Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

nikitaev

полное видео конференции здесь

12 декабря 2018 г. отмечается 25-летие принятия Конституции Российской Федерации. Это очень важная дата для основного закона России. В честь этого проводятся научные и иные мероприятия. Например,  26 октября 2018 г. в Российском государственном университете правосудия прошла Всероссийская конференция, которая была посвящена судебному применению общих принципов права, содержащихся в конституции Российской Федерации. Проведение подобных мероприятий  позволяет более подробно исследовать основные проблемы,  которые накопились с принятия Конституции РФ 1993 г.

Закрепление основных прав человека и основных принципов построения государства в Конституции Российской Федерации, а также проблемы их реализации, обуславливают научный интерес к данной теме.  Международные и национальные правозащитные организации проводят мониторинг соблюдения конституционных прав человека.

         Следует отметить, что в Конституции 1993 г. закреплены основные права человека, принцип равноправия, принцип светскости государства, запрет дискриминации и др., которые не реализуются должным образом. Проблема нарушения принципа светскости  государства и права на свободу совести обуславливает массовые нарушения прав человека, ксенофобию, дискриминацию и может привести к этно-конфессиональному конфликту и распаду федеративного государства[1].

        

В современной научной литературе сформулированы различные подходы к понятию «конституция». Согласно политологическому словарю, конституция – основной закон, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы и организацию центральных и местных органов власти, их компетенцию и  взаимоотношения, государственную символику и столицу[2].

         С.А. Авакьян дает следующее определение конституции: основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом,  либо отдельных социальных слоев (групп) общества,  и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей̆ страны[3]. Прямую связь конституции и основного закона проводит М.В. Баглай[4], Т.Н. Радько[5]. Согласно позиции О.Е. Кутафина, конституция – единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт[6]. Термин конституция не отождествляет с основным законом  И.А. Алжеев[7].  А.В. Безруков указывает, что конституция – универсальный, имеющий форму основного закона юридический документ[8]. В связи с различными подходами к вопросу отождествления конституции и основного закона представляется возможным привести позиции специалистов в сфере конституционного права.  Б.С. Эбзеев и А.С. Прудников  указывают, что конституция находится в рамках основного закона в системе законов[9].

         А.Е. Гузий  указывает, что конституция – нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый и охраняемый в особом порядке,  регулирующий наиболее значимые вопросы организации взаимодействия государства и общества в целом[10].  Нельзя не согласиться с позицией данного автора в том, что причиной отождествления конституции и основного закона является отсутствие четких критериев определения содержания.  В научной литературе  либо не указывают содержание объекта, указывая на данные понятия как родовые, либо как исключающие друг друга.  Таким образом, в научной литературе сформулированы различные подходы к понятию «конституция».  Изучение проблемы соотношения понятий «конституция» и «основной закон» является актуальным в современной науке конституционного права.

         Далее представляется возможным рассмотреть современные подходы к понятию светскости государства.  Следует отметить, что данное понятие формировалось исторически и вырабатываются в современной науке.

         Марсилий Падуанский, один из создателей идеи светского государства, «отрицал право церкви обладать и осуществлять  светскую власть, как и право светской власти принуждать выполнять религиозные установления. Как утверждал Падуанский, нельзя применять светское принуждение чтобы добиться желаемого в религии»[11]. Как указывает М.А. Булавина, «существенной чертой светского государства является четкое разделение на духовную и светскую власть, религиозные и государственные организации, государственная власть и юрисдикция ограничены светской властью»[12]. Согласно позиции А.Ф. Мещеряковой, светское государство – это способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены, но взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества[13].

         Следует согласиться с позицией С.А. Бурьянова в том, что «светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакого мировоззрения (в том числе религиозного или антирелигиозного) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому человеку возможность свободного мировоззренческого выбора»[14].

         Различные подходы указывают на актуальность темы светскости государства  в  научной среде.  При этом, некоторые позиции относительно светскости сужают содержание светскости до отделения государства от религиозных объединений. Автор солидаризуется с позицией С.А. Бурьянова и других авторов[15] в том, что одного отделения государственных институтов от религиозных объединений недостаточно для придания государству характера мировоззренчески нейтрального[16].  

         Реализация положений глав 1 и 2 Конституции России вызывает особое внимание со стороны исследователей и правозащитных организаций[17]. Проблема реализации прав человека и основополагающего права на свободу совести обусловлена нарушением принципа светскости государства, которые были зафиксированы уже начиная с 2000-х годов[18]. В свою очередь, проблемы реализации конституционной светскости взаимосвязаны с отношениями государства и религиозных объединений, в т.ч. в контексте избирательного цикла[19]. Нельзя не согласиться с мнением, что одним из главных составляющих сакрализации власти, как и в прежние времена, является клерикальная идеологизация органов власти и государственного управления, армии, силовых структур и системы государственного образования[20].   Принятие и ужесточение законов, регулирующих мировоззренческую сферу жизни  общества является серьезной проблемой в Российской Федерации. Применение судами актов, основанных на теологических терминах, не соответствующих принципу правовой определенности создает основания для произвола и нарушения прав человека.

         Подчеркнем, что статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает светский характер государства. Никакая религия не может устанавливаться как государственная или обязательная. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Реализация данных конституционных положений находится в системном кризисе вследствие теоретических и практических аспектов.  Следует согласиться с мнением, что Конституция Российской Федерации в целом соответствует международным актам в области прав человека.  При этом, формулировки о свободе совести  и вероисповедания не вполне корректны, а понятие светскости государства отсутствует в российском законодательстве, что снижает эффективность конституционных положений[21]

         Особого внимания в реализации принципа светскости государства требует проблема государственной и муниципальной системы образования. Это мировоззренчески нейтральный процесс обучения и воспитания личности, при котором обеспечивается свободный мировоззренческий выбор участников образовательного процесса.

         Принцип светскости государственной системы образования является важнейшей гарантией свободы совести, перспективным направлением научных исследований. При этом, данный принцип испытывает кризис реализации, что  отражается на других сферах общественных отношений.  Представляется возможным отказ от такой модели в пользу мировоззренчески нейтрального образования и превенции конфликтов.

         Дин из примеров нарушения светскости образования в России – введение в 2012 г. курсов ОПК и ОРКСЭ, их дальнейшее расширение в рамках школьного курса [22].  Введение таких курсов является нарушением статей 14 и 28 Конституции России, а также положения о светскости образования, также закрепленного в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

         Тенденции сакрализации власти проявляются в органах власти и консультативных органах. Например, в Общественной палате России 28 ноября 2018 г. состоялся круглый стол, посвященный законопроекту «О защите высоко значимых духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации». Данный законопроект предусматривает поправки в УК РФ и КоАП РФ. Предлагается создать в России специализированные высоко значимые социально-культурные  пространства, постоянного и временного характера. В данных пространствах должны действовать особые правила поведения. За нарушение правил – административная и уголовная ответственность[23].

         После многочисленных случаев применения статьи 282 УК РФ за «лайки и репосты», Государственная Дума России одобрила 15 ноября  2018 г. законопроект о частичной декриминализации данной статьи. Законопроект предусматривает уголовное преследование в случае повторного совершения данного деяния. При этом, деяние должно быть совершено в течение года после привлечения лица к административному наказанию. Первоначально, президентом предлагалось отменить наказание за «лайки и репосты», но Государственная Дума РФ не поддержала данный законопроект[24]. С целью «противодействия нетерпимости, экстремизму» власти Нижнего Тагила за счет средств федерального бюджета построят Духовно-просветительский Центр РПЦ МП. Отдел данного центра создан для взаимодействия с образовательными учреждениями[25]. Данные действия со стороны государственных органов  противоречат принципу светскости государства.

         Таким образом,  можно сделать следующие выводы.

         В год 25-летия Конституции Российской Федерации, реализация прав человека, принципа равноправия, принципа светскости государства, равенства перед законом и судом, запрет дискриминации массово нарушаются, что сопровождается конфликтами и дискриминацией на основе мировоззренческих различий.

         Клерикализация отдельных государственных институтов, сферы образования  ставит под угрозу реализацию прав человека, закрепленных в Конституции России.

         В силу попирания конституционного принципа светскости государства, а также  связанного с ним права на свободу совести, происходят нарушения прав человека. Игнорирование данной ситуации может привести к конфликтам и распаду федеративного государства.

         Вопрос реализации принципа светскости государства является актуальным. Для эффективной реализации принципа светскости государства  представляется возможным выработка единого определения светского государства и его закрепление в универсальных и региональных международных актах о правах человека, национальных конституциях.

 

[1] Sergey A. Buryanov  State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances
in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. P. 6.

[2] Словарь по политологии / под ред. проф. В. Н. Коновалова. - Ростов. н/Д. : Изд-во РГУ, 2001. - 285 с. 

[3] Авакьян С.А.  Конституционный̆ лексикон: Государственно-правовой̆ терминологический̆ словарь / С.А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. С. 397.

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. 10-е изд., изм и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 53. - 784 с.

[5] Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. для бакалавров. - М.: Проспект, 2016. С. 159-160.

[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2018. С. 81.

[7] Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 10.

[8] Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 13.

[9] Конституционное право России: [учеб. для вузов по специальности «Юриспруденция» / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.]: под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 41.

[10] Гузий А.Е. Конституция - основной закон? // Вестник ОмЮА. 2017. №1. С. 25.

[11] Дементьева З.П. Проблемы государственно-конфессиональных отношений в России в контексте свободы совести: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Уральский ин-т коммерции и права, 2006.  С. 28.

[12] Булавина М.А. К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство»//Известия МГТУ «МАМИ». -№ 2 (20). -2014. -Т. 5. (Серия «Социально-гуманитарные науки»). -С. 166..  

[13] Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной̆ России: Конституционно- правовой̆ анализ: Дис. автореф. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 9.

[14] Свобода совести: проблемы теории и практики. Монография (под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова). М.: ЗАО ТФ «МИР», 2012. 1120 с.

[15] Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально. Под ред. И. Кондратьева. М.: Фонд "Здравомыслие", 2015. 62 с.

[16] Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. Информ.- аналит. отчет Ин-та свободы совести (вторая половина 2001 г. - конец 2004 г.) / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой ; Ин-т свободы совести. Москва, 2005. ([Науч. изд. 2-е, доп. и испр.]). 526 с.

[17] Права человека в Российской Федерации : сб. докл. о событиях 2017 г. / [отв. ред. и сост. Н. Костенко]. — Москва : Моск. Хельсинк. Группа, 2018. 218 с.

[18] Бурьянов С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. 2001. № 12. С. 4-13.

[19] Бурьянов С.А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003 – 2004 года. М. 2005. 200 с.

[20] Бурьянов С.А. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 г. М.: Полиграф сервис, 2016. С. 94-151.  

[21] Бурьянов С.А. Светскость государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2016-й — начало 2017 года. М. 2017. 196 с.

[22] Минобрнауки РФ продолжает работать над расширением курса основ религии в школе [Электронный ресурс]. Портал Credo.ru. URL: https://credo.press/179032/ (Дата обращения 23.11.2019).

[23] В РФ обсуждают уголовную статью за «несанкционированные дискуссии» и «несоблюдение формы одежды» на религиозных объектах [Электронный ресурс]. Портал Credo.ru. URL: https://credo.press/221033/ (Дата обращения 23.11.2019).

[24] Госдума РФ одобрила частичную декриминализацию уголовной статьи об экстремизме [Электронный ресурс]. Портал Credo.ru. URL: https://credo.press/220907/ (Дата обращения 23.11.2019).

[25] Чтобы «обезопасить молодёжь от экстремистского влияния», власти Нижнего Тагила с участием федерального бюджета построят духовно-просветительский центр РПЦ МП [Электронный ресурс]. Портал Credo.ru. URL: https://credo.press/220632/ (Дата обращения 23.11.2019).