Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

pctiqjirmpj_cgp

В последние годы у нас появилась новая традиция: активно порицать праздники заимствованных неблагонадежных традиций. Наибольшими раздражителями оказались Валентинов день и Хэллоуин. Главными носителями этой традиции стали православные. Вспомним ежегодные жалобы православных на хэллоуинское оформление ЖЖ, которые доставляет им тяжелые страдания. Еще пару лет назад я хотел сделать обзор этого явления и наконец нашел время. Ограничусь почти исключительно Хэллоуином. Я собрал все объяснения, которые смог найти, от РПЦ и ее хомячков о том, почему Хэллоуин это плохо; начиная с незабвенного письма московских чиновников от образования, которого, как потом выяснилось, в общем-то и не было, и заканчивая нынешнем годом. Но сначала несколько замечаний по общей картине.

Во-первых, никаких официальных заявлений от РПЦ по этому вопросу нет. Здесь возникают обычные трудности с официальной позицией, поскольку формально такой позицией может быть либо постановление собора, либо с оговорками Священного синода. Но мне не удалось найти каких-либо упоминаний о них. Впрочем синод и собор обычно принимают тексты, написанные неудобоваримым канцелярским языком, который вряд ли вызовет энтузиазм даже у сторонников. Но СМИ нужно на что-то ссылаться. Поэтому в ход идут мнения отдельных священников от лица церкви. Также необычно много заявлений от епархий, очевидно из-за того, что епархии агитируют против Хэллоуина на местах.

Во-вторых, со временем градус неприязни и радикальность возросли. Если в 2003 московские чиновники объясняли, что их не так поняли, мол, ничего мы не запрещали, а просто по-дружески посоветовали "не надо"; то через 5-8 лет такие "советы" стали общим местом и стеснение из них исчезло.

В-третьих, идеологическая база антихэллоуина чутко реагирует на изменения линии партии. Если в начале нулевых попы ссылаются на заботу о детских душах, то ближе к 2014 всплывают "экстремизм", "традиционные ценности", "информационная безопасность".

В-четвертых, не смотря на длинную историю борьбы православные демонстрируют небольшую изобретательность в попытках одолеть хэллоуинскую напасть. Спектр антихэллоуина сводится к: 
а) налаживанию связей с госорганами, прежде всего от образования, 
б) написанию жалоб и тревожных писем от "обеспокоенной общественности" в инстанции, 
в) придумыванию противопраздников, 
г) черному пиару в СМИ, 
д) чему-то вроде "хождению в народ" с подписными листами, 
е) срыванию покровов с максимальным очернением в стиле "Ужас-ужас". 

Набор стандартный для РПЦ. И хорошо показывает, что у РПЦ нет своих сил для взаимодействия с гражданами, поэтому ей приходится полагаться на государство. Все сказанное по этому пункту справедливо и для Валентина.


Теперь аргументы, почему Хэллоуин - это УЖАС.

Посмотрим детально, чем оправдывается антихэллоуин, насколько оправдания искренние и правдоподобные.

* Этот чуждый нам праздник нам навязывают.

Не заметно, чтобы те, кто с радостью отмечает Хэллоуин, жаловались на навязывание. Более того, они сами прилагают усилия для участия. На навязывания жалуются те, кто в праздновании никогда не участвовал, не предъявляя свидетельств принуждения или хотя бы настойчивых приглашений поучаствовать.

С другой стороны, мы знаем много других чуждых нам праздников, которые явно навязываются. Курбан-байрам и Ураза-байрам ежегодно массово празднуется в Москве, причем создают для граждан, нежелающих этих праздников, гораздо больше неудобств, чем Хэллоуин. РПЦ не спешит срывать покровы и жаловаться на навязывание. Более того, РПЦ это осторожно одобряет. Легко понять, почему. Эти празднования организуются государством, а линия партии для РПЦ священна.

Есть и другие памятные дни, которые нам активно навязываются, включая День народного единства, День любви, семи и верности и День славянской письменности и культуры. РПЦ это не беспокоит. Не только потому, что они навязываются государством, но и потому, что она сама рада извлечь для себя пользу из участия в этих проектах. Однако упомянутые праздники по контрасту с Хэллоуином хорошо показывают, чем навязываемый праздник отличается от прижившегося. Все эти дни славянского примирения верности несут тяжелую печать казенщины и офицаловки. Поэтому не вызывают энтузиазма и остаются в забвении, не смотря на активный пиар. Настоящий праздник должен быть поводом для веселия и радости.

Как видим, навязывание РПЦ не сколько не беспокоит, если она в нем участвует, так что ссылки на навязывание не более чем предлог.Примечательно. что часть православных противоречат своим собратьям, говоря о добровольном увлечении Хэллоуином (см. подборку цитат).



* Это коммерческий праздник, который рекламируют те, кто на нем наживаются.

Коммерческая составляющая безусловно присутствует, но почему это должно обесценивать саму традицию? Ведь то же самое справедливо в еще большей степени для таких праздников как Новый год или Пасха. Что-то не слышно возражений от православных, особенно в последнем случае. Лицемерность аргумента не требует дальнейших комментариев.

* Хэллоуин оказывает очень, ну ОЧЕНЬ плохое влияние на психику.

Никаких заслуживающих доверия данных на этот счет нет. Максимум приводятся ссылки на экспертные мнения своих экспертов. Нулевая ценность таких мнений очевидна любому, кто приобщился к богатым традициям русской культуры.

Напротив, у Хэллоуина большой психотерапевтический потенциал особенно в плане совладания со страхами. Любой студент психфака, прогулявший меньше половины занятий, знает, что управление страхом в символической форме – эффективная психотерапия. Именно такая "терапия" происходит на Хэллоуин. Кроме того, Хэллоуин повод для положительных эмоций, атмосферы веселия и удовольствия, что тоже ОЧЕНЬ полезно для психики.

Впрочем для церкви это скорее дурные новости. Меньше страхов - меньше прихожан. С этой точки зрения, вредность Хэллоуина для РПЦ очевидна.

С другой стороны, поклонники Хэллоуина пока не замечены в уличных провокациях, мелком хулиганстве и преследовании неугодных им людей. А вот активность православных в этом очевидна без всяких "экспертов". С учетом этого можно констатировать безвредность и даже полезность Хэллоуина и пагубность православия.

* Хэллоуин - это нежелательное, неэтичное, оскорбительное увлечение страданиями и смертью.

Странный аргумент от православных, которые сделали культ останков умерших своей фирменной фишкой. Если любители Хэллоуина рисуют скелеты и изображают мертвецов, то православные коллекционируют раскопанные трупы. Возят их по городам, часто кусками. Выставляют на видные места и пропагандируют целование стекол, которые отделяют останки от посетителя храма. При этом весьма приветствуются приобщение к этой глубокодуховной традиции детей без какого-либо беспокойства об их психическом здоровье. Более того, мертвечина есть в каждой церкви, так как, по убеждению православных, никакой храм не может быть правильным храмом, если в его основание не положен кусочек умершего человека.

Как по мне, в сравнении с этой средневековой дикостью традиция Хэллоуина проявляет максимум уважения и деликатности к теме смерти.

Можно вспомнить и о житиях святых, крайне рекомендованных православными для повышения культурного уровня. Однако жития часто уделяют теме смерти с разными пугающими подробностями столько внимания, что по совести заслуживают штамп 18+.

* Отмечая Хэллоуин, человек не подозревает, что невольно вступает в конфликт с нечистой силой, которая получает над ним контроль.

Отвлекаясь от вопроса о том, действительно ли православные верят в существование вампиров и франкенштейнов, наконец-то аргумент близкий к идеям о сверхъестественном, то есть к религии.

По сути это пугалка в духе "не ходите дети в Африку гулять". Тот факт, что при попытке убедить людей чего-то не делать, православные обращаются к методам, которыми родители пытаются уложить спать непослушного ребенка, хорошо показывает примитивность и интеллектуальное банкротство РПЦ. И эти люди еще претендуют что-то "духовно возрождать".

Но если отнестись к идее серьезно, православные вступают в контакт с "нечистой силой" гораздо чаще, чем раз в год на Хэллоуин. Они не против ее изображений. А некоторые утверждают, что изгоняют бесов из людей, причем при скоплении народа. Если на минуту предположить существование бесов, разве разумно будет с учетом предупреждений находиться под одной крышей с бесом или дружить с человеком, который постоянно с бесами имеет дело? Даже если он утверждает, что успешно нечистую силу изгоняет. Выходит, коли надо сторониться нечистой силы, лучше не иметь знакомства с попами и держаться подальше от церкви.

Стоит обратить внимание, что православные часто жалуются на несознательность наших граждан. Мол, те слишком доверяют всяким гадалкам, экстрасенсам, магам, астрологам и прочим акулам легковерия. Но стоит ли удивляться такому легковерию, если сами священники без колебаний начинают стращать впечатлительных сограждан примитивными пугалками в духе анимизма. Выходит, сами виноваты.

* Этот праздник не наш.

Тут больше всего правды. Однако не считаю, что это обесценивает Хэллоуин. У нас полно "не наших" дней, что практически никого не беспокоит. Например Всемирный день детей (придуман ООН в 1954) или Пасха. Предвижу возражения "Пасха русская". Но Пасха - это праздник в честь исхода евреев из Египта, который в Малой Азии превратился в день воскресения основателя новой религии за 1000 лет до того, как был перенесен славянам. Примечательно, что празднование Пасхи сохранило кочующую дату в соответствии с древнееврейским календарем. Если же Пасха уже успела стать "нашей", почему бы Хэллоуину не повторить этот путь?

Итог.
Быстрый взгляд на попытки православных объяснить их неприязнь к Хэллоуину показывает, что объяснения эти надуманные. Просто нужно сказать что-то правдоподобное, и они стараются. Однако выходит плохо. Но в чем тогда настоящая причина традиции антихэллоуина? Ответ простой: проигранная конкуренция.


Настоящая причина.

Еще с 80-ых в РПЦ начали мечтать сделать всю Россию (и некоторые другие страны) православной. Появились красочные лозунги "духовного возрождения" и "второго крещения Руси". Правда, в том, что должно получиться на выходе и что нужно сделать на практике, понимания не было. Одни призывали вернуться к 19 веку, когда Россия свернула, по их мнению, на неверный путь. Другие видели идеал в более далекой старине и мечтали о возрождении Святой Руси. Наконец, третьи предлагали синтезировать все самое лучшие из прошлого и современного. Они хотели богослужение на современном русском языке, православный рок, православные дискотеки, православные ночные клубы, православный дресскод и, надо думать, православный лизинг плюс православный дефолт. За 30 лет ясности в этом вопросе не прибавилось.

Но с чем совсем дела обстоят плохо так это с поголовным обращением граждан в православие. Предполагалось, что РПЦ сможет заинтересовать своими культурными богатствами всех до одного. Однако быстро выяснилось, что спрос в современном мире на эти богатства минимальный, а то, что востребовано, имеет скорее языческую природу. Возникла небольшая прослойка идейных последователей, но не более того. Крушение надежд можно хорошо видеть на примере Пасхи, которая у православных «праздников праздник и торжество из торжеств». Народ быстро научился восклицать "Христос воскресе". Некоторые ходят по церквям святить куличи, но в этом нет ничего нового. А богослужение слишком длинное и непонятное, чтобы быть интересным для нашего человека. Тогда православные вспомнили вековой опыт и постарались сделать все как можно более масштабнее, грандиознее, пышнее, ярче и при помощи государства врубили все это по ТВ. Тоже, кстати, примитивный подход, который работал для обращения дикарей в Средние века, но оказался неэффективным сегодня. Плюс ТВ разрушает сакральность ритуала. Главным успехом стал, пожалуй, "благодатный огонь", до неприличия напоминающий язычество. На этом фантазия закончилась.

На таком фоне православным оставалось лишь в ярости наблюдать, как непринужденно, без надрыва, без объявления государственными, без прямых трансляций по федеральным каналам приживаются иностранные традиции. Легко понять, почему у РПЦ не было шансов в этой конкуренции. Какова бы не была история праздника, он претерпевает эволюцию, в ходе которой формируется традиция его празднования. Традиция служит для выражения тех эмоций, в которых люди нуждаются. В случае Хэллоуина это радость, веселие и смех. Какие варианты для выражения этих эмоций может предложить РПЦ? Ну, например... никакие! Поэтому сколько не накачивай и не приарь "духовный день", традиция останется мертвой. Но как же Пасха – вроде "светлый праздник", воскрес Бог... ведь можно радоваться? Нельзя. Нельзя радоваться вообще. Эмоцию нужно как-то выразить. Как это сделать в случае пасхи? Отстоять пасхальное богослужение? – Безрадостная перспектива. Или, может, с улыбкой сообщать друг другу "Христос воскресе"? Но практикующие редко улыбаются. Проще говоря, праздник не может быть радостным, если его традиция не имеет способа выразить и пережить радость. Характерно, что "возрождение" православных праздников привело к активизации чисто народных, а не церковных обычаев: куличи, яйца, обжираловка на Пасху; прыжки в прорубь на Крещение; елка на Рождество.

Таким образом, православию просто нечего возрождать, нечего предложить для массового потребления. А у заморских традиций с этим полный порядок, и РПЦ не имеет шансов в конкуренции с ними. Кроме ОМОНа, если удастся уговорить государство.




Подборка ссылок.
Православные объясняют, почему они не любят Хэллоуин.



 http://www.atheism.ru/archive/text/1563.phtml
 http://www.atheism.ru/archive/text/714.phtml
архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В 2001 году "Уже несколько лет мы получаем самые негативные отзывы о последствиях этих "культурных" экспериментов над душами детей. С сожалением можно констатировать, что эта привнесенная извне мода приживается на российской почве не в силу своей конструктивности, красоты и назидательности, а лишь потому, что провоцирует и оправдывает выплеск вовне самых низменных страстей человеческой души". "Прошу Вашего содействия как министра образования нашей области, как гражданина и человека, болеющего и переживающего о том, что происходит с нашими детьми и педагогами, в запрете проведения данных акций. Особенно прошу помочь в городе Екатеринбурге, где о размахе, простите, школьных беснований средства массовой информации сообщают ежегодно, подобно сводке боевых действий".

 http://www.atheism.ru/library/Orenina_6.phtml
По мнению министерства, практика показывает, что "заимствование отдельных традиций в отрыве от социокультурного контекста не является средством, позитивно влияющим на становление системы ценностей ребенка. В подобных случаях "празднование кануна Дня всех святых", как правило, сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка".


 http://www.atheism.ru/archive/text/1571.phtml
 http://www.atheism.ru/archive/text/1568.phtml
"Наличие в мероприятиях "Хэллоуина" элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов Зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования в государственных образовательных учреждениях, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся".
“Руководителям образовательных учреждений не следует допускать проведения в учебных заведениях “Хэллоуина” в какой бы то ни было форме. Необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями русской культуры”,


 http://www.atheism.ru/archive/text/1556.phtml
"Не случайно в течение уже долгого времени православные верующие и многие священнослужители говорят, что этот праздник носит более чем странный характер", — отметил замглавы отдела внешних связей Русской церкви, комментируя намерение части россиян отметить Хэллоуин.
"Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила — это нечто приятное, веселое или по крайней мере неопасное", — сказал Чаплин.
"И только со временем, — добавил он, - выросший человек начинает видеть, что любой грех, духовный и телесный, разрушителен, что общение с силами зла может принести временную удачу, временный успех, но потом делает человека несчастным".
Чаплин. 2003


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=37652
"Празднование Хэллоуина чуждо традициям нашей страны и не способствует морально-нравственному воспитанию школьников", - отметил пресс-секретарь департамента образования.
2005


 http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=104098
 http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=104114
В школах Омской области будут пресекать празднование Хэллоуина как пропагандирующего «экстремистские настроения» и содержащего «определённую пропаганду культа смерти», говорится в заявлении областного министерства образования. 
«Наличие в элементах празднования мистического содержания, определённая пропаганда культа смерти, её олицетворение, может иметь разрушительные последствия для психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся»
2013


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=96399
И то, что поначалу напоминало карнавал, теперь обернулось всепланетным расколбасом. Мне непонятно только, почему Россия должна инвестировать в этот расчеловечивающий культово-коммерческий проект?
2012


 http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=104114
«В игре с нечистой силой всегда выиграет именно она, поэтому на самом деле людям только кажется, что это прикол — безобидный и веселый.
Нечистые силы думают иначе и обязательно «приколются» над тобой — так, что ты этому рад совсем не будешь», — заявил РИА «Новости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
2013

 http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=news&type=archive&day=31&month=10&year=2007&id=57985
"Важной особенностью подобного рода мероприятий является их антихристианская направленность. Празднование Хэллоуина свидетельствует о кризисе культуры, когда люди перестают различать добро и зло. Участие и организация любых мероприятий, носящих элементы поклонения нечистым силам или возрождения языческих культов, несовместимо с государственной политикой толерантности и устоями национальной культуры", — говорится в обращении.
"К сожалению, приходится признать, что некогда чуждое нашему народу сегодня принимается с распростертыми объятиями, - констатируют авторы текста. - Но с какой стати этот праздник должен приживаться у нас, в России, с богатыми духовно-нравственными традициями? Верующие традиционных для Кубани религиозных конфессий (православные христиане, мусульмане, армяне) никаким образом не должны принимать участие в подобного рода безумных мероприятиях, так как этот праздник носит сатанинский характер и разрушающе действует на человеческие души".
"Традиционные конфессии". 2007


Настоятель Благовещенского храма пресвятой Богородицы в столичном Петровском парке Максим Обухов говорит «НИ», что «Хеллоуин – это сатанинский праздник, вредный для духовного развития». Декан исторического факультета московского Свято-Тихоновского богословского института Андрей Пастернак также считает, что «поклонение сатане», которое происходит на Хеллоуин, – это большой грех. «Пусть большинство людей относятся к этому празднику несерьезно, но любое мероприятие забирает у человека частичку души», – рассказал «НИ» декан Андрей Пастернак.
 http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=98714
2013


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=96328
Местная епархия РПЦ МП заявила, что Хэллоуин является откровенно сатанинским и "сектантским" праздником. Религиозный культ дьявола и смерти в содержании "Хэллоуина" проявляется во внешней атрибутике, обстановке мест проведения праздника, костюмах, музыке, содержании "праздничных" действий и развлечений. "Зачастую все это сопровождается кощунственными действиями в отношении символов и атрибутов традиционных религиозных конфессий", – подчеркивается в официальном заявлении Екатеринодарской и Кубанской епархии РПЦ МП. 
Вместо Хэллоуина власти предлагают школьникам отмечать казачьи праздники, о которых большинство кубанских подростков даже и не слышало.
2012


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=48686
"Современная массовая культура навязывает молодежи ложные символы. Сатанинские и языческие по своей сути, они активно используются в качестве брендов для заманивания подрастающего поколения в клубы на якобы безобидные вечеринки, где для большего "веселья" ребятам предлагают "таблеточку" или "косячок", - говорится в листовке молодежного движения "Георгиевцы", которое выступило организатором акции.
Гей-оргиевцы. 2006


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=87201
(в отзыве он именуется "дохристианским по своей сути", "воспевающим силы зла", "культ смерти" и одновременно "глумления над смертью"). Хэллоуин, якобы, действует "разрушительно" на "психическое и духовно-нравственное здоровье".
2011


 http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=19023
Отец Игорь (Матвеев) священник, сотрудник отдела по работе с молодежью Пятигорской и Черкесской Епархии : "Глумление над смертью, – это глумление над памятью наших предков, в том числе над памятью наших самых близких родственников".
2012


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=110154
Мы обеспокоены многочисленными случаями празднования языческого и сатанинского праздника Хэллоуин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях Москвы и РФ. Со школьной скамьи детей приучают к этому чуждому для нашей культуры празднику, который идет вразрез с православными ценностями.
опасны не только для духовного, но и для физического здоровья подростков.
"Божья воля". 2013


 http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=175
Раздавая угощения мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит и Сатаны.
Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.
Епископ Александр (Милеант).


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=96402
"Благодаря этим "весельям" стало традицией изображать убийц, маньяков, играть в монстров, ведьм, мертвецов и вампиров, устраивать жестокие аморальные "розыгрыши" друг над другом, глумиться над человеческими страданиями – болью и смертью. Все это не может пройти бесследно для нашего общества", - сказал представитель митрополии.
"образ Хэллоуина – это "разгул и загул, кривляния и глумление над смертью, а значит над памятью, в том числе, родных и близких".
2012


 http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=87426
протоиерей Максим Первозванский считает, что Хэллоуин в самой меньшей степени является невинным карнавалом. 
"Конечно, Хэллоуин является экспансией западной культуры, которая уже все у нас захватила. Здесь же есть такой момент: если людям открыто предложить поклоняться дьяволу, то они не согласятся, а вот так, полушутя – вроде и можно. К сожалению, последние 20 лет этот праздник активно насаждался в нашей стране, в том числе и в детских учебных заведениях", - говорит он.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря
Игумен уверен, что Хэллоуин являет собой "сатанинский культ". "Очень жаль, что многие люди настолько слепы, что не могут увидеть сатанинских корней этого праздника", - посетовал священнослужитель. "С сожалением приходится констатировать, что в нашем обществе присутствует такой слой людей, которые, с одной стороны, обвиняют Церковь в попрании свободы, а с другой стороны, готовы продаваться любому сатанинскому культу. Как вытащить их из этой культурной среды – большой открытый вопрос", - заключил отец Никон.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном
"В этом празднике присутствуют однозначно ритуальные и магические элементы – вызывание духов умерших, что категорически запрещается еще Ветхим Заветом", - отметил о.Валерий. "Это, по сути, антихристианский праздник. Никакой государственной поддержки он не заслуживает", - считает священнослужитель.
"по незнанию люди играют в то, во что играть нельзя". "Неоднократно фиксировались случаи, когда дети, принимавшие участие в этом празднике просто сходили с ума. Если мы думаем о будущем страны, о будущем народа, то в первую очередь нужно заботиться о духовном здоровье. По крайней мере, в школах этот праздник должен быть полностью под запретом, включая и его символику"
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове
"В завуалированной форме это пытаются внедрить в школы. Например, в качестве знакомства с английской культурой", - отметил священник. Тем самым, по его словам, "ребенка, не знающего элементарных правил духовной безопасности, ввергают в область тьмы, в область духовной смерти".
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове
...предупреждает общество о духовной опасности "празднования" Хэллоуина" для нравственного и психологического здоровья людей, особенно молодежи", - сказал священник. По его мнению, переодевания в костюмы нечистой силы, манипуляции и поедания "частей тела мертвецов" (глаза, кишки, язык) их "крови" - это "настоящая демонизация сознания", "игровая имитация людоедства".
2011

 http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&type=archive&day=20&month=6&year=2011&id=11287
Таким образом, будучи не в состоянии победить наш народ физически, враждебные силы Запада проводят духовную агрессию против нас, разлагая тем самым вековые нравственные устои людей, прежде всего молодого поколения. В итоге – человечество теряет свой нравственный облик, а с ним и свою душу!
Не позволим же нечестивым навязать нам сатанинские ритуалы, будем до конца стоять за Истину, начиная с отказа от враждебных нам праздников! Кроме того Православная Церковь имеет праздник Всех Святых в другое время года (неделя 1-я по Пятидесятнице – Всех святых; неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших), но настоящих Святых, угодников Божиих, чей нравственный облик и должен нам послужить примером.
2007, "РУССКАЯ ИДЕЯ"


декан факультета психологии православного университета имени апостола Иоанна Богослова священник Андрей Лоргус
"беда заключается в том, что на заре перестройки очень большое число наших недалеких чиновников и граждан, считавших необходимым заимствовать все западное, потому что отечественное "пропахло нафталином", подхватили этот обычай".
"Но в общем данный праздник - это, конечно, дичь."
2008


 http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=news&type=archive&day=31&month=10&year=2007&id=57983
Нормальная религиозность ушла, а ее место заняла коммерциализированная жуть, от которой у наших предков сложилось бы впечатление, что Европа, отказавшись от Христа, начала поклоняться сатане.
Там, где старые христианские народы континента забавлялись контрастом между невинными личиками своих детишек и тыквами, только символизирующими побежденное Христом зло, сегодня постепенно воцаряется зло настоящее. По крайней мере, не редкость сообщения о настоящем криминале, вандализме и вполне неигрушечном терроре банд подростков.
2007, Протоиерей Михаил Дудко


 http://lenta.ru/articles/2014/10/31/holuin/
Сегодня развивать наши традиционные праздники, и лишь через несколько лет при активном государственном и общественном участии мы сможем добиться результата: чтобы у нас появились свои "хеллоуины", свои "дни влюбленных"»
Ярослав Нилов
«В связи с напряженными отношениями с США кроме продовольственной безопасности необходимо еще учитывать и идеологическую. На мой взгляд, помимо коммерческой составляющей этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 1990-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение. К тому же ряд экстремистов использует подобные "праздники" в своих пропагандистских целях», — заявил Георгий Федоров.
По словам протоиерея Александра Игнатова, настоятеля краснодарского храма Рождества Христова, Хэллоуин не праздник, а шабаш. Священник подчеркнул: «У нас есть свои духовные праздники. Принимая участие в бесновании, какими станут будущие невесты, какими вырастут защитники Отечества? Это "Правый сектор" получается!»
заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Православного института св. Иоанна Богослова Елена Жосул: «Я к этому празднику отношусь как к гей-пропаганде и не могу однозначно ответить, что в большей мере опасно для душ детей и подростков, что на них действует более пагубно: гей-парады и внушение, что однополые отношения — норма или такой, казалось, бы, внешне безобидный, шутливый, скоморошный карнавал, когда твои друзья по классу, по подъезду вдруг надевают костюмы и маски нечистой силы и сил зла».
2014

Источник