#Юридический_субботник - ментальная уборка законодательного бреда. Выпуск №44 – Об отношениях государства с исповедующими религию лицами в зарубежных странах. Часть 3.
Друзья, сегодня предлагаю Вашему вниманию вместо "бездуховной Гейропы" очень "духовные" государства, в которых религия играет основополагающую или весьма существенную роль – Израиль, Грецию, Пакистан, Алжир и Бангладеш.
Алжир – в соответствии с Конституцией, государственной религией является ислам (ст. 2), и, что самое главное – в государственных учреждениях запрещается «практика, противоречащая исламской морали» (ст.9). Указывается, что президент республики должен быть мусульманином (ст. 73), и при вступлении в должность принести клятву «Во имя Аллаха…» (ст. 76). Помимо этого, в соответствии со ст. 171, при президенте Республики учреждается Высший исламский совет, в функции которого входит, в том числе, высказывать свое мнение по тем вопросам, которые ему поручены с точки зрения их соответствия религиозным предписаниям.
Бангладеш – ислам является государственной религией (ст. 2А), а ст. 8 Конституции устанавливает «основополагающие принципы государственной политики», каковыми являются, в том числе, «принципы абсолютного доверия и веры во Всемогущего Аллаха», и указывается, что: «1А. Абсолютное доверие и вера во Всемогущего Аллаха являются основой каждого действия. 2. Принципы, перечисленные в данной части, являются основополагающими принципами управления Республикой Бангладеш, учитываются государством в процессе издания законов, являются основой для интерпретации Конституции и других законов Бангладеш, а также определяют основы работы государства и его граждан».
Исламская Республика Пакистан – устанавливает ислам в качестве государственной религии (ст. 2), кроме этого, президентом республики может быть только мусульманин (ст. 41). В ст. 227 указывается не необходимость приведения всех существующих законов в соответствие с «изложенными в Святом Коране и Сунне предписаниями ислама…таким образом, чтобы не мог быть введен в силу ни один законодательный акт, противоречащий данным положениям». Для обеспечения исполнения этого, утверждается Совет Исламской идеологии (Исламский Совет, ст. 228), уполномоченный «предоставлять рекомендации Парламенту и законодательным собраниям провинций относительно способов создания для мусульман Пакистана всех условий и поощрения их индивидуально или коллективно строить свою жизнь, во всех ее отношениях, в соответствии с принципами и концепциями ислама, сформулированными в Священном Коране и Сунне», консультировать органы власти по любым вопросам, входящим в сферу их компетенции; предоставление рекомендаций относительно мер приведения действующих законопроектов в соответствие с предписаниями ислама и т.д. (ст. 230). Кроме этого, учреждается Федеральный суд шариата (Глава 3А), который уполномочен «принять решение относительного того, является ли какой-либо законодательный акт или положение закона противоречащим предписаниям ислама, изложенным в Святом Коране и Сунне Святого пророка» (ст. 203 D). Думается, что, исходя из изложенного, совершенно ясно, что именно ислам определяет регулирование всей жизни государства Пакистан.
Израиль – крайне трудное для анализа, но, вместе с тем, очень интересное государство, оригинально сочетающее в себе теократию и кажущуюся светскость. Начнем с того, что в Израиле отсутствует единая писаная Конституция. Декларация независимости 1948 года гласит, что государство «будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии Организации Объединенных Наций».
Основной закон «О человеческом достоинстве» 1992 года содержит взаимоисключающие положения, устанавливая в качестве свой цели «защиту человеческого достоинства и свободы, чтобы закрепить в Основном законе ценности государства Израиль как еврейского и демократического государства». Видимо, таковым оно является только для евреев, что подтверждается, к примеру, Законом «О возращении», который не применим в отношении евреев, принадлежащих к другой религии (Ст. 4бет).
Кроме того, о наличии дискриминации по национально-религиозному признаку говорится в работе И.Ю. Васильева, который указывает, что «Важным фактором израильской политической жизни является постоянный конфликт между «светской» и «религиозной» частями населения». Автором отмечается функционирование «уникальной правовой системы, в которой причудливым образом сочетаются элементы разных правовых систем: английского общего права, оттоманского права и религиозного права, которое регулирует брачно-семейные отношения». И.Ю. Васильев приходит к выводам о том, что иудаизм является системообразующим фактором в жизни еврейского народа; внутреннюю политику государства во многом определяют религиозные институты; при этом, однако, Израиль не является «официально» религиозным государством, в нем нет государственной или официальной религии, или религиозной организации.
Из доклада Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) следует, что в Израиле отсутствует институт гражданского брака для лиц, принадлежащих к официально признанным религиозным общинам – заключается исключительно религиозный, при этом вопросами брачно-семейных отношений, наследования, захоронения и т.п. ведают религиозные суды. То есть, фактически, запрещены межконфессиональные браки. Кроме того, по субботам не работает большая часть организаций, нет движения общественного транспорта, и т.д.
Все признанные религиозные сообщества имеют налоговые льготы. Государство оказывает им финансовую поддержку, в частности, например, в содержании мест отправления культа, но, естественно, значительно более высокий уровень государственных ресурсов направлен к еврейским святым местам, тогда как, к примеру, мусульмане указывают на недостаточность финансирования.
Наличие религиозных судов и правовых норм, дискриминации в отношении нееврейского населения явственно свидетельствует о серьезном влиянии религии на политическую жизнь Израиля.
Греческая республика – Конституция провозглашает в качестве «господствующей религии религию восточно-православной Церкви Христовой» (ст. 3). И, казалось бы, ничего, жестко регламентирующего жизнедеятельность государства в соответствии с предписаниями православия, нет, однако, стоит обратить внимание на следующее положение. В соответствии со ст. 33, президент при вступлении в должность, приносит перед Парламентом следующую присягу: «Клянусь именем Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы хранить Конституцию и законы, заботиться об их добросовестном соблюдении, защищать национальную независимость и целостность страны, оберегать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа». То есть, данное положение явно свидетельствует, что президент должен исповедовать православие, и никакую другую религию, тем более он не может быть атеистом или агностиком. Эта мысль подтверждается анализом ст. 59, в которой указывается, что депутаты Парламента приносят в зале заседаний следующую присягу: «Клянусь именем Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы хранить веру Родине и демократическому строю, подчиняться Конституции и законам и сознательно выполнять свои обязанности». А ч. 2 той же статьи указывает, что «депутаты, исповедующие иную религию или веру, приносят эту присягу в соответствии со своей религией или вероучением». То есть, для депутатов хотя бы остается выбор между религиями (но не между религиозным и атеистическим мировоззрениями), тогда как президент обязан быть православным.
Думается, что не нуждается в пояснениях тот факт, что наличие религиозного ценза для занятия должности члена такого важного государственного органа, как Парламент, тем более, в парламентской республике, коей и является Греция, явно свидетельствует о серьезнейшем влиянии религии на всю политику. Кроме того, именно Парламент избирает Президента (ст. 32). И наличие обязательно православного Президента также говорит о серьезном влиянии этой религии на политическую жизнь страны. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, все же, Президент представляет государство на международном уровне, объявляет войну, заключает договоры мира, союза, экономического сотрудничества и участия в международных организациях и союзах (ст. 36), является верховным главнокомандующим (ст. 45).
Юлия Федотова