Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира



В социальных сетях намеренное стремление выявить недостаточность аргументации оппонента называется "троллинг". В зависимости от разницы сознаний, столкнувшихся в споре обитателей соцсетей, троллинг воспринимается ими совершенно по разному, некоторые вообще не замечают, что над их суждениями смеются, а над их жизненными принципами и позицией издеваются, другие воспринимают любое "не то" слово и замечание как личное оскорбление и бегут в суд, пишут жалобы в правоохранительные органы, тем более что сейчас это стало совсем просто, делаешь скриншот экрана с непонравившимися словами с помощью клавиш "Ctrl+PrtScn" копируешь в программу "Paint" прикрепляешь изображение к письму или онлайн обращению в приемную УВД или прокуратуры, они пусть разбираются.

Политика действующей власти направлена на содействие оскорбляющимся, от принятия соответствующих законов (об экстремизме и оскорблении чувств верующих), до создания специальных подразделений в органах внутренних дел, центров по борьбе с экстремизмом. Как верно отмечали многие специалисты, теперь этим центрам необходимо отрабатывать свою зарплату, они просто обязаны находить нарушителей и передавать дела в суд.
Тема предупреждения и профилактики правонарушений гораздо сложнее, она требует совершенно другого уровня подготовки личного состава и не всегда ее результаты можно очевидно учесть в количественной форме, в отличие от "палочной" статистики учета, по результатам уже совершенных (или "приписанных") преступных деяний.
Для выявления возможных готовящихся правонарушений в сети используются программы по поиску соответсвующего контекста, скрыто или открыто,Лига безопасного интернета организует кибер дружины, которые ищут в Сети преступников и т.п.
Но это по статьям о конкретных противоправных деяниях, совершенных или намечаемых действиях, которые совершенно точно определены и описаны в Праве, Уголовном и прочих Кодексах. По и экстремизму и чувствам (282 и 148  статьи УК) все ещё сложнее. Нет, когда есть действия, то все понятно, также все более-менее понятно, когда есть вещи, предметы, назначение которых совершенно точно определяется как принадлежащие экстремистам (оружие, наркотики, запрещенная к распространению литература), но когда это касается чувств верующих, или других социальных групп (которых можно выделить бесконечно много, тут и судей с прокурорами выделили в отдельную оскобленную группу в деле депутата Ли), и когда нет деяний, а есть только слова? Или образы? Здесь не обойтись без экспертизы.

Совершенно правильно отмечает эксперт по свободе совести Бурьянов С.А., что некоторые понятия не определяемы в правовом юридическом поле, и попытки использования статей по "экстремизму" и "чувствам" приводят к сведению счетов между группами и частными лицами, к коррупции в правоохранительных органах и обществе. Статистика, собираемая информационно-аналитическим центром "Сова" , показывает увеличение случаев реального наказания с лишением свободы и штрафами по указанным статьям. Но, пока в сознании граждан России существует идея-фикс о необходимости какой-либо идеологии (религии, политической идеи, идеала общественного устройства) для существования и развития, а администрация государства не в состоянии решать вопросы строго в конституционном поле, и привлекает всевозможных посредников, в том числе и религиозных, наивно полагаясь на некую "духовно-нравственную", традиционную основу, а не на соблюдение законов, пока ещё сознание большинства находится в "разборках по понятиям", огромную роль в судьбах конкретных людей играет экспертиза. Мнение экспертов становится для судов основанием для вынесения приговора.

Вот атеист спорит в соцсети с верующими о наличии бога, в результате жаркой и не всегда приличной дискуссии с применением нецензурной лексики, проще говоря мата, отрицающий существование бога атеист привлекается к суду по жалобе оппонетов. Экспертиза становится основным вопросом разбирательства и суд переносится. Но, простите, для истинно верующего человека наличие во вселенной вокруг неверующего, или верующего во что-то другое уже зачастую  является оскорблением (вспомните основания для крестовых походов за "гроб господень" и прочие религиозные распри). Получается что само существование подобной правовой нормы создает предпосылки для конфликта. Экспертиза по делу певиц в ХХС вызывала вопросы и у верующих, многие с изумлением читали об обращениях экспертов к нормам церковных соборов, как будто суд был не светским.

Недавно на основании заключений эксперта закрыли сайентологическую церковь в Москве. Что вызвало бурную дискуссию среди религиоведов. Подробностей много, фактически эксперт ответил на поставленный вопрос, что церковь сайентологии не являются религиозной организацией и на этом основании Минюст выиграл дело, хотя ранее, на законном основании по существующей процедуре зарегистрировал эту Церковь как Религиозное Объединение (РО). Пишут, что сайентологи следили за прихожанами (членами) своей церкви с помощью запрещенных технических средств, ну и судили бы за нарушение прав личности на приватность тех лиц, которые допустили это правонарушение. Ведь руководители любой конфессии жестко контролируют и своих священников и прихожан, недаром существуют запреты церковные на литературу, одежду, общение, еду и т.п., что-то не закрывают РО РПЦ МП или исламские РО, впрочем исламские уже начали закрывать, те, в которых муллы готовят террористов, закрывают и запрещают книги "Свидетелей Иеговы" и других "сект" христианства и мусульманства.

Иногда это очень похоже на тот процесс, который критиковал президент РФ Путин В.В., говоря, что Запад лицемерно поддерживает "своих" террористов ("он преступник, но наш, работает на нас") тем самым создавая среду для роста общей террористической угрозы. Внутри РФ такая же ситуация с РО, когда поддерживаются "свои" (четыре-пять "традиционных" конфессий) а остальные фактически признаются незаконными, хотя формально имеют все права в соответствии с Конституцией РФ. Говорят о внешнем влиянии, финансировании РО из-за рубежа и чуть ли не о подрывной разведывательной работе некоторых РО, но, простите, а что же делают священники РПЦ МП в США, Японии, Китае, почему в Париже открывают построенный за государственный счет "духовный" центр? А экспансия зарубежной православной церкви в Россию во время перестройки? Которая оценивалась тогдашними российскими политологами как подрывная работа против СССР, направляемая ЦРУ США?

В идеале, при правильно поставленой работе правоохранительных органов, для снятия проблем с высказываниями в соцсетях хватило бы профилактических бесед со спорящими о том, чьи ценности круче, покольку никакие групповые и личные ценности не стоят реальной человеческой судьбы или жизни. Причем, в течение жизни, с опытом и взрослением, человеку свойственно менять ценностные установки, переходить из конфессии в конфессию, отказываться от догматических воззрений вообще, открывать для себя новые интересы, следовать принципу свободы совести в личной жизни, отказываться от прошлого опыта, навязанного или выбранного произвольно.

Определите религию как увлечение группы лиц некоей идеей, которая для них является бесценной или главной ценностью, и не допускающей наличия второй такой же идеи, равной ей по ценности, - и все, право закончилось, поскольку любое право уголовное будет считаться сторонниками церкви ниже церковного суда, суда по понятиям группы и т.п. С точки зрения верующих все заключения экспертов против их сверхценной идеи - невозможны и неправильны. Если суд встаёт на сторону любых верующих - он противоправен, если против - он несправедлив. Получается, что только деяния подсудны, а не ритуалы и смыслы, которые исповедуются людьми. Суды и правоохранители превращаются в орудия произвола групп и частных лиц, которые пользуются политическим "трендом" для сведения счетов.


Для веганов приём их пищи - ритуал, для больных приём таблеток тоже ритуал, они верят в действенность ритуала, его силу и обретение "счастья" (как завершения процесса)  после его исполнения... Все в жизни - движение верой через надежду к любви. Экспертиза может иметь место только в рамках определённых правовой системой терминов. Право не существует без отношений собственности и деяний собственников, к "неопределенной группе лиц" можно вызывать ненависть цитатами и картинками, не действиями, а трактуемыми вольно образами. Утверждается власть произвола, когда сначала хотим зарегистрируем, а потом похотим и разрегистрируем, это не закон и не экспертизы, а мошенничество во славу "главного лесничего", у которого у одного правильный взгляд на право.
Адепты РО, и в основном спикеры от РПЦ МП, путают право на произведение с правом собственности все время, возможно это от привычного восприятия права родителя на ребенка как на собственность, а не как право (и ответственность) на воспитание и образование? Вообще с правами и ответственностью путаница очень серьезная. Религиозную свободу хотим, но отвечать за последствия ее применения не хотим. Право и обязанность связаны нераздельно, "свобода - осознанная необходимость" только в контексте производимого действия, если необходимость для субъекта связана с нарушением конституционных прав личности, то это недопустимое действие и действие подлежит соответствующей правовой оценке. Именно поэтому "права человека" и гуманизм воспринимаются иерархами РПЦ МП как посягательство на их права собственности на "православных" и шире "русских" людей (как среду действия сверхценной идеи, средств производства "благ").

Право на посредничество между личностью и "высшими силами" почему-то должно подтверждаться в обычном районном суде. Это просто убивает любую "сакральность" и "духовность", превращая не просто РО в обычную лавку по отъему денег у граждан путем вовлечения в мистические ритуалы, но и сами ритуалы лишают остатков какого-то бы не было смысла, даже мистического и магического. Права на произведение возникают с момента, когда произведение поступает в торговый оборот, приобретает ценность в качестве товара, соответственно автор вправе распространять идеи безвозмездно, но упаковщик и транспортировщик идей (издатель и торговец) могут и должны брать деньги за свои услуги, а как они делятся с автором - это их проблемы. Как приносимой жертвой жрецы делятся с Ним?

В журнале "Религия и Право" опубликован вполне вменяемый текст о религиоведческой экспертизе, и ее перспективах в РФ.
"..проблема коренится именно в особом статусе, которым наделяются религиозные организации. Учитывая размытость понятия «религия» и многообразие религий, представленных в современном мире, а также светский характер государства, представляется, что сама идея наделять религиозные организации особым статусом порочна, и все проблемы проистекают из неё не только в России, но и в других странах..", - пишут авторы, -".. проблема носит системный характер и могла бы быть решена в корне, если бы религиозные организации регистрировались наравне с другими НКО .."
Соответственно, в этом случае уже судились бы не мысли и суждения, а деяния, действия, или приготовления к противоправным действиям, то есть всё то, что предусмотрено в Уголовном Кодексе и прочих правовых законодательных актах без особого выделения "экстремизма" и "чувств".

В городе Смоленске бывший казак, бывший православный, ставший вдруг язычником, задал в сети, на своей странице социальной сети "Вконтакте" вопрос "Откуда во мне такое сильное желание сжечь церковь?" Пост с этим заголовком выявили кибердружинники, органы завели уголовное дело, провели обыски и допросы, изъяли компьютерную технику, диски, книги. Теперь вместо огранки алмазов по месту работы человек возможно будет заниматься чем-то другим в принудительно измененной обстановке. Вспоминается широко известная история, произошедшая в начале новой эры в Иерусалиме. Вот так она передается в романе М.А.Булгакова:

" — Так это ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?
Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески:
— Я, доб... — тут ужас мелькнул в глазах арестанта оттого, что он едва не оговорился, — я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие.
Удивление выразилось на лице секретаря, сгорбившегося над низеньким столом и записывавшего показания. Он поднял голову, но тотчас же опять склонил ее к пергаменту.
— Множество разных людей стекается в этот город к празднику. Бывают среди них маги, астрологи, предсказатели и убийцы, — говорил монотонно прокуратор, — а попадаются и лгуны. Ты, например, лгун. Записано ясно: подговаривал разрушить храм. Так свидетельствуют люди.
— Эти добрые люди, — заговорил арестант и, торопливо прибавив: — игемон, — продолжал: — ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной."