- Информация о материале
- Автор: Администратор
Наука есть развивающееся в древо познания понятие. Истина – тождество идеально реально преобразующей деятельности. Поскольку каждое понятие имеет предел применимости, истина процессивна. Религиозные мифы отвечают мифологическим стадиям становления сознания.
Ключевые слова: наука, развивающееся понятие, процессивная истина, религиозный миф, христианство..
Наука есть развивающееся понятие. Понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений [1, с. 1039]. Истина есть адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания [1, с. 510]. В нашем философском кружке на физическом факультете МГУ (1963-1964) истина определялась советским философом Генрихом Степановичем Батищевым как тождество идеально и реально преобразующей деятельности.
Религия (от латинского слова religio – набожность, святыня, предмет культа) есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного; «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс). Наиболее ранние проявления – магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и тому подобное. Исторические формы развития религии – племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Причина возникновения – бессилие первобытного человека в борьбе с природой, а в дальнейшем, после возникновения классово-антагонистического общества, - бессилие перед стихийными социальными силами, господствующими над людьми. Преодоление религии марксизм-ленинизм связывает с революционным переустройством общества на коммунистических началах: «… религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Её исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (К. Маркс) [1, с. 1117]. Мифология (от греческого mythos – предание, сказание) есть совокупность мифов, рассказов о богах, героях, демонах, духах, отражавших фантастические представления людей в доклассовом и ранне-классовом обществе о мире, природе и человеческом бытии [1, с. 814].
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Здесь кратко представлен спектральный подход к научной картине мира как имеющей единый смысловой стержень многоразличной реальности. Понимание её как причины самой себя делает ненужным искать в природе внеприродные начала. Человек понимается как космическое существо, рождённое космосом по закону космоса. Духовная история человечества понимается как единый ветвящийся противоречивый процесс. Философская позиция автора – протомонизм как своего рода «корень из монизма», но не удвоение начал в духе дуализма. На примере физики вакуума и частиц показан предел применимости понятий пространства и времени. Соединение модусов времени и пространства нашего мира позволяет представить его себе не только как иерархию пространственных структур, но и как иерархию мгновений, смысл которых - в их смысловой неделимости.
Ключевые слова: космос, световые образы, протомонизм, теория струн, теория Эйнштейна-Картана, теория особенностей, модусы времени и пространства, спектральный подход к миру, синергетика, бесконечность, инварианты истории, жизнь.
Древнеиндийские мифы говорят о космических ритмах. Мистическое учение суфизма в исламе говорит о ежемгновенном пересоздании мира Аллахом. Мутазилиты как сторонники рационального подхода в исламе взяли у греков идею атомов как элементов мира, но, в отличие от Демокрита, считали атомы непротяжёнными частицами, движением которых ежемгновенно управляет сотворивший их Аллах.
Материалист Демокрит ещё до исламской теологии (калама) привёл в систему чувственное (тёмное) и рациональное (истинное) познание, дающее картину мира в виде совокупности атомов как единственных и истинных вечных и неизменных элементов мира и пустоты как предпосылки пластики мира, движения атомов. Буддизм элементами мира считает дхармы, размывая границы духовного и телесного начал, улавливаемые синергетикой с её иерархией сложности, различающей, например, живое и неживое.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Ответ Ростислава Феофановича Полищук на приглашение участвовать в мероприятиях, посвящённых Дню Гуманизма:
"...спасибо за приглашение. К сожалению, 23-го уезжаю из Москвы на очередную научную конференцию. Приветствую борьбу за гуманизм. Слабостью считаю дефицит реализма. Чтобы было понятно, прилагаю один свой текст. В частности, сегодня некоторые примитивные племена не могут обходиться без людоедства. Цивилизованный мир не менее жесток, но более лицемерен в своих основах.
С уважением,
Ростислав Феофанович Полищук "
И сама статья, которая являлась основой для выступления на конференции 25 ноября 2012 года и вошла в сборник:
ДУХОВНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,
КАК ЕДИНЫЙ, ВЕТВЯЩИЙСЯ, ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС