ПРОЛОГ
Совсем недавно произошло два противоречивых события. 21 октября нам стало известно, что Почетным Академиком ВРАЛ-2017 стал Григорий Алфеев — проповедник нового научного метода под названием «личностный опыт веры». На несколько дней это событие оказалось торжеством разума над мракобесием. Однако, уже 2 дня спустя, ситуация снова омрачилась. Новостные ленты заполнились известием о том, что «Нравственные основы семейной жизни» возможно станут обязательным уроком.
Не могу сказать, что я обрадовалась, когда узнала, что буду «изучать» этот «предмет», но я не могла поверить, что именно этот курс именно от этих авторов кто-то может воспринимать настолько серьезно, чтобы ввести его как полноценный школьный урок.
ВСТУПЛЕНИЕ
Курс составили священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина. По их мнению, курс сможет привить подросткам «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре».
В состав учебно-методического материала входят [1]: примерная программа курса для обучающихся 10-11 классов; Учебник для обучающихся 10 (и 11) класса с мультимедийным приложением; хрестоматия для педагога 10 (и 11) класс; методические рекомендации для педагога 10 (и 11) класс с мультимедийным приложением;
Через мои руки и глаза прошла первая часть курса за 10-11 класс: учебник, хрестоматия для учителя и мультимедийное приложение.
На официальном сайте издательства указывается, что «программа и учебно-методический комплекс "Нравственные основы семейной жизни" предназначены для широкой аудитории современной молодежи. Курс выстроен на основе православных традиций, но не является узко конфессионально ориентированным и носит светский характер». Это должно означать, что абсолютно вся перечисленная учебная литература должна носить нерелигиозный характер.
Мне не понятно, почему курс, который хотят ввести обязательным во всей стране и по которому учатся дети из 60 регионов России, закрыт для свободного просмотра материалов. Весь учебно-методический комплекс можно только купить на сайте, где указан адрес электронной почты для вопросов по приобретению материалов; электронной бесплатной версии в Интернете просто-напросто нет. К чему такая секретность? Почему родители не могут в полной мере узнать, чему будут обучать их детей? Почему вопрос общероссийского масштаба рассматривается где-то там за закрытыми дверями министерств, а не в открытом обсуждении? На самом деле это риторические вопросы, на которые я не знаю ответа.
Перейдем непосредственно к обзору.
УЧЕБНИК
В целом, на мой взгляд, поданный в учебнике материал примитивен, в нём проповедуются всё те же перетёртые до невозможности стереотипные взгляды на роли мужчины и женщины как в жизни, так и в браке. Ничего свежего (я не употребляю «нового») этот учебник не привнёс. Авторы, как и единственный на данный момент рецензент, тоскуют по дореволюционным устоям, когда «всё было хорошо» и «трава была зеленее». Противная промышленная революция изменила роли мужчин и женщин в обществе, с этого момента они больше времени уделяют работе, нежели семье.
Отличительная черта взгляда на мужчину и женщину с позиции традиционных ценностей - это рассмотрение их не как отдельных личностей, индивидуальностей, а как набор определенных требований и ролей, которые этот человек должен выполнять. Грубо говоря, вместо индивидуальных особенностей - требования и стереотипы, вместо цели в жизни - социальная роль.
Однако идеалы Домостроя в нём не пропагандируются, женщина признается личностью, следовательно, более претензий у меня нет, переходим к конкретике.
На самом деле я не читала каждое слово в учебнике, а бегло просматривала его и заостряла внимание на наиболее острых параграфах.
- «Тайна» пола
В то время как учёные ломают головы над придумыванием наукоёмких терминов, которые бы максимально точно описывали неоднозначные результаты исследований и не спешат делать общих выводов, авторы курса уверенно и однозначно утверждают, что гендерные различия определяемы и определяемы единственным образом. Пока учёные говорят, что мозг каждого индивида представляет собой «мозаику» из черт, как более характерных для женщин, так и для мужчин, или равным образом встречающихся у обоих полов, авторы учебника утверждают :«что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание» (опровергнуто), «у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, высокий уровень притязаний, эмоциональная стабильность и более высокая агрессивность, а у женщин - социальная ориентация, настойчивость, эстетическая отзывчивость, желание дойти до пределов возможного. Женщины склонны верить авторитетами опираться на авторитеты в затруднительных случаях, что менее характерно для мужчин», «мужчин больше волнуют проблемы в их профессиональной деятельности, а женщин - в семейных отношениях. В сфере производственных отношений женщины больше ценят хорошие межличностные отношения, а мужчины - квалификацию и профессиональные достижения». Из этого делается вывод, что «многие проблемы в супружеских отношениях возникают из-за того, что люди не могут осознать разницы в психологии мужчин и женщин», к примеру, есть иная точка зрения на этот вопрос практикующего психоаналитика Эриха Фромма: «Наверное, следует предположить, что трудности в отношениях между мужчиной и женщиной обусловлены, в сущности, половыми различиями. Но это не так. Отношения между мужчиной и женщиной — между мужчинами и женщинами — это прежде всего отношения между людьми. <...> Главные недостатки в отношениях между мужчинами и женщинами большей частью обусловлены не мужскими или женскими чертами характера, а отношениями между людьми».
Авторы примитивизируют исследования в достаточно сложных и многогранных областях научных дисциплин, что приводит к ретрансляции и распространению мифов о гендерных различиях. В целом, качество материала на психологическую тему меня не удовлетворило, оно, видимо, было личным мнением Нины Крыгиной, но сколько психологов, столько и мнений.
- «Наука» о девственности
– Но я бы, наверное, был бы не я - не священник - я должен вам обязательно привести пример. Что такое плотские отношения до брака? Дело в том, что есть такой научный термин, который называется телегония. Слышали?
– Это лженаучный термин, его опровергли вообще-то.
– Да, его никто не опроверг, его никто не доказал, но он почему-то действует. Согласны?
Такими словами заканчивался один из первых наших уроков нравственных основ, на который даже пришёл священник. Его речь начиналась довольно-таки прилично и светско, он рассматривал отношения с бытовой и социальной стороны, но потом резко началась она... Телегония.
«При этом следует учитывать, что в Америке настоящее время существуют две базовые программы, направленные на предотвращение подростковой беременности и абортов: «Обучение воздержанию» и «Обучение контрацепции». Анализ результатов введения данных программ свидетельствует о высокой эффективности только одной из них – «Обучение воздержанию». В отношении программы «Обучение контрацепции» установлено: чем больше денег в нее вкладывается, тем больше число беременностей и абортов у девушек 15-19 лет.
Прочитайте в рубрике «Хрестоматии» статьи «В огне соблазна», «Наука о девственности»
Ложь, ложь, ложь.
Во-первых, однозначно известно, что программы «Обучение воздержанию» в США не оказывает никакого влияния ни на показатели статистики половых инфекций, ни на возраст вступления в половую жизнь, ни на количество половых партнеров. Также, Иван Блейк из благотворительной организации «Брук» по сексуальному здоровью молодых людей добавил: «Есть даже исследования, которые показывают, что они [программы] могут ухудшить ситуацию, поскольку у людей нет знаний или уверенности в безопасном сексе» [2]. Более того, данная программа подверглась жёсткой критике со стороны как медицинского, так и научного сообщества за фактологические неточности, неверные данные и научные ошибки.
Во-вторых, непонятно, откуда авторы взяли выводы о зависимости между финансированием программы «Обучение контрацепции» и числом беременностей, ибо самого исследования мне так и не удалось найти, только копипаста именно этих слов на сомнительных сайтах без указания первоисточника. Зато существует статистика, косвенно подтверждающая влияние этой программы. С 1986 года, когда начались основные инвестиции в половое обучение, количество беременностей среди девушек от 15 до 19 лет снизилось к 2015 году с 52 на каждую тысячу до 22 на тысячу [3.1]. Количество абортов также снизилось более чем в 2 раза: с наибольшего значения в 80-е годы до самого наименьшего в 2011-м [3.2].
В-третьих, давайте посмотрим, что нам предлагают прочесть в Хрестоматии для учителя. Эта книжка представляет собой простой сборник статей разных авторов, к примеру (так, для сравнения) из 293 страниц 161 страницу составляют статьи религиозного содержания (в пересчёте на количество статей: всего 67 авторских статей, 1 документ РПЦ из них 33 статьи авторов, так или иначе связанных с религией; 2 — Библейские заповеди; 15 на тему психологии, 4 — политики, 13 — различной тематики (социальная; брак и сопутствующие понятия). Тему «Чудо жизни» составляют 1 выдуманный рассказ и 2 статьи священника; тему «Не убий» — тот самый документ РПЦ и 3 статьи священников. Вот так светский курс!
Итак, находим в «Содержании» хрестоматии автора статьи «Наука о девственности». Протоирей Николай Головкин. Замечательно! Читаем статью [4]:
«Люди, вступающие в брак, в большинстве своем хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства ДЕВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА, что именно от нее зависит - какими будут ваши дети... Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.
В наше время связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии»
Великолепно! Читаем далее.
«Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей - простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.
Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось... Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей - детей "ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца".
Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки; много лет назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейных трагедий. Что тут скрывать, "девушки - добрачные женщины", особенно из числа многочисленных проституток, "диких" или организованных "эскорт - услугами", сегодня часто дарят своим "законным любимым" скрытые плоды добрачных половых связей - наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков-детей».
Без комментариев.
-Так вот, телегония есть, она влияет очень сильно. [тихая усмешка в кабинете]
- (директор) Это знаете, отец Олег, здесь все медики сидят.
-Ну если бы тут настоящие медики были. Если бы это были настоящие медики, которые бы закончили университет .....
- (перебиваю) Они бы посмеялись.
[Громкий смех в кабинете]
- Развитие эмбриона и аборты
«Зачатие - это не просто процесс соединения мужского женского начал. Зарождение новой жизни - это великое таинство. В момент зачатия маленькой клеточке даруется живая и бессмертная душа»
Особое внимание в учебнике уделено темам развития эмбриона и абортам.
В материале об эмбриогенезе авторы используют спекулятивные техники и подмену понятий. К примеру, плод на протяжении всего внутриутробного развития они называют ребёнком (11 раз), крохой (2 раза), малышом (14 раз), маленьким человеком\человечком (2 раза), плодом (1 раз). И это на трёх страницах печатного текста. На этих же страницах для вызывания наибольшей эмоциональной реакции используются уменьшительно-ласкательные формы слов, называющих части тела: ручки (3 раза), ножки (3 раза), ноготки, ротик, пальчик, волосики, кулачки, лобик, реснички (140, 141, 142).
«К концу 8-й недели у него закладываются все основные зачатки органов и тканей, далее
происходит только процесс их роста и дифференциации. Малыш уже способен чувствовать боль. С помощью ультразвукового стетоскопа можно слушать его сердцебиение. отчетливо различим его пол. Размеры ребенка около 3-х сантиметров»
Согласно данным исследования, проведённого учеными (Lee SJ, Ralston HJ, Drey EA, Partridge JC, Rosen MA) из британского Королевского колледжа акушеров и гинекологов, эмбрион в утробе матери до 24 недель беременности не способен испытывать боль, так как у него не до конца сформированы нервные окончания коры головного мозга, они находятся в стадии формирования и не могут воспринимать болевые сигналы. Этот процесс завершается только к 24 неделям беременности.
Как можно ошибиться в целых 3 раза, я не знаю, ибо даже исследование проведено в 2005 году, а учебник издан спустя 10 лет.
Что такое демагогия? Демагогия, или запудривание мозгов, — единственный приём, цель которого не поиск истины в дискуссии, а пустая болтовня, которая пересекается с обсуждаемой темой лишь в спекулятивных аналогиях.
Демагогия — наибольшая трагедия в истории человечества. Благодаря ей, люди не могут спокойно и рационально обсуждать острые социальные проблемы, а лишь вешать ярлыки и скрывать за громкими словами львиную долю неугодной авторам статистики.
К примеру, такой простой факт: запрет абортов увеличивает количество подпольных (нелегальных) абортов, что приводит к повышению женской смертности, и логично, те из женщин, кто не умер после такого «знахарского» аборта, получат либо увечья, которые не позволят им выносить ребёнка, либо из-за неправильно проведённой операции не смогут иметь детей вообще. Наша страна имеет горький опыт запрета абортов в 1936-1955 годах: «В 1935 году смерти от аборта составляли 26% случаев материнской смерти, а в 1940 году — уже 51%. В начале 1950-х гг. эта доля превысила 70%» [5]. Раз авторы сравнивают современное число абортов с числом погибших во Второй мировой, то как они смотрят на то, что после Великой отечественной 70% случаев материнской смертности составляли подпольные аборты? Провокационный вопрос: а убийства уже рождённых младенцев лучше абортов? «После 1936 года заметен рост абсолютного числа как убийств младенцев, так и неестественных смертей в возрасте до года вообще. В 1935 году в городах было учтено 194 убийств младенцев, в 1936-м — 307, а в 1937-м — уже 367. В 1940 году от неестественных причин, включая также травмы и насильственные смерти неустановленного характера, погибли 1,4 тыс. детей в возрасте до 1 года. Но здесь надо, видимо, делать поправку на разную полноту учета и меняющуюся численность городского населения.
В годы войны эти показатели снизились, а после войны доля убийств детей в возрасте до 1 года в общем числе убийств вновь приблизилась к уровню конца 1930-х годов. В 1952 и 1953 годах в городах было зарегистрировано по 398 убийств младенцев».
Но только зачем эта информация авторам учебника? Так ведь можно и людей заставить задуматься, проще же привести страшные слова со «страшными» цифрами.
Особо «прекрасно» то, что авторы учебника ставят жизнь нерождённого существа выше живой, полностью сформировавшейся и обладающей сознанием женщины, считая её, наверное, живым инкубатором без чувств и эмоций.
Тут же нам предлагают прочитать статью про несуществующий постабортный синдром (которого не указано в Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра, лечить того, чего нет в МКБ-10 как минимум противозаконно) и про мнение РПЦ относительно этой темы (кстати, первой, третьей и четвертой статьи в «Хрестоматии» нет)
Это всё, что я обнаружила при беглом взгляде, конечно, глаза резали многие утверждения в учебнике, но я посчитала их недостаточно важными и не имеющими тяжелых последствий для детального разбора.
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Вот мы и подобрались к вишенке на тортике, изюминке в пироге, гвоздю программы — приложению. Если бы не информация в нём, я бы, наверное, не написала статью по этим достаточно мелким неточностям в учебнике, похожим на ложь. Но на жирнейшую и откровенную ложь, конспирологию, подмену понятий и использование эмоционально окрашенных слов в приложении я не могла закрыть глаза.
Анализировать первые 4 главы не имеет смысла, в большинстве своём это повторение материала из учебника и видеоролики (концерты, фильмы и, как я поняла, авторские слайдшоу с наложенным на него текстом). Перейдём непосредственно к указанной выше информации. Некоторые скриншоты я буду оставлять без комментариев, ибо что-либо комментировать в них излишне.
1. Это всё из-за абортов!!!!
«Среди всех причин кризиса у аборта особое место. Потому, что по эффективности он превосходит любое оружие массового поражения, потому что мы сами используем его против себя. Мы его оправдали, узаконили, сделали привычным. Искусственное прерывание жизни происходит без остановки»
Думаю, лучше меня в этой теме скажет эта статья [6]:
«Реальные располагаемые денежные доходы населения вообще падают начиная с 2014 года. Только в июне 2017 го снижение доходов приостановилось, однако велика вероятность того, что в целом по нынешнему году все-таки будет минус.
И еще об экономике. У нас уже три года, начиная с 2015-го, не индексируется размер материнского капитала (453 тыс. рублей), а до этого индексация была ежегодной. Размер родового сертификата — 11 тыс. рублей — вообще не меняется много лет. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, составляет весьма символическую сумму — немногим более 600 рублей. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет — немногим более 3 тыс. рублей — тоже никак не назовешь большим.
<...> Фиксируемая сегодня естественная убыль населения является таковой только в том смысле, что число умерших превышает число родившихся. На самом деле, по существу, это не совсем естественно. Демографические ямы были и будут впредь. Примерно через двадцать лет в России тоже будет такая яма, вызванная уже сегодняшним резким падением рождаемости. Но если страна развивается устойчиво, если население не подвергается разного рода социальным, экономическим и иным шокам и катаклизмам, то ям этих становится меньше, они сглаживаются. Вот к этому-то России и необходимо стремиться».
«Удивляться надо не тому, что "жить стало хуже", а тому, что мы еще вообще живы - при всех то наших "программах полового воспитания в школах", алкоголизме, гомосексуализме, лесбийской любви, проституции, наркомании, токсикомании и прочих мерзостях, из которых наимерзостнейшая, конечно же, массовая бойня собственных наших не успевших родиться детей... И при всем этом - еще живы! Вот чему следует изумляться безмерно: долготерпению Божию!»
2. Нас уничтожают!!!
«В 1991 году Советский Союз перестал существовать, и открылась зеленая улица для демографической коррекции народов Россиянии. Уже на следующий год в "суверенной России" появилась Российская Ассоциация Планирование семьи (филиал Международной Федерации Планирования Семьи)
Население России начали сокращать не только за счет средств спецслужб стран "золотого миллиарда", но и за счет налогов, собираемых с самих россиян».
Думаю, полную таблицу прикреплять не имеет смысла, тут и так всё понятно, что снова правительство США во всём виновато.
«Планирование ВЫРОЖДЕНИЯ семьи?»
Прекрасная аналогия. Такая объективная.
«Оккультное (самое потаенное) здесь добро и зло меняются местами («стыдно быть стыдливым») многие принципы полового «воспитания» напоминают заповеди сатанистов: «не признавай запретов», «не подавляй в себе стремлений и желаний» и т. д. Культ секса вообще характерен для оккультных практик»
Вы ещё уверены в адекватности авторов?
А теперь та самая жирная и откровенная ложь.
Про количество беременностей я уже указывала, если считать по цифрам (с 52 на каждую тысячу до 22 на тысячу), то их количество СНИЗИЛОСЬ более чем в 2 раза. По абортам также снижение в 2 раза.
Что касается болезней, передающихся половым путём, то это довольно расплывчатое понятие, сюда входит не только ВИЧ и гепатиты В и С, но и хламидиоз, сифилис и гонорея, которые являются излечимыми заболеваниями.
«Центр по контролю и профилактике заболеваний опубликовал отчет, согласно которому в США в настоящее время около 110 миллионов человек страдает по крайне мере от одного из заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), при этом указанная цифра ежегодно возрастает еще на 20 млн.
В ходе анализа статданных было установлено, что наиболее распространенными остаются все те же болезни, в числе которых значатся вирус папилломы человека (ВПЧ), хламидиоз, гонорея, сифилис, генитальный герпес, гепатит В, трихомониаз и ВИЧ» [7]. Из этого следует, что цифра возросла до 35,6% (при населении в 308 745 538 человек).
К 2017 году в России зарегистрировано 1 103 150 только ВИЧ-инфицированных, (население 146.804.372 человек). Но и в США заражены ВИЧ/СПИД около 1,1 миллиона людей [8]. Что-то не сходится, правда? Не сходится то, что причиной заражения любым ЗППП является не сексуальное просвещение, а десятки иных: из-за незнания и несоблюдения элементарных правил безопасности и гигиены (41% случаев заражения в России), неправильного использования контрацептивов, употребление наркотиков с использованием нестерильных инструментов (57% в России) [9].
Не знаю, откуда авторы взяли данные о роли программы «Планирование семьи» в росте подростковой заболеваемости венерическими болезнями, ибо найти конкретной статистики мне не удалось.
Немного о целях этой программы:
«На самом деле главная цель планирования семьи заключается в рождении желанных детей в оптимальные для пары сроки, а в случае России – ещё и в скорейшем вытеснении аборта как способа сознательного регулирования рождаемости более гуманными методами.
Согласно современным представлениям, планирование семьи позволяет "супружеским парам и отдельным лицам свободно и с чувством ответственности решать вопрос о количестве и времени рождения своих детей и иметь в своем распоряжении информацию и средства, позволяющие им сделать это и обеспечить осознанный выбор, а также дать им возможность использовать весь диапазон безопасных и эффективных методов". По сути, планирование семьи значит «ответственное родительство». Планирование семьи осуществляется посредством применения методов контрацепции (или же, наоборот, посредством преодоления бесплодия)» [10]
Напоминаю, «планирование семьи» и «сексуальное просвещение» — не одно и то же. Второе — это метод достижения целей первого. И остается только гадать, как авторы поняли, что именно программа планирования семьи виновата во всём.
Краткий словарь для перевода с «планировочного» языка на человеческий
Как в такой степени можно врать, я не знаю. Вся красивая картиночка ненадежности презерватива разбивается о тот факт, что он продукт многослойный, и поры перекрывают друг друга. Видимо то, что они «испускают дух» после надувания авторы видели во сне.
«Согласно отчёту Национального института здоровья (США), опубликованному в 2000 году, правильное и постоянное использование презервативов снижает риск передачи ВИЧ-инфекции на 85%» [11], что уже говорить о более больших по размеру вирусах, бактериях и сперматозоиде. Как авторы объяснят 85% надежности? Конспирологией? Заговором учёных? Сокрытием информации?
В этом материале описываются побочные действия гормональных противозачаточных средств. Ничего не смущает? Правильно, флаг США на заднем фоне картинки. Как это понимать?
Это я оставлю без комментариев.
«Инвалидность младенца с точки зрения христианства промыслительна.Христианин знает, что не бывает бессмысленных страданий. Дети с пренатально диагностированными тяжелыми заболеваниями и уродствами имеют такое же право на рождение и жизнь, как и здоровые. Пренатальная медико-генетическая экспертиза врожденных уродств не исключает прецедента ошибочного прерывания беременности, лишая права на рождение здоровых детей; грубо нарушает промысел Божий и лишает таких детей возможности принять таинство Крещения»
«Наш мир, который враг рода человеческого стремится превратить в сплошной «диснейленд» с жующими и улыбающимися до ушей бессмысленно счастливыми роботами, этот падший мир держится только потому, что есть дети, которые своими страданиями перевешивают чашу весов нашего безбожия и нераскаянности. Судьбы этих детей раскроются в вечности.Болезни и «ненормальности» - суть явления только земной жизни. Если Бог не сотворил смерти, но она вошла в мир через отступление от Него, через грех, то тем более Он не сотворил болезней»
Конечно, в приложении есть много неточностей, но, опять же, серьёзных последствий они не несут, да и разбирать их просто нет сил.
ВЫВОДЫ
Согласно нашему законодательству, образование носит светский характер (Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Пункт 6: светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Отличительной чертой российских законов является употребление в них терминов, значение которых не дается в «Основных понятиях, используемых в настоящем Федеральном законе» (к примеру, у нас запрещено оскорблять чувства верующего человека, однако ни что такое «чувства верующего человека», ни кого называть «верующим человеком», ни как эти чувства верующего можно оскорбить, не прописано).
В Стратегии национальной безопасности прописано «Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: <...> сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей», но что такое эти «традиционные российские духовно-нравственные ценности» непонятно.
Точно также, и что такое «светское государство» описывается только в комментариях к Конституции: «В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй <...> на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)». Но что такое «светский характер» так нигде и не написано.
Можно ли сказать, что этот курс действительно светский? Определение в законах неполное, поэтому нет такой возможности. Но назвать его «нерелигиозным» (синонимичное слово) никак нельзя. Он религиозен, порой даже чересчур.
Согласно отмененному Постановлению Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [12] система образования призвана обеспечить: <...> формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения (но также она призвана «обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, <...> обладающих высокой нравственностью»; и этот пункт стоит выше пункта о формировании научного мировоззрения).
Видимо, для нашего государства важнее воспитать высоконравственных патриотов, нежели будущих исследователей или врачей. В принципе, ничего не имею против. Но учить нравственности на ложных фактах и необъективных данных нравственно? Насколько я знаю, нет.
Но даже и это постановление было отменено. Что по этому поводу писал Хуторской А.В.: «Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования, наносит урон не только безопасности страны, но и конституционному праву граждан на их образование. Отсутствие ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к произволу чиновников в управлении образованием».
Директор моей школы оправдывала авторов учебника тем, что это их личное мнение. Раз так, то почему бы не изучать личное мнение Анатолия Фоменко на историю человечества? Почему бы не строить свою аргументацию на основе личностного опыта веры? Почему бы вообще не отменить изучение всех наук, придуманных проклятыми колдунами-учёными, и учить детей только нравственности?
Мало того, авторы учебника фильтровали информацию по принципу соответствия их точке зрения, игнорируя огромные пласты информации и статистики. Уместно ли это для школьного учебника?
Чем руководствовались Министерства образования 60-ти регионов России, вводя этот курс в школы? Они вообще открывали учебник? А мультимедийное приложение? КАК такое можно было разрешить ввести в учебные заведения?
Авторы ворвались в Храм просвещения и науки со своим уставом, согласно которому можно в качестве аргументов использовать конспирологию и ложь, а знание заменять личным мнением. Забыв про объективность, они запугивали читателя и с особым пристрастием использовали громкие слова и выражения.
Если бы авторы писали ТОЛЬКО про свое мнение относительно правил семейной жизни, то у меня не было бы претензий. Если бы они при этом приводили полную статистику и полные данные, а не только то, что подкрепляет их точку зрения из всего массива информации, то у меня не было бы претензий. Если бы они писали объективно и нейтральным языком, как и написаны все школьные учебники, то у меня не было бы претензий. Но, как вы могли видеть, ничего из этого выполнено не было.
Считаю преподавание этого курса неуместным в стенах учебных заведений.
Выражаю благодарность Полине Т., любезно согласившейся быть редактором этой статьи.
[6] http://www.mk.ru/social/2017/08/27/rossiya-vymiraet-pochemu-strana-popala-v-demograficheskuyu-yamu.html - Россия вымирает: почему страна попала в демографическую яму
[7] http://www.medlinks.ru/article.php?sid=53203 - В США бушует эпидемия венерических заболеваний
[8] http://blogs.abcnews.com/politicalpunch/2009/10/obama-ends-travel-ban-on-foreigners-with-hivaids.html Obama Ends U.S. Travel Ban On Visitors, Immigrants With HIV-AIDS
[9] http://www.bbc.com/russian/russia/2014/06/140626_russia_aids_drugs - В России стремительно растет число ВИЧ-инфицированных
[10] http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0409/tema01.php - Умалчиваемая причина сокращения абортов
[11] https://chastityproject.com/wp/wp-content/uploads/2013/05/NIH-Condom-Report.pdf - Scientific Evidence on Condom Effectiveness for Sexually Transmitted Disease (STD) Prevention
[12] https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html - Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"