В открытом письме подполковника юстиции С.В.Иванеева Н.В.Патрушеву содержится ряд важных наблюдений и предложений, касающихся совершенствования современной воспитательной работы в воинских частях. Замечу, что вряд ли хотя бы один преподаватель, наблюдавший и наблюдающий сегодня взаимоотношения между солдатами разных конфессиональных убеждений, открыто, не опасаясь последствий для своей карьеры, обратил внимание вышестоящих военных кругов на взаимную неприязнь православных и мусульман (а возможно, православных и баптистов, свидетелей Иеговы и прочих христианских конфессий) , которая по мере насыщения армии РФ «комиссарами в православных рясах» становилась все более острой. Более того, как правило, демонстрация чувства превосходства над исповедующими другие религии, преимущественно ислам, вызывает эстремистские, агрессивные настроения среди мусульманской части воинского состава. Это ведет к ослаблению боеспособности армии РФ в целом, и вообще чревато негативными последствиями для нашего общества.
На провал «патриотического» воспитания воинского состава посредством пропаганды православия осмелился указать подполковник юстиции в запасе С.В.Иванеев, обосновав при этом противоречие законам РФ создания в армии РФ системы религиозного, преимущественно православного воспитания, а отсюда - законосообразность воспитательной работы в армии на научной основе. Иванеев обращает внимание на то, что военная служба есть разновидность государственной службы и для нее столь же необходимо соблюдение принципа отделения религиозных объединений от государственных учреждений. Несоблюдение этого принципа может поставить под сомнение правомочность любых законов в стране, возможность их полного игнорирования в интересах той или иной временной элитной прослойки в современной России. С.В.Иванеев справедливо напоминает, что окажется под вопросом поддержание правопорядка и воинской дисциплины в военных частях РФ.
Призыв С.В.Иванеева к необходимости разработки новой программы воспитательной работы на научной основе, то есть на основе светских принципов, должен побудить Совет Безопасности мобилизовать лучшие интеллектуальные силы страны, а программа воспитания, созданная ими, должна сделать из каждого российского воина-патриота - культурного, образованного, морально состоятельного, оснащенного знаниями в области права, современных технологий и т.д. , готового применить свои знания и умения, приобретенные в армии, для оздоровления социально-политической и культурной жизни нашего общества после возвращения из армии.
В программу, кроме воспитания специфически военных навыков, надо включить основы правовых, этических и религиоведческих знаний, историю Отечества (фрагмент, например: «Великие полководцы России», «Великая Отечественная война в художественной литературе»; «Роль дружбы народов СССР в победе над фашизмом», да мало ли что) а также историю и теорию военного искусства в России и за рубежом.
Сказанное не исключает того, что среди православных священников, «окормляющих» воинов, есть патриоты, заботящиеся не столько о молитвах, сколько о подготовке военной молодежи и для ратных дел (примером чему является, например, Михаил Васильев).
Однако, общая направленность воспитательной работы в Армии РФ не должна подрывать авторитет Конституции Российской Федерации, - наплевательское отношение к ней угрожает безопасности самого государства.
Поэтому С.В.Иванеев мог обратиться только к Н.П.Патрушеву, - другой, даже вышестоящий, Иванеева не понял бы.
З.А.Тажуризина, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова.
17.08.2019