
 
Материалы участников мероприятия публикуются по мере поступления: