Ядовитые кольца Москвы.
1. Бульварное кольцо.
2.Садовое кольцо.
3.Теплоэлектроцентрали и районные котельные.
4. Метро.
5. Третье транспортное кольцо.
6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД).
7. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО).
8. Мусоросжигательные заводы (15 заводов в оперативном плане строительства)
Лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор, когда-то сказал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнется в собственных отходах». И возможно это окажется правдой, так как на сегодняшний день человечество перерабатывает всего порядка 20% производимого им мусора и промышленных отходов. Если говорить про Россию, то здесь процент ещё меньше — порядка 5%.
Независимая международная организация Global Footprint Network, которая на протяжении многих лет рассчитывала нагрузки на окружающую среду, заявила, что 21 августа 2010 года человечество исчерпало возможности безопасного складирования и хранения отходов на поверхности Земли. Сейчас на поверхности Земли ежедневно появляется в 20 раз больше мусора, чем 50 лет назад.
Кроме мусора и промышленных отходов, существенную роль в загрязнении окружающей среды играют электрические и тепловые станции, сжигающие органическое топливо: уголь, торф, газ, мазут (примерно, 30% вредных выбросов в окружающую среду). 30% – добавляет автомобильный транспорт. Промышленное производство, в том числе металлургия, химические предприятия – остальное. Сегодня, среди прочих актуальных проблем человечества, возникла глобальная экологическая проблема сохранения жизни на Земле. Москва попала в зону экологического бедствия с момента развала Советского Союза.
Вопросы экологии у властей отошли на второй план. Индикатором экологического неблагополучия является рост числа онкологических заболеваний населения, как детей, так и взрослых. В 2016 году онкологические заболевания в Москве вышли на первое место по сравнению с другими болезнями. Наконец власти встрепенулись.
27 декабря 2016 года Президент Путин В.В. провёл в Кремле заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». В своем выступлении он отметил: «Не хочется говорить, но не сказать об этом тоже нельзя: каждый год в мире умирает только 7–8 миллионов человек в результате загрязнения атмосферного воздуха и воздуха помещений. Очень тяжёлые и тревожные цифры. Это имеет прямое отношение и к нашей стране.
Ситуация с вредными выбросами остаётся крайне неблагополучной. Половина городского населения живёт в условиях высокого уровня загрязнения воздуха. Вклад автотранспорта: и личного, и общественного – составляет от 50 до 90 процентов. Значительная часть поверхностных вод оценивается сегодня как «грязные» и «экстремально грязные». Семь процентов жителей не обеспечены качественной питьевой водой. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Если мы и дальше будем обходиться полумерами и ссылаться на более важные задачи, то к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела, а это значит – мы с вами прекрасно понимаем, что это значит, – это значит, что будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни. Поэтому необходимо как минимум в два раза сократить загрязнения и выбросы.
Ещё одна важная задача – обезвреживание отходов производства и потребления. Их общее количество составляет сейчас свыше 30 миллиардов тонн. Мусор выбрасывают, где придётся и как придётся, и такие свалки занимают почти 48 тысяч гектаров. Прошу также докладчиков особое внимание уделить вопросам обращения с отходами повышенной опасности». Как специалист с многолетним стажем в области разработки технологий и оборудования для переработки радиоактивно-загрязненных жидкостей атомных электростанций, очистки дымовых газов тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, переработке и очистки стоков промышленных предприятий, предлагаю свой взгляд на проблему экологического бедствия Москвы и возможные пути ее решения.
ЯДОВИТЫЕ КОЛЬЦА МОСКВЫ
Уже в конце 70-х годов экологи начали бить тревогу о резком ухудшении экологического состояния в Москве. Роковую роль в экологической катастрофе сыграла, исторически сложившаяся, радиально-кольцевая планировка Москвы, недостаточная образованность властей, в том числе экологическая, а также принятие неграмотных волюнтаристских решений при развитии и создании инфраструктуры города. Это послужило началом экологической катастрофы, которая продолжает ускоренно нарастать, что ведет к гибели жителей Москвы по мере нарастания «колец» инфраструктуры . Первым ошибочным решением, с экологической точки зрения, было строительство ТЭЦ в виде «кольца» по окружности границы города.
Известно, что по нормам проектирования электростанции должны располагаться в 30 км от границы городской территории таким образом, чтобы господствующая роза ветров обеспечивала унос загрязненных дымовых газов, выходящих из высокой дымовой трубы, от жилых кварталов, чтобы население не дышало, опасными для здоровья, дымовыми газами. В зависимости от сжигаемого топлива, дымовые газы содержат оксиды серы, азота, окись углерода, а также летучую золу, которые смешиваются с атмосферным воздухом , попадают в легкие и приводят к заболеваниям людей. Соединяясь с атмосферной влагой, оксиды серы и азота образуют слабые растворы серной и азотной кислот, которые приводят к выпадению «кислотных дождей», вызывающих гибель зеленых насаждений. С целью уменьшения потерь тепла, сократили расстояние от ТЭЦ до границы города. Таким образом, Москва оказалась в «кольце» электростанций, которые из своих труб выбрасывают на головы москвичей тонны вредных оксидов серы, азота и золы, разрушающих здоровье жителей города.
Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Москвы на карте
Нехватку тепла от ТЭЦ для строящихся домов начали компенсировать районными котельными, из труб которых легкие москвичей «подпитываются» вредными оксидами азота.
Расположение котельных малой мощности на карте Москвы
У людей, подвергшихся воздействию высоких концентраций диоксида азота, чаще наблюдаются катар верхних дыхательных путей, бронхиты, круп и воспаление легких. Кроме того, диоксид азота сам по себе может стать причиной заболеваний дыхательных путей. Попадая в организм человека, NO2 при контакте с влагой образует азотистую и азотную кислоты, которые разъедают стенки альвеол легких. При этом стенки альвеол и кровеносных капилляров становятся настолько проницаемыми, что пропускают сыворотку крови в полость легких. В этой жидкости растворяется вдыхаемый воздух, образуя пену, препятствующую дальнейшему газообмену. Возникает отек легких, который зачастую ведет к летальному исходу.
Длительное воздействие оксидов азота вызывает расширение клеток в корешках бронхов (тонких разветвлениях воздушных путей альвеол), ухудшение сопротивляемости легких к бактериям, а также расширение альвеол. Некоторые исследователи считают, что в районах с высоким содержанием в атмосфере диоксида азота наблюдается повышенная смертность от сердечных и раковых заболеваний, что с индивидуальным добавлением курения ведет к болезни легких с печальным исходом. Власти об этом молчат и все неприятности со здоровьем сваливают на курение. Курильщики, когда им говорят о вреде курения, в ответ приводят доводы, что жители, проживающие в горах на Кавказе, курят и живут до 100 и более лет.
Люди не понимают, что горцы дышат чистым воздухом и загрязнения, поступающие в легкие с табачным дымом, не достигают опасных концентраций, с которыми не может справиться иммунная система человека, и он заболевает. Курильщики в Москве дышат воздухом с повышенной концентрацией различных загрязнений, которые суммируются с вредными веществами сигаретного дыма. В результате общая доза загрязнений в легких достигает критических значений и резко возрастает степень риска онкологического поражения легких, о чем свидетельствует медицинская статистика заболеваний. Различные виды загрязнений, попадающие с воздухом и пищей в организм человека, концентрируются, избирательно, в различных его органах. Когда их концентрация превышает допустимые пределы, человек заболевает. Природа дает нам жизнь, она же гарантирует и здоровье, при условии сохранения в чистоте природной среды.
Для сохранения здоровья, при небольших временных загрязнениях воздуха и ухудшении качества пищи, природа снабдила организм человека иммунной системой, которая противодействует этим негативным факторам жизни. Врачеватель древности Гиппократ в книге «О природе человека» писал: «Болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне причинами – воздействием окружающей среды и естественным питанием». Однако, когда степень загрязнения воздуха и качество пищи существенно превышает предельно допустимые или фоновые значения, иммунная система не справляется и человек погибает.
К сожалению, отсутствие в стране экологического воспитания и, как следствие, недостаток экологической культуры населения не позволяет понять и оценить сложившееся состояние экологического бедствия в Москве. Люди должны знать, что курить в Москве особенно вредно. После развала Советского Союза, российские власти свернули программу по оборудованию электростанций и районных котельных специальным газоочистным оборудованием, разработанным отечественными специалистами и запланированному к выпуску на заводе в Подольске. Мировой опыт показывает, что все современные электростанции, работающие на органическом топливе, оборудованы системой полной очистки дымовых газов от вредных примесей.
Что делать, как решить проблему?
Для спасения жителей Москвы от оксидов азота, все ТЭЦ и районные котельные должны быть оборудованы реакторами селективной каталитической очистки от оксидов азота. Их следует изготавливать на отечественных заводах, по имеющимся наработкам, и установить на всех энергетических объектах Москвы и области в течение 2-3 лет. Следующим, экологически вредным для здоровья населения, « кольцом» было строительство Московской кольцевой автодороги (МКАД). Волюнтаристское решение о строительстве МКАД принял руководитель государства того периода Н.С. Хрущев. МКАД был придан статус административной границы города. От окраин до окраин страны, с Севера на Юг, с Запада на Восток и обратно весь грузовой автотранспорт поехал через Москву по МКАД, оставляя в легких москвичей тонны выхлопных газов со свинцом и копотью. При любом направлении ветра автомобильные выхлопы с МКАД разносятся по всему городу.
В настоящее время к этим выбросам добавились выбросы от автомобилей, стоящих в пробках в Москве, что еще больше усугубило обстановку с чистотой воздуха в городе и привело к экологической катастрофе. Отработавшие газы автомобилей содержат около 200 вредных компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4 -5 лет. Кратко о некоторых из них. По характеру воздействия на организм человека, одним из опасных компонентов выхлопных газов является оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива не имеет цвета и запаха, легче воздуха. Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием. Оно обусловлено его способностью вступать в реакцию с гемоглобином крови, приводя к образованию карбоксигемоглобина, который не связывает кислород. Вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и возникает нарушение функционирования всех систем организма.
Оксиды азота, главным образом NO — оксид азота и NO2 — диоксид азота. Оксид азота – бесцветный газ, не взаимодействует с водой, и мало растворим в ней, не вступает в реакции с растворами кислот и щелочей. Легко окисляется кислородом воздуха и образует диоксид азота. При обычных атмосферных условиях NO полностью превращается в NO2 – газ бурового цвета с характерным запахом. Он тяжелее воздуха, поэтому собирается в углублениях, канавах и представляет большую опасность при техническом обслуживании транспортных средств.
Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. При контакте диоксида азота с влажной поверхностью – слизистыми оболочками глаз, носа, бронхов, образуются азотная и азотистая кислоты, раздражающие слизистые оболочки и поражающие альвеолярную ткань легких. При высоких концентрациях оксидов азота (0,004 – 0,008 %) возникают астматические проявления и отек легких. Вдыхая воздух, содержащий оксиды азота в высоких концентрациях, человек не имеет неприятных ощущений и не предполагает отрицательных последствий. При длительном воздействии оксидов азота в концентрациях, превышающих норму, люди заболевают хроническим бронхитом, воспалением слизистой желудочно-кишечного тракта, страдают сердечной слабостью, а также нервными расстройствами. Оксиды азота оказывают отрицательное воздействие и на растительность, образуя на листовых пластинах растворы азотной и азотистой кислот. Этим же свойством обусловлено влияние оксидов азота на строительные материалы и металлические конструкции. Кроме того, они участвуют в фотохимической реакции образования смога.
Наиболее многочисленную группу составляют различные углеводороды, то есть соединения типа СxНy. В отработавших газах содержатся углеводороды различных гомологических рядов: парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические (бензольные), всего около 160 компонентов. Углеводороды токсичны и оказывают неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему человека. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием.
Канцерогены – это вещества, способствующие возникновению и развитию злокачественных новообразований. Особой канцерогенной активностью отличается ароматический углеводород бенз-а-пирен С20H12, содержащийся в отработанных газах бензиновых двигателей и дизелей. Он хорошо растворяется в маслах, жирах, сыворотке человеческой крови. Накапливаясь в организме человека до опасных концентраций, бенз-а-пирен стимулирует образование злокачественных опухолей.
Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате образуются новые токсичные продукты – фотооксиданты, являющиеся основой «смога». Фотооксиданты биологически активны, оказывают вредное воздействие на живые организмы, ведут к росту легочных и бронхиальных заболеваний людей. Свинец и его соединения содержатся в выхлопных газах и выбрасываются в окружающее пространство, оседают вблизи дорог.
В придорожном пространстве примерно 50 % выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе и попадает с воздухом в легкие человека.
Нынешние власти на словах говорят о борьбе с автомобильными пробками, а на деле продолжают расширять границы города за МКАД, строить новые жилые дома, чтобы живущие там люди получали «свою долю» ядовитых автомобильных выхлопов с МКАД. При этом еще больше увеличились пробки в Москве и нагрузка на больничные койки специализированных больниц. Заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов, видимо не очень знаком об опасности выхлопных газов автотранспорта для жителей города, описанных выше, выступил инициатором развития в столице велосипедного транспорта. В Москве, за бюджетные средства, проложены километры велодорожек вдоль загазованных городских автомагистралей. Известно, что при езде на велосипеде вдоль загазованных московских магистралей во время движения легкие начинают работать значительно активнее, благодаря чему быстрее заполняются вышеперечисленными вредными веществами, которые вдыхает человек. Объем вентиляции легких при езде на велосипеде увеличивается, по сравнению с состоянием покоя, в 15 – 17 раз.
Люди, которые ездят по велодорожкам, пролегающим рядом с загазованными магистралями, получают 15-17- кратную дозу отравляющих веществ, подрывающих их здоровье, увеличивающих степень риска получения онкологического заболевания легких. По моему мнению, развернутая программа пересадить москвичей на велосипеды должна быть немедленно свернута, все велодорожки, проложенные вдоль загазованных автомобильных магистралей, закрыты, так как подвергает риску здоровье москвичей. По российскому законодательству, чиновники, развивающие велодорожки вдоль загазованных автомобильных магистралей должны нести персональную ответственность за то, что подвергает риску здоровье москвичей, призывая пересесть на велосипеды, при этом скрывают от велосипедистов, что они подвергают большому риску свое здоровье из-за получения в легкие повышенной дозы опасных загрязнений. Корреспонденты Л.Глазунова и Д.Тюкова в материале «День педальный» («МК» от 23 сентября 2017 г.) написали о поездке на работу в редакцию на велосипедах по велодоржкам «Ликсутова» :
« Автомобилистам в своих коробочкам, наверно, тепло и удобно, а мне –жаться к обочине и глотать выхлопные газы».
Следует обратить внимание, что страны Европейского союза, с целью ликвидации опасности загрязнения воздуха от автомобилей, планируют запретить установку на автотранспорте бензиновых и дизельных двигателей с 2030 года.
Что делать, как решить проблему?
По моему мнению, развернутая программа пересадить москвичей на велосипеды должна быть немедленно свернута, все велодорожки, проложенные вдоль загазованных автомобильных магистралей, закрыты путем установки соответствующих знаков и информационных щитов, так как подвергают риску здоровье москвичей. Автомобильная отрасль России не должна отставать от Европы в части создания экологически чистых двигателей для автотранспорта. Прежний мэр Москвы Ю.М. Лужков, своим волюнтаристским решением, в дополнение к сложившимся автомобильным дорогам – Бульварному кольцу и Садовому кольцу, построил Третье транспортное кольцо (ТТК). ТТК не решило проблему автомобильных пробок в Москве, а добавило загрязнение воздуха в центре города.
Что делать, как решить проблему?
МКАД. Срочно построить объездные магистрали на расстоянии 200 км от Москвы таким образом, чтобы транзитный грузовой и легковой автомобильный транспорт не приближался к Москве. Нынешнее сооружение очередного бетонного кольца на расстоянии 50 км от Москвы не решит вопрос загрязнения воздуха Москвы автомобильными выхлопами. ТТК, Садовое кольцо, Бульварное кольцо. Превратить Москву в границах ТТК в международный туристический центр, включая Кремль. Озеленить Садовое и Бульварное кольца. Все властные и правительственные структуры, многочисленные организации в пределах создаваемой туристической зоны перебазировать со своим транспортом на расстояние в 100 км от Москвы. Для этого использовать опыт эвакуации организаций и предприятий из Москвы в годы ВОВ, когда в считанные дни огромные заводы с людьми и оборудованием эвакуировали в далекий тыл и они прямо «с колес» продолжали работать и выпускать продукцию для фронта. Нынешние коммуникационные системы не нарушат работу депутатов и чиновников на новом месте в благоустроенных быстровозводимых малоэтажных зданиях. Опыт строительства в Москве накоплен. Для примера, ознакомиться с опытом Австралии, которая в 20-ые годы прошлого столетия перебазировала свой парламент в Канберру из Сиднея. На новом месте парламент успешно работает вдали от океана до настоящего времени. Освободившиеся здания от министерств и ведомств использовать для организации новых музеев и бюджетных гостиниц, доступных для жителей России и других стран. Москва избавится от автомобильных пробок с ядовитыми ядовитыми выхлопами. Доходы от туристического бизнеса существенно увеличат бюджет Москвы
Внешние источники загрязнения воздуха Москвы отразились и создали ядовитое «кольцо» в метрополитене, особенно на кольцевой линии и станциях глубокого заложения. При проектировании станций метро воздухозаборники для вентиляции станций расположили на высоте примерно, 2,5 м над поверхностью земли. Все загрязнения воздуха от внешних источников, особенно автомобилей, закачиваются на станции метро и отравляют пассажиров и работников подземки.
Что делать, как решить проблему?
Выполнить реконструкцию вентиляционной системы метро путем увеличения высоты воздухозаборников, подающи воздух на станции метро. Развивать новые виды надземного скоростного транспорта.
МУСОР.
Проблема отходов Москва производит более 15 миллионов тонн отходов в год, которые практически не перерабатывается. Мусор из Москвы вывозится в Подмосковье на организованные и стихийные свалки, которые исчерпали объемы для складирования отходов. Область превратилась в большую свалку отходов г.Москвы. Уже за 1-км чувствуется удушающий запах гниющих отходов, свидетельствующий о том, что свалки не соответствуют требованиям нормативных документов. В Подмосковье функционируют более 89 гигантских свалок, именуемых полигонами твердых бытовых отходов (ТБО), каждая из которых занимает площади в несколько квадратных гектаров земли и расположены они по окружности, образуя следующее опасное « кольцо» вокруг Москвы. Свалки отравляет землю, воздух, воду. В результате химических реакций свалки постоянно выделяют ядовитые газы, образуют ядовитые стоки. Практически ежегодно происходит самовозгорание мусорных залежей. Ядовитый дым ветром переносится в Москву и загрязняет воздух, которым дышат москвичи. Экологи провели анализ проб воды вблизи свалок. Везде есть превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) по органике, мутности и цветности. Всюду превышение ПДК по меди, цинку и свинцу, в среднем, в 8 раз. Кроме этого, значительное превышение ПДК по крысам, бомжам и воронам. Резко возрастают выхлопы зловония. И это в лучшем случае - если нет пожара Ядовитые жидкие стоки ( «фильтраты»)с полигонов ТБО проникают в грунтовые воды и почвы вокруг, загрязняют источники водоснабжения Москвы. Так, например, одна из крупнейших свалок Московской области - Истринский полигон твердых отходов находится лишь в 40 минутах езды от Москвы, примерно в 500 метрах от реки Истра, которая является источником питьевой воды для Москвы. Огромные кучи мусора, высотой с десятиэтажное здание и площадью с футбольный стадион, можно увидеть даже из космоса. Грунтовые воды и почвы вокруг Истринского полигона полностью загрязнены токсичными веществами и патогенными микроорганизмами. Вода в Истре также легко загрязняется после сильных дождей или после таяния снега. Это может спровоцировать серьезную эпидемию холеры, чумы или других болезней. Огромная свалка заработала репутацию "фабрики смерти" среди местного населения. Аналогичные процессы происходят на других полигонах ТБО. По данным Всемирной организации здравоохранения экологически зависимая смертность в Российской Федерации достигла 18-20%. Это сотни тысяч человек, почти по одному из каждой российской семьи.
В Москве онкологические заболевания населения вышли на первое место среди других болезней. И продолжают расти. Н.С. Хрущев основал Зеленоград, наметив путь расширения границ Москвы. Нынешние власти расширили территорию города до пределов Калужской области. Освоение новых площадей привело к приближению строительства новых жилых домов и инфраструктуры к смердящим полигонам ТБО. Наконец в 2017тоду на встрече с гражданами Президент « услышал» жалобы людей из Балашихи о невыносимой жизни рядом с полигонами ТБО и, видимо, ознакомился с ужасной локальной медицинской статистикой роста числа неизлечимых заболеваний людей, проживающих рядом со свалками. Своим указанием Президент приказал Губернатору Московской области закрыть в месячный срок эту свалку. Однако Президент не сказал, что делать с остальными 88 полигонами ТБО в Московской области и других городах России. Губернатор Московской области через три дня доложил Президенту, что свалка закрыта, а для решения вопроса с остальными полигонами попросил несколько миллиардов рублей, чтобы купить за рубежом 15 мусоросжигательных заводов и разместить их по всей области, окружив Москву « кольцом» мусоросжигания.
СОЗДАНИЕ ВОКРУГ МОСКВЫ КОЛЬЦА ИЗ МУСОРОСЖИГАЮЩИХ ЗАВОДОВ – ЗАВЕРШАЮЩИЙ УДАР ПО ЗДОРОВЬЮ МОСКВИЧЕЙ.
При любом направлении ветра дым мусоросжигающих заводов с большим содержанием диоксинов будет накрывать Москву. С точки зрения инженера, дышать воздухом, содержащим диоксины от мусоросжигающих заводов и мусорных свалок, приведет к такому же результату, как полет на современном авиалайнере, который заправили некачественным топливом, что констатирует комиссия, установившая причины крушения и гибель экипажа и пассажиров. Решение о закупке мусоросжигательных заводов Губернатор Московской области предложил, видимо, выслушав доклад чиновника высокого ранга, «правой руки» Президента по экологии, на упомянутом заседании Государственного Совета. Чиновник высокого ранга посоветовал: «...есть современные заводы по термической переработке отходов. Во всём мире применяются уже подобные технологии, и давно доказано, что они абсолютно безопасны, потому что такие заводы в ряде стран расположены в центре мегаполисов и никакого вреда окружающей среде не наносят. У нас на сегодняшний день при поддержке одного из лидеров в данной сфере в мире – это японская компания «Хитачи», планируется построить заводы силами госкорпорации «Ростех». Для начала четыре, об этом сегодня говорилось, четыре в Московской области и один в Татарстане, приступить к планированию строительства именно такого завода на южном берегу Крыма». Чиновник высокого ранга продемонстрировал полное невежество в вопросе термической переработки отходов. Применять, уходящую в прошлое устаревшую технологию мусоросжигания в условиях России нельзя, так эта технология требует организации обязательного, очень тщательного, раздельного сбора отходов, подлежащих утилизации. До настоящего времени власти не решили вопрос с раздельным сбором мусора и переносят решение этого вопроса из года в год, а горы мусора продолжают расти. Сжигать несортированный мусор в печах опасно и приведет к большому выбросу опасных загрязнителей в атмосферный воздух.
Америка отказалась от сжигания мусора и внедряет более прогрессивные технологические процессы его переработки. По этому же пути идет Европа, которая организовала технологию сортировки и сбора отходов для сжигания, однако сокращает мусоросжигание и замещает новыми технологиями рециклинга. Не поинтересовался Чиновник высокого ранга опытом работы трех мусоросжигательных заводов, купленных за рубежом и построенных в Москве. Его заявление об абсолютной безопасности таких заводов и об отсутствии вреда окружающей среде голословны и некомпетентны. Так, например, Мусоросжигательный завод № 2 (Спецзавод № 2, Алтуфьевское шоссе, дом 33а) – промышленное предприятие 1 класса опасности, где каждую ночь (именно ночь), сжигается до 500 (!!!) тонн не сортированных отходов со всей Москвы. Расстояние от границы территории предприятия до ближайшего жилого дома, всего 490 метров (для Дегунино всего 200 метров), что более чем в два раза ниже минимально допустимого расстояния заявленного в действующем нормативном документе САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03. п 7.1.12. Продукты работы мусоросжигателя гораздо опаснее для человека чем просто отходы, так как все отходы, которые поступают на МСЗ, приходят в “связанном состоянии”. После сжигания все яды освобождаются, включая ртуть и тяжелые металлы. Кроме того, появляются новые виды вредных соединений- соединения хлора, сернистый газ, окислы азота – более 400 соединений. Фильтрами- ловушками удаляются только самые безвредные вещества- пыль, пепел. Тогда как SO2, CO, NOx, НСl – то есть основные разрушители здоровья практически не удается отфильтровать Каждую ночь жители и, самое страшное, дети вдыхают невидимые частицы сажи с опаснейшими токсинами, диоксинами, вызывающими онкологические заболевания. 03 сентября 2014 года днём из трубы валил дым розового и вишнёвого цвета. На многочисленные звонки в МЧС, жители получали ответ, что это либо кадмий, либо бром, либо медицинские препараты. Согласно СанПиН о ССЗ от 2007 г., мусоросжигательные и мусороперерабатывающие объекты мощностью свыше 40 тыс. т/год относятся к I классу опасности и должны обладать санитарно-защитной зоной 1000 м. При строительстве 3-х мусоросжигательных заводов в Москве эти нормы нарушены.
Воздействию в этой зоне подвергаются люди всех возрастных групп. Риск онкозаболеваний среди живущих в этой зоне увеличен в 2 раза. По данным японских исследований, около половины проживавших в зоне расположения мусоросжигательного завода, скончались именно от рака. Картина здоровья москвичей, по данным официальной статистики, получается удручающая. Ниже картина на последний год, по которому нашлись опубликованные данные (2012). Детская заболеваемость в Москве выше средней по стране (и выше, чем в Центральном федеральном округе) по 29 неонкологическим болезням (в том числе – по врожденным аномалиям). Заболеваемость взрослых москвичей выше средней по стране по 35 болезням (выше, чем в среднем по ЦФО по 46 болезням), включая болезни органов дыхания, артрозы и др. Москва занимает первое место в стране по болезням простаты, стенокардии и остеопорозу, первое место в ЦФО по болезням вен, мочевого пузыря, гастритам и др. По 14 видам рака показатели заболеваемости в Москве выше средних значений по стране (первое место по раку простаты, третье – по «другим лейкозам», выше процент онкозаболеваний у детей). Болезни органов дыхания занимают главное место в заболеваемости москвичей, что является следствием низкого качества воздуха в городе. Расчетный риск возникновения раковых заболеваний только от трех (из 500) загрязнителей, присутствующих в воздухе Москвы (формальдегида, бензола и бенз-а-пирена) существенно выше нормативного.
За этими, средними по городу цифрами, скрываются до семикратных различий между административными округами. Существует медицинская статистика роста числа заболеваний по районам, но власти скрывают эти данные от населения. Жители Москвы, проживающие в зоне расположения мусоросжигательных заводов, выступают с протестными акциями и единогласно требуют их закрытия и демонтажа. Люди требуют опубликовать подробную статистику по всем случаям онкологических заболеваний и смертей в результате болезни граждан, проживающих вблизи предприятия, начиная с даты запуска МСЗ № 2 после реконструкции и увеличения мощности, наказать всех чиновников и муниципальных депутатов, принявших решение о строительстве завода без согласования с гражданами. По решению мэра С.С. Собянина, в Москве больше не будут возводиться новые мощности по сжиганию отходов. Свалки и сжигание с захоронением наносят непоправимый вред здоровью людей и окружающей среде, а существующие способы переработки не всегда экономически целесообразны. Однако, даже при самой высокоэффективной очистке с применением современного оборудования, при сжигании мусора выделяются высокотоксичные фураны и диоксины, вред которых в десятки раз выше, чем от газов при сжигании каменного угля.
Диоксин - одно из наиболее токсичных техногенных веществ (экотоксикант), обладающее мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Диоксины слабо расщепляются и накапливаются в организме человека, в биосфере планеты, в воздухе, воде, пище. После указания Президента по полигону в Балашихе, власти Подмосковья развили бурную антимусорную деятельность: созданы 200 мобильных групп Минэкологии, Минтранспорта, Комитета лесного хозяйства с целью заблокировать ходы и выходы для складирования незаконных отходов. Власти угрожают штрафами, но не указывают, куда девать твердые бытовые отходы. В Подмосковье готовятся к раздельному сбору мусора в надежде, что это в целом на 15% позволит уменьшить объемы захораниевых отходов. С середины 2018 во всех муниципальных образованиях планируют перейти на раздельный сбор мусора. Власти не поясняют, как обеспечить такой раздельный сбор из номенклатуры мусора, включающей около двухсот наименований отходов. Контроль и надзор за состоянием безопасности окружающей среды размыт и неэффективен. В той или иной степени этим занимаются – внимание! – 15 федеральных министерств и 14 федеральных служб и агентств. Такое их количество с огромным штатом чиновников, не имеющих специального профильного образования, безусловно, усложняет выработку комплексных решений. Как говорится, у семи нянек дитя без глаза. Как можно говорить о реальной ликвидации полигонов ТБО, если до настоящего времени в России отсутствует государственная программа, включающая весь комплекс мероприятий от системы раздельного сбора отходов до их превращения во вторичное сырье для повторного использования с целью создания безотходного производства?
Глава департамента природопользования Антон Кульбачевский отметил, что, согласно экологической стратегии до 2030 года, которую правительство должно принять осенью, через 15 лет 35% мусора будет сортироваться. Осенью департамент откроет интерактивную карту пунктов раздельного сбора отходов и приема вторсырья.
К концу 2016 года стало ясно, реформа по сбору, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов страны, стартовавшая в 2015 году забуксовала, так и не начавшись. Поэтому правительство ввело новый термин –«Переходный период» и закрепило его Федеральным законом No486 от 28 декабря 2016 года. Было принято решение новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами запустить теперь с 1 января 2019 года. Но при этом сохранить в силе разработанные ранее «Правила оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО , в которые, правомерно переименовали твердые отходы ТБО. Современные бытовые отходы превратились в кашу из опаснейших ингредиентов. Переходный период был разбит по годам. Пока же чиновники имитируют бурную деятельность, которая заканчивается ничем. Сдвигают сроки на последующие годы, а времени уже нет. Люди гибнут от загрязнений окружающей среды, которые привели Москву к экологической катастрофе. Высокие чиновники не понимают, что решить задачу раздельного сбора можно будет только при повышении экологической культуры населения, для чего потребуется 25 -30 лет, если сегодня начать этим заниматься.
Что делать, как решить проблему?
Сегодня задачу по сортировке бытовых отходов можно оперативно решить другим путем – стимулировать население за сортировку отходов. Необходимо создать систему, при которой «производители» отходов сами выполняют раздельную сортировку мусора по указанной номенклатуре и сдают его сборщику в сортированном виде на сборном пункте за плату. Население уже научилось складывать отходы в пластиковые пакеты. Осталось выдать пакеты разного цвета с обозначением вида отхода, который в него необходимо положить и сдать на пункте приема, получить за это деньги или выставить пакет за дверь и его заберет сборщик и сдаст в пункт приема. Стоит вспомнить советское время, когда ни одной бутылки нигде не валялось. Все собирали и сдавали в приемные пункты. То же было с бумажными отходами, металлом, тряпками и др. В каждом магазине необходимо поставить автоматы по приему пластмассовой тары за деньги, как это сделано во многих странах мира. Необходимо срочно разработать системный подход по раздельному сбору всех видов бытовых отходов. Создать участки по разборке бытовой техники и т.д. Привлекать к этой работе молодежь, которая будет иметь возможность заработка. Закрыть во дворах мусорные контейнеры и мусоропроводы в домах. Оборудовать пункты сбора сортированных отходов. Для отходов продуктов питания выдавать населению контейнеры в виде оборотной тары и т.д. Организацию этой работы возложить на управляющие компании и муниципалитеты. Отпадет необходимость в создании неэффективных и опасных для здоровья мусоросортировочных комплексов. Как показывает опыт, предприятия по сортировке мусора отравляют окружающий воздух специфическим запахом и жители прилегающих районов выступают против их строительства.
Что делать, как решить проблему?
В России необходимо налаживать собственное производство и разрабатывать более эффективные технологии по сортировке и переработке ТКО Для этого необходимо разработать и осуществить специальную государственную программу, в которой предусмотреть изготовление необходимого оборудования на отечественных заводах. Программа должна носить статус оборонного заказа по защите жителей Москвы от гибели от ядовитых загрязнений. Профессор геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Королев В.А. обоснованно считает, что мусоросжигательные заводы в России не решат проблему ликвидации полигонов и свалок отходов – пустая трата бюджетных средств. Из всей номенклатуры бытовых отходов сжигать можно не более 5%, как показывает зарубежный опыт. Совсем нет никакой необходимости закупать мусоросжигательные печи за рубежом. Знаю по опыту, что наши энергомашиностроительные заводы в состоянии изготовить такие печи надлежащего качества для наших условий. Желание закупать, за бюджетные деньги, такое оборудование заграницей есть только у, не очень технически образованных, чиновников, особенно высокого ранга. Чиновники спешат получить деньги на закупку за рубежом ненужных заводов для переработки мусора. В Подмосковье уже составлены планы по размещению мусороперерабатывающих комплексов. Места строительства мусороперерабатывающих комплексов- районы: Дмитровский, Волоколамский, Воскресенский, Егорьевский, Клинский, Коломенский, Можайский, Наро-Фоминский, Ногинский, Солнечногорский, Ступинский, Талдомский, Чеховский, Орехово-Зуевский, Домодедовский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Истринский, Раменский.На карте это выглядит так:
Москва окажется в кольце мусороперерабатывающих комплексов Создание этого «кольца»– завершающий удар по здоровью населения Москвы и области!
Что делать, как решить проблему?
Президент и Правительство должны принять срочные директивные меры, запрещающие строительство очередного ядовитого « кольца» для спасения здоровья жителей Москвы и области. Сейчас на территории Подмосковья работает 88 гигантских свалок, из которых планируется закрыть 24.
В июне 2013 закрыты первые три – в Химках, Раменском и Электростали. Остальные намечено закрыть до 2020 года. На месте свалок, по старой «доброй» традиции будут строиться комплексы новостроек. Особое внимание следует обратить на технологию рекультивации закрываемых свалок длительного срока действия. За длительный период их действия изменилась структура отходов. Ослабление контроля за складирование отходов на полигонах привело к тому, что в теле полигона оказалось много опасных и вредных веществ, таких как ртуть, кислоты, технические смазочные материалы, биологические отходы. Каждый полигон складирования бытовых отходов представляет собой действующий биологический реактор, в котором постоянно протекают неконтролируемые химические реакции с выделением опасных биогазов В нижней части образуется очень токсичный «фильтрат», загрязняющий грунтовые воды и водоемы. Полигоны ТБО отрицательно воздействуют на санитарно-гигиенические условия проживания людей в окрестностях полигонов. Неприятный запах от полигонов (даже уже законсервированных) распространяется по ветру на несколько километров, делая жизнь в близлежащих населенных пунктах невыносимой и опасной. Таким образом, полигоны ТБО являются рукотворной дополнительной опасной проблемой для здоровья людей. Организованные в стране тысячи полигонов ТБО ( ТКО) стали вторичным рукотворным источником загрязнения окружающей среды.
Нынешние власти, в погоне за прибылью, развернули жилищное строительство за МКАД и приблизились на недопустимое расстояние к этим полигонам. Теперь возникла острая необходимость в разработке новой технологии рекультивации таких объектов, так как старая технология засыпки свалки грунтом не решает вопросы экологической безопасности, поскольку в теле полигона продолжают происходить неуправляемые и малоизученные процессы с образованием и выбросом ядовитых веществ. Срочно необходимо разработать программу, рассчитанную на полную ликвидацию захоронения и постепенный переход на рециклинг. В России есть много чиновников от экологии, а такой программы пока нет, как и не просматривается попытка ее создания.
Закрытый полигон, продолжающий непрерывно действовать как биохимический реактор, выделяющий отравляющие вещества различного типа по степени опасности, превосходит аварийный чернобыльский атомный реактор по многообразию неконтролируемых процессов и требует принятия мер безопасности по его содержанию.
Что делать, как решить проблему?
Необходимо выделить зоны отчуждения и сделать ограждения территории мусорных полигонов для исключения неконтролируемого прохода людей. Переселить людей из домов, попавших в зону отчуждения. Принять меры по исключению попадания фильтрата в грунтовые воды путем строительства стены в грунте, исключающей утечку ядовитой жидкости в водоемы. Проводить мониторинг процессов и анализ состава выбрасываемых газов. Разработать технологию рекультивации с учетом происходящих процессов. Не растягивать эту работу на годы, что делают нынешние чиновники от экологии, так как промедление увеличивает гибель людей от ядовитых загрязнений воздуха, воды, продуктов питания. Таким образом, 7 существующих ядовитых «колец» и планируемое к строительству 8 ядовитое «кольцо» инфраструктуры из мусороперерабатывающих комплексов с мусоросжигательными заводами приведет Москву к необратимому экологическому бедствию и нанесет колоссальный удар по жизни москвичей .
Власти Москвы должны понять, что оксиды азота с ТЭЦ и котельных, диоксины с подмосковных свалок, автомобильные выхлопы со свинцом не знают границ, не задерживаются никакими фильтрами, противогазами, кондиционерами и попадают с воздухом в легкие как бедных, так и богатых, проживающих как в Ново-Огарево, на Рублевке, в Бирюлево, на Тверской так и других местах. Необходимо срочно составить и, главное, немедленно выполнять, реальный план спасения Москвичей от экологической катастрофы. Прогноз Президента России В.В. Путина: «… будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни» не должен сбыться!
Будущие поколения должны дышать чистым воздухом, пить чистую воду и питаться безопасными продуктами !
Александр Ленский, кандидат технических наук
Москва Сентябрь 2017