Иванеев С.В., Тажуризина З.А. Свободомыслие и атеизм: идеи и лица, М., Академический проект, 2018, 270с. ISBN978-5-8291-2291-1
Сборник статей, посвященный весьма непопулярному при существующих ныне российских трендах свободомыслию, выглядит в ряду изданий, затрагивающих мировоззренческую тематику своего рода эксклюзивом. Поэтому, не смотря на, быть может, недостаточно широкое представление темы, для чего потребовался бы двух- или трехтомник, сам факт сжатого ознакомления современного российского читателя с одним из мало осознанных феноменов отечественной культуры, заслуживает высокой оценки..
К сожалению, само понятие «свободомыслие» начинает все чаще требовать расшифровки для все большего числа соотечественников, малознакомого с историей современной культуры. Во многом именно этим и объясняется особая важность издания, авторы которого предваряют его пояснением, что они «ставили целью напомнить читателям о существовании той сферы культуры, которая сейчас, кажется, начинает уже забываться под натиском широкой религиозной пропаганды, - о свободомыслии в отношении религии (и, в частности, об атеизме) и его истории».
Значительная часть материалов сборника касается вопросов атеизма, под которым подразумеваются как просто неверие, так и активная идеологическая позиция его популяризаторов. Определение авторами именно атеизма наиболее выразительной формой свободомыслия выглядит для современных условий в России, где клерикальная идеология внедряется во все сферы жизни, вполне понятным. Тем не менее, допуская, «что в современном российском обществе... существует осознанная или еще не осознаваемая потребность оградить себя от покушений на достоинство личности человека, не верующего в сверхъестественную силу», авторы сообщают, что «сборник некогда опубликованных, а также впервые представленных статей, лишь в малой степени отвечает этой потребности» По существу, сборник представляет «некое мозаичное панно из статей разного жанра, призванное, однако, создать более или менее целостное представление о важнейшем элементе всемирного общественного и культурного явления – свободомыслия в отношении религии», а также раскрывает « разные аспекты проблем, связанных с понятиями «светская культура», «атеизм», «религия», «свобода совести», «права личности» и т.д.».
О достаточно широком диапазоне, в котором рассматриваются идеи свободомыслия, могут говорить уже заголовки статей сборника. Это, например, «История свободомыслия в образовании и воспитании», «Права человека и общества в их отношении к религии», «Вольнодумная культура в России», «Научный социализм: допустимо ли его соединение с религией?» и др. В статье «Еще раз о нигилизме: пройденный этап?», рассматривается религиозная традиция формирования негативизма по отношению к неверию, сведенного русскими религиозными философами к нигилизму.
«Линия защиты свободомыслия и в целом светской гуманистической культуры, - пишут авторы в предисловии, - представлена в сборнике как персоналиями (...), так и статьями общего характера, затрагивающими проблемы интегрирующей, просветительской и воспитательной функций светской культуры и ее существенного элемента – свободомыслия, или вольнодумства, в том числе, российского».
Существенное значение для сборника имеет вводный раздел под заголовком «Некоторые терминологические пояснения», который содержит, в том числе, варианты статей Энциклопедического словаря «Религиоведение» (М., Академический проект. 2006), кроме впервые публикуемых «Деизм», «Пантеизм», «Ереси». Не менее ценными представляются очерки об уже упомянутых наиболее заметных персоналиях, с именами которых связана популяризация идей свободомысия в русскоязычном пространстве. Это И.Д. Панцхава, Н.А. Пашков, Ю.Г. Петраш, Е.К. Дулуман, К.И. Никонов. Завершает сборник приложение, в котором содержатся малоизвестные массовому читателю материалы, а также реферативное изложение истории атеистического движения начала советского периода и эволюции свободомыслия в России прошлого века в целом.