Несколько лет назад я уже писал о том, что нам, русским, претит гнусный «ленинопад», учиненный на Украине и что это не только глумление над статуями, но и оскорбление памяти и достоинства, осквернение духовного наследия русского гения, т.к. сегодня отношение к Ленину – лакмусовая бумажка для определения, насколько реален гуманизм того или иного слоя нашего общества.
Безусловно, что особой гордостью для меня, конечно, является публикация книги «О том, как «не работал» Ленин» , которую я в качестве соавтора написал совместно с видным специалистом в области социальной философии - доктором философских наук, профессором Ричардом Косолаповым, где давая характеристику В.И. Ленину в качестве политика и трибуна, теоретика и практика, ученого и организатора, мы особенно подчеркнули, что он человек точной научной мысли и эффективного социального действия, т.к. он, В.И. Ленин, не терпел каких бы то ни было фантазий о будущем общественном устройстве.
В день 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина необходимо напомнить важность раскрытия им сущности религии, ее корней и социальной роли, определение буржуазного и пролетарского понимания свободы совести, разоблачения современного фидеизма и богостроительства. Применительно к нашему времени это актуально еще и потому, что если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечности», а не пространственно-временной объективности, то современное светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий.
Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет.
Возникает вопрос: для чего (выделено мной. – И.С.) человек творит мир, мир культовых объектов в частности? «Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» , – констатировал В.И. Ленин.
Значит, все дело в том, что религиозная фантазия творит иллюзорный мир и фетишизирует его потому, что реальный мир не удовлетворяет (выделено мной. – И.С.) людей; это – своеобразная реакция на бессилие перед несносной объективностью и пассивный способ выхода из тяжелых жизненных условий. Здесь внешний мир выступает как субъективированный объект, как средство достижения и удовлетворения определенных потребностей людей.
Каких? – Многообразных материальных, духовных, политических, нравственно-этических. Реальный мир не только не удовлетворяет этим потребностям, но и попирает их, ограничивает и деформирует нормальные человеческие запросы. И тогда срабатывает пружина компенсаторства: люди ищут восполнения своих попранных и утраченных свобод, мыслей, идеалов. В фата-моргане религиозного мира люди находят, однако, те самые мечты, которые стали неосуществимыми в реальной жизни и воспарились иллюзиями в потусторонний мир. Но люди утешаются этими иллюзиями – гипостазированными слепками идеализированных объектов реального мира. Утешения, конечно же, не изменяют действительности, но примиряют с нею.
Зато в чувствах утешения люди обретают блаженство и удовлетворяются розовыми мечтами о будущем «за гробом».
Иванеев С.В.
Беседа доктора философии Косолапова Р.И. и кандидата юридических наук Иванеева С.В. в связи c публикацией сборника статей "О том как "не работал" Ленин". 07 октября 2016 г. Москва.