Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

283162678 3577c6e004 o-620x372

 

 Some things might be incompatible with peace. Photograph: Jayel Aheram / Flickr

Нерелигиозные люди занимают более либеральную и миролюбивую позицию по большинству проблем, связанных с применением насилия: пытки, телесные наказания, империализм и др.


    На фоне неизбежных новостей о зверствах одних людей по отношению к другим негромкий голос правды говорит нам, что на самом деле насилия в мире становится всё меньше. Вот уже несколько десятилетий снижается количество смертей, вызванных войнами и конфликтами. И если нынешняя тенденция сохранится, их может стать ещё меньше. 

    Какая же загадочная сила роняет зёрна миролюбия в умы людей? Одно из возможных объяснений – это то, что количество атеистов и неверующих людей достигло исторического максимума. 

В США "поколение миллениума" (люди, родившиеся в последние десятилетия XX века) является самым многочисленным и наименее религиозным поколением за всю историю страны. Тенденция к секуляризации в США усиливается параллельно с аналогичными процессами в Европе и во всех развитых странах мира. Многочисленные опросы показывают, что нерелигиозные люди склонны придерживаться более прогрессивных и более миролюбивых взглядов в вопросах, связанных с насилием: пытки, смертная казнь, телесные наказания, необдуманное использование военной силы и т.п. 

    В 2009 году, задолго до того, как Сенат опубликовал свой сенсационный отчёт о пытках, исследовательский центр "Pew" провёл опрос об оправданности применения пыток в отношении лиц, подозреваемых в терроризме. Результаты опроса показали, что наибольшее количество противников пыток было среди нерелигиозных респондентов. Из таковых 55% сказали, что пытки редко оправданы либо не оправданы вовсе. По данным Института Гэллапа люди, не имеющие религиозных предпочтений, меньше поддерживают применение смертной казни, чем любая группа христиан. Также среди нерелигиозных людей высока доля тех, кто считает, что вторжение в Ирак было ошибкой. Те, кто не относит себя ни к одной из религий, с меньшей вероятностью, чем христиане, верят в то, что США – лучшая страна в мире а именно такой гиперпатриотизм препятствует принятию взвешенных решений касательно использования Штатами военной силы. 

    Склонность религии к оправданию насилия находит отражение и в личной жизни её адептов. Социологи Кристофер Эллисон и Дэррен Шеркат выяснили, что среди консервативных протестантов непропорционально высок процент сторонников применения в отношении детей таких телесных наказаний, как порка или шлепки. По мнению авторов, корни этого явления нужно искать в теологии: христиане, выступающие за буквальную трактовку Библии, склонны считать, что человек порочен в силу своей природы, и что за грехи нужно сурово наказывать. Более того, сама Библия (в ряду многих других шокирующих фрагментов) совершенно недвусмысленно призывает бить детей, например в24-ом стихе 13-ой главы Книги Притчей Соломоновых * (такой подход разительно контрастирует с позицией вольнодумцев - таких, как известный американский оратор Роберт Ингерсолл, который обличал жестокостьтелесных наказаний ещё в 1877 году). 

    Пока человечество находилось в плену жестокой морали религиозных текстов, наше общество было воинственным и беспощадным. Как сказал американский революционер Томас Пейн, вера в жестокого бога ожесточает человека. Настоящий прогресс в морали наметился лишь в ходе последних десятилетий, когда мы начали отбрасывать подобные верования. 

    Результаты освобождения от религии очевидны и в международном масштабе. Некоммерческая организация "Vision of Humanity" ("Взгляд на человечество") ежегодно публикует так называемый "Глобальный индекс миролюбия", в котором страны оцениваются согласно целому ряду критериев, включая количество преступлений, сопряжённых с насилием, численность заключённых, количество оружия на руках у населения и военные расходы. Социолог Фил Цукерман обобщил результаты этой оценки в своей новой книге "Жизнь в секулярном обществе": 
      "… согласно последним оценкам, все десять самых миролюбивых стран входят в число наименее религиозных. Восемь из этих десяти – это самые нерелигиозные страны на планете. И наоборот, если рассмотреть десятку наименее миролюбивых стран, то большинство из них крайне религиозны".  

    Конечно, не все атеисты миролюбивы, и не все верующие жестоки. Откровенно пацифистские религиозные группы, вроде квакеров или унитарианцев, сыграли важную роль в деле укрепления мира. С другой стороны, приходится признать, что некоторые выдающие атеисты, например, Сэм Харрис или покойный Кристофер Хитченс, выражали поддержкуполитике империализма и военной агрессии. Но в целом, тенденция такова, что по мере того, как общество становится менее религиозным, мы можем ожидать что, оно будет становиться всё более мирным. 

Адам Ли

    Источник: The Guardian

    Материал перевёл Вячеслав Чех

Со стены Вконтакте
_______________ 

    * Русский синодальный перевод Книги Притчей 13:24 здесь