Общественная Палата РФ. Конференция "Народосбережение" 28.11.2019
«Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными»
К. Маркс и Ф. Энгельс
Мы наблюдаем, что в настоящее время в пространстве философии и науки доминируют тенденции отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека. Также, к огромному сожалению, доминирует сложившаяся в юридической науке тенденция нигилистического отношения к философскому осмыслению правовых феноменов и непрофессиональным использованием соответствующих гносеологических средств познания, что приводит зачастую к внедрению в органы государственной власти иррационалистических и мистических тенденций, превратных идеологических мифов, различного рода социальных суеверий, которые отражают духовную деградацию общества, его интеллектуальную и моральную нищету.
Среди юристов распространилось негласное и весьма антинаучное мнение, что правовая сфера не нуждается в общетеоретических изысканиях, обобщениях, возвышающихся над социальной, в том числе и правовой, практикой. По словам крупного специалиста по философским проблемам юридической науки, социального планирования и управления, теории государства и права Д.А. Керимова: «Тем самым фактически воспроизводится давно отвергнутая прогрессивной юридической наукой нормативистская теория права, «чистое учение о праве», на основе которой все усилия ученых-юристов сосредоточиваются лишь на изучении давно известных положений, например, о нормах права, правоотношениях, толкованиях законодательных установлений и т. д. В результате правоведение оказывается изолированным не только от науки вообще, но и от глобальных, фундаментальных проблем жизнедеятельности общества. Вместо решения этих проблем ученые-юристы заняты разработкой преимущественно частных тем, смягчающих постоянно возникающие социальные напряжения, юридические конфликты, нередко, так или иначе, приспосабливаясь к ним»[1].
По нашему мнению, провозглашаемый близким другом Пола Куртца - почётным президентом Российского гуманистического общества, профессором В.А.Кувакиным и его учеником – президентом РГО Я.Б. Головиным планетарный гуманизм является ничем иным как пропагандой глобализма, хотя бы и на уровне «новой планетарной этики» и «Планетарного билля о правах и обязанностях». Общеизвестно, что современный западный мир от имени его правительств неоднократно заявлял о несправедливом распределении мировых природных ресурсов, значительная часть которых исторически принадлежит России. Концепция «нарождающейся планетарной цивилизации» с ее идеями «мировых» парламента и суда вполне созвучна претензиям на использование наших природных и человеческих ресурсов, когда правительство США решит, что ресурсы его страны истощены.
Сегодня в эпоху глобализации встает вопрос о нашей новой методологии, которая будет соответствовать новым трендам XXI века и ей может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека[2].
Одним из ключевых аспектов экофилософии является утверждение и развитие в ней идеи бытия, не ограниченной бытием сознания, в силу чего жизнь и потенциал – а потому и ценность - человека в этой логике предстает как пространство концентрации всего многотысячелетнего развития мироздания, Земли и многомерности ее культуры в единстве их всеобщности и форм единичных феноменов. Этот взгляд на человека и человеческий капитал существенно отличает экофилософию от доминирующих сегодня в пространстве философии и науки тенденций, центрированных идеями принципиального отрицания всеобщей универсальной эволюции, отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека[3].
По словам Э. В. Барковой: «…открыто антипозитивистская, а с конца XX века анти-постмодернистская, программа экофилософии утверждает и обосновывает идею целостности всей человеческой, природной и культурной истории – основы, которая в снятом виде детерминирует человеческий капитал»[4].
Русский писатель и религиозный философ Д.С. Мережковский в начале XX века был абсолютно прав, когда показывал, что следующим шагом развития мещанства будут милитаризм и шовинизм, и сегодня мы в России повсеместно наблюдаем разгул религиозного шовинизма под видом внедрения «духовности», и курс на милитаризацию.
На наш взгляд, сегодня существует необходимость разработки и освоения существенно обновленных методологических оснований, позволяющих преодолеть не адекватные формирующемуся пространству-времени границы восприятия и понимания человека, блокируя, тем самым, развитие его космопланетарного масштаба и потенциала.
[1] Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. – 6-е изд. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 521 с.
[2] Баркова Э.В. Cтратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву// Право и практика. 2017. № 4. С. 188-197
[3] Баркова Э.В. Человеческий капитал в проекции экофилософии: к анализу «Грядущего хама» Д.С. Мережковского. Номер: 9 (117) Год: 2018 Страницы: 37-47.
[4] Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. Собрание сочинений. Грядущий Хам. – М.: Республика. 2004. – 480 с. // http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml
Сергей Иванеев, кандидат юридических наук, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»
Для конференции "Народосбережение" в Общественной Палате РФ 28 ноября 2019 года.
#народосбережение #экология #'экофилософия #демография