НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Аннотация: Обоснована важная роль экологического образования в решении задач, стоящих перед современной Россией. В ряду задач, связанных с обеспечением защиты граждан Российской Федерации, как уже показала практика специальной военной операции, является, в том числе, повышение уровня и экологической культуры.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, безопасность, специальная военная операция, ДНР, ЛНР, окружающая среда.
24 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении объявил о начале специальной военной операции (далее – СВО) во исполнение договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой и Луганской народными республиками (далее – ДНР и ЛНР соответственно).
Необходимо признать, что СВО и те задачи, которые выполняются в ходе ее проведения, носят широкомасштабный, государственный характер.
Конечно же, непосредственное ведение боевых действий, целью которых является подавление и уничтожение подразделений противника, основу которых уже давно составляют различные националистические батальоны и граждане иностранных государств, является основополагающей задачей, определяющей успех проведения СВО.
Но наряду с этим, немаловажную роль играет решение иных задач, связанных с обеспечением защиты населения граждан Российской Федерации.
Это такие задачи, как:
- обеспечение безопасности граждан от действий диверсионно-разведывательных групп противника на территориях, подконтрольных Российской Федерации;
- обеспечение правопорядка;
- налаживание всех социально значимых сфер жизнедеятельности населения (образование, здравоохранение, транспорт, культурная и спортивная сферы и др.);
- восстановление объектов жилой и критически важной инфраструктуры;
- восстановление объектов коммунального хозяйства;
- обеспечение безопасности населения от опасных факторов, возникших в результате ведения боевых действий (разминирование территорий, сбор различных видов вооружения и взрывоопасных предметов, контроль санитарно-эпидемиологической обстановки);
- многие другие задачи.
Ввиду данного обстоятельства в решении задач СВО принимает участие достаточно широкий спектр элементов государственного устройства: федеральные органы власти, субъекты Российской Федерации, государственные предприятия и учреждения, а также представители различных добровольных и волонтерских организаций.
Одним из органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в рамках проведения СВО, является МЧС России [1, 1].
МЧС России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 11 июля 2004 г. № 868 (далее – Указ Президента Российской Федерации № 868), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Применительно же к участию МЧС России в СВО, конечно же, в первую очередь затрагиваются вопросы гражданской обороны, так как решение именно этой задачи является одной из составляющих проведения общих оборонных мероприятий государства и направлено на обеспечение безопасности населения и территорий в первую очередь от угроз военного характера.
Об этом свидетельствуют положения федерального законодательства. В частности, в п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ указывается на то, что организация обороны, в частности, включает в себя «планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне». Статья 1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) определяет, что «гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
Следует отметить, что этот же документ определяет задачи гражданской обороны, а также в ст. 13 указывает на то, что органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, является МЧС России, которое осуществляет соответствующее нормативное регулирование, специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции.
Практика СВО показала, что существует и ряд проблемных вопросов, возникающих в порядке ее проведения. Например, актуальность повышения уровня экологического образования и экологической культуры у военнослужащих и всех граждан Российской Федерации связано в том числе и с тем, что, например, в любой момент ЧС на Запорожской АЭС (ЗАЭС) может произойти не только из-за постоянных обстрелов Вооруженных сил Украины (ВСУ), но и ввиду неподходящих условий работы сотрудников. Именно поэтому данный вопрос можно назвать значимым, в том числе для миссии МАГАТЭ: работа в подобной обстановке может угрожать безопасности электростанции.
К внутренним вызовам экологической безопасности относится, в том числе, и низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения. Решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться через развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности [2, 2].
При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы [3, 3].
а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Недавно Министерство просвещения России опубликовало Концепцию экологического образования [4, 4] в системе общего образования, которая направлена на совершенствование экологического образования по формированию основ экологической культуры обучающихся, где проблема реализации экологического образования решается через формирование у обучающихся основ экологической культуры.
В Концепции экологического образования выделены некоторые основные проблемы, на решение которых направлен документ: отсутствует ценностно-мировоззренческая целостность содержания экологического образования; не разработаны интегрированные показатели результатов экологического образования обучающихся и его мониторинга в образовательной организации; остается низкой и осведомленность большинства педагогических работников о задачах современного экологического образования; сохраняется серьезная проблема с подготовкой кадров для осуществления экологического образования, отвечающего современным вызовам; отсутствует система государственного мониторинга результатов экологического образования.
Целью Концепции является совершенствование экологического образования для формирования у обучающихся базовых основ современной экологической культуры (экологической культуры в интересах устойчивого развития).
Экологическое образование призвано сформировать у обучающихся опыт освоения социальных ролей: гражданина России, субъекта экологически безопасного образа жизни, экологически ответственного члена семьи и местного сообщества, ответственного потребителя, пользователя интернета, субъекта экологического просвещения и др.
Вместе с тем, хотелось бы привести в пример Единый кодекс военной юстиции США [5, 5], дающий огромные полномочия министру обороны по устранению последствий ядерных, биологических и химических происшествий, где вопросы экологического образования и экологической культуры рассматриваются в рамках профессионального обучения.
В частности, на министра обороны США возлагается обязанность руководить Центром по проблемам стихийных бедствий и гуманитарной помощи, созданным для предоставления обучающих программ, тренингов и исследований в гражданско-военных операциях, а в отдельности в операциях, включающих управление международными стихийными бедствиями и гуманитарной помощью, а также операций, которые нуждаются в координации действий между Министерством обороны и разными агентствами [6, с. 13].
Нельзя не согласиться с Э.В.Барковой, что «гуманистическая направленность юридической деятельности в осмыслении норм прав природы, в пространстве которой сохраняется, накапливается и реализуется потенциал развития общества и его культуры обеспечивается системой экологического правопорядка, без которого собственная безопасность, как России, так и мирового сообщества, оказывается не гарантированной» [7, с. 85].
Таким образом, в условиях проведения специальной военной операции особенно необходимо повышение уровня экологического образования и экологической культуры у военнослужащих по призыву и по контракту, а также у всех граждан Российской Федерации [8][9].
Список литературы:
- Максименко Д.И. Полномочия МЧС России в условиях специальной военной операции: правовые аспекты. // Научно-практический журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение» № 12 (305), 2022 г., С.90-94.
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
- «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012).
- https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/
- https://www.law.cornell.edu/uscode/text/10/182?terms=disasters&url%20=/uscode/html/uscode10/usc_sec_10_00000182----000-.html
- Некоторые вопросы правового регулирования привлечения вооруженных сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (уроки Чернобыльской трагедии спустя 20 лет) //С.В. Иванеев, «Право в Вооруженных Силах», N 1, январь 2007 г. С. 13-16.
- Экологический аспект нормативности права //Э.В. Баркова, «Человеческий капитал», №и10 (82), 2015. С. 83-85.
- Баркова Э.В. Экология человека как научный проект и основа духовно-культурной безопасности современной России // Экология человека и проблемы цифровизации современного мира. Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции. - Москва,: Русайнс. 2020 С. 6-15.
- Социально-гуманитарное познание: методологические и содержательные параллели /Агарин Е.В., Баркова Э.В., Богомолов А.В., Грехов А.В., Давыдов А.А., Евдокимов А.В. и др. Коллективная монография / Москва: Аквилон. 2019 – 336 с.
Иванеев Сергей Васильевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России)