ИА "Вода живая", Фото А.Петрова
Пребывание в России с 21 мая по 28 июля 2017 года мощей Николая-чудотворца оказалось той диагностической ситуацией, на примере которой можно описать окончательно-сложившуюся конфигурацию отношений между государством, Церковью и обществом. Для церковных иерархов важными оказались количественные показатели: число паломников (примерно 2,4 млн), протяженность очередей, размер ребра святого, которое, по статусу являясь всего лишь частицей мощей, по длине, конечно, превосходит все имеющиеся в России на данный момент останки Николая-чудотворца и, как уверяли деятели Церкви, именно поэтому было достойно усиленного поклонения.
Для властей первостепенное значение имело административное и материально-техническое присутствие в паломнической кампании. Как описывал сайт Петербургской епархии, вся инфраструктура очереди (3 км ограждений, рамки металлоискателя, полицейские и Росгвардия, силы МЧС, социальное такси) обеспечивалась городскими и районными властями. При этом если учесть, что в день к мощам приходили от 20 до 50 тыс. человек, то само собой напрашивается сравнение с 96 тысячами посетителей во время «Ночи музеев-2017», которые из года в год совершают свои культпоходы без усиленных нарядов полиции и какой-то дополнительной помощи со стороны боголюбивых чиновников.
Обычным же людям в рамках этой кампании отводилась роль заставки в телевизионной картинке. На их примере обществу демонстрировалась актуальная социальная иерархия: сначала к мощам в порядке VIP-очереди подходят высшие чиновники, которых при этом никто не одергивает за руку, чтобы быстрее оттащить от ковчега. Затем идут инвалиды и дети. Далее – курсанты военных училищ и футбольные болельщики. И только затем все остальные с лимитированным временем поклонения – 1-2 секунды на человека.
Положение самой Церкви в структуре символов тоже очевидно, о чем красноречиво свидетельствует маловразумительно выбранный срок пребывания мощей в России. Если дата привоза мощей была обусловлена праздником Николы-Летнего (22 мая), то отбытие мощей 28 июля, за два дня масштабного празднования Дня военно-морского флота, могло быть мотивировано только канцелярской калькуляцией: силовые подразделения, на две недели сосредоточенные на территории Александро-Невской лавры, целесообразнее было использовать для обеспечения порядка во время народных гуляний на набережных Невы, куда стеклось до миллиона человек. Молитвенное стояние стоянием, а празднование Дня ВМФ по расписанию. К тому же вслед за отбытием мощей Николая-чудотворца буквально на следующий день в Морской собор Кронштадта были доставлены мощи адмирала Федора Ушакова и Андрея Первозванного: скрытое указание на то, что в небесной иерархии покровитель моряков Николай-чудотворец оказался лишь на третьем месте после двух перечисленных святых.
Сама специализация Николая-угодника, если верить телевизионным репортажам, сместилась в сторону сельского хозяйства, где актуально чередование ясных и дождливых дней. Журналисты постоянно пытались сопоставить погодные условия с моментом пребывания мощей в Москве и Петербурге. То ли случайно, то ли в Россию были привезены мощи Николы-Зимнего, но настоящее лето, похоже, началось только в конце июля. Москвичам и вовсе достались от небесной канцелярии два смерча, повлекшие человеческие жертвы. В Петербурге за две недели пребывания мощей выпал только один день без дождя. Даже сайт nikola2017 периодически вывешивал предупреждения от МЧС, рекомендующие воздержаться от паломничества во время проливных дождей и ураганного ветра. Подобное сопоставление призывов к поклонению святыне с детализацией бытовых моментов (описанием количества туалетных кабинок, времени стояния в очереди, типологией льготных категорий населения) по своей сути является десакрализацией святого. Философ К.С. Пигров как-то заметил, что падение престижа и снижение благоговения пред царской властью в народном сознании началось после публикации подробных бюллетеней о состоянии здоровья раненного в теракте императора Александра II. Люди, узнавая, что у царя могут быть телесные повреждения, оторванные конечности и потеря крови, постепенно переставали видеть в нем и последующих Романовых божьих помазанников.
В истории с мощами Николая-чудотворца прослеживается та же тенденция к предельной профанации. Теперь он никакой не величайший из святых, а просто выдающийся, да и только. Прах, тревожимый судмедэкспертами по договоренности между Папой Римским и патриархом Московским, перед паломничеством к которому люди внимательно изучают прогноз погоды. Само паломничество превратилось в массовое мероприятие, где ведется учет граждан и дежурят бригады скорой помощи. Размывание семантики сакрального и духовного отразилось на роли, вернее, полномочиях священников. Вроде бы им вменялось в обязанность объяснять духовный смысл поклонения мощам стоящим в очереди людям, но при этом почти у всех церковнослужителей наперсный крест был спрятан под глянцевым бейджем. Ситуационно созданная иерархия символов и здесь указывает на тяготение церковных иерархов к исполнительной власти со всеми ее функциями администрирования, управления и регулирования. Николаю-чудотворцу, в интерпретации петербургских священников, досталась роль промежуточного звена на «пути ко Христу». Именно так охарактеризовал поклонение мощам один из служителей Лавры. Кстати, благодаря слаженным действиям главам районных администраций, на путь ко Христу удалось встать по 45-50 человек от каждого района (по количеству мест в специально организованных автобусах).
На итоговой конференции по результатам пребывания мощей Николая-чудотворца пресс-секретарь патриарха Кирилла о.Александр Волков настойчиво подчеркивал, что количество паломников возле мощей свидетельствует о православной характере общества: «К мощам приложились примерно 2,5 млн человек, паства Русской Православной Церкви. Это очень значимая цифра. Религиозность людей в нашей стране оценивают по-разному, но принесение мощей показало, что мы живем в православной стране, и не нужно никаких дополнительных подтверждений». Подобный стиль мышления присущ как раз чиновникам, которые видят жизнь из окна (бого)служебной «Тойоты-камри». В Петербурге достаточно на пятьдесят метров отойти от стен Лавры, чтобы поразиться тому, с какой настойчивостью граждане заканчивают каждую фразу пятиэтажным славословием в адрес неведомой матери. А буквально на следующий день после отъезда мощей в туристическом эпицентре Петербурга появились деятельные люди с признаками недавнего похмелья, которые предлагали прохожим те самые бумажные иконки Николая-чудотворца, которые вручались каждому паломнику в очереди. Тираж неиспользованных иконок идет по сто рублей за штуку. Подобное явление возможно, несомненно, только в тотально православной стране.
Елена Рыйгас
ассоциированный научный сотрудник СИ РАН