Наши соотечественники хорошо знают историю «Святой Софии» из учебников о древнем храмовом зодчестве, из школьных уроков и «Повести временных лет» Нестора летописца о том, как князь Владимир ходил с воинами на ладьях к Царьграду (впоследствии Константинополь - Стамбул) и о том эмоциональном восхищении, которое испытали посланники при виде этого чуда света.
Мне посчастливилось многократно любоваться Святой Софией - этим огромным и уникальным историческим памятником культуры – шедевром мирового значения, когда проходил на военных кораблях через Босфор (1981 и др. годы), во время морской парусной экспедиции в Тунис (2007) (маршрут пролегал через древний Константинополь – ныне Стамбул), участия в научной конференции в Стамбуле (2015) и т.п. (См. фото.). И каждый раз она оставляла неизгладимое впечатление своей величественностью, сопричастностью к великому и отпечатком всемирной истории. И поэтому, как человека, ратующего за сохранение историко-культурного наследия, меня задела весьма печальная новость о том, что уникальный музей – объект, входящий в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – храм-памятник Святая София по решению турецких властей превращается в мечеть.
10 июля сего года Госсовет Турции отменил решение правительства страны от 1934 года о признании собора музеем и в этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ, согласно которому исторический храм-музей Айя-София отдается мусульманам под мечеть. могут совершать поклонения в соборе Айя-Софии в Стамбуле, что означает его превращение в мечеть. Ранее в этот же день.
В тот же день, 10 июля 2020 года ЮНЕСКО выразило глубокое сожаление по поводу решения турецких властей, принятого без предварительного обсуждения. Оно призвало сохранить универсальную ценность Всемирного наследия. В частности, в заявлении ЮНЕСКО говорится: «Святая София в качестве части "Исторических районов Стамбула" входит в список всемирного наследия как музей. Это влечет за собой ряд правовых обязательств и обязанностей. Таким образом, государство должно обеспечить, чтобы исключительная всеобщая ценность объектов на этой территории никак не изменялась». «Собор Святой Софии является архитектурным шедевром и уникальным свидетельством взаимодействия между Европой и Азией на протяжении веков. Статус музея собора отражает универсальный характер его наследия и делает его мощным символом диалога», - заявила Генеральный директор Одрэ Азуле (См.: https://ru.unesco.org/news/zayavlenie-yunesko-o-sobore-svyatoy-sofii-stambul ).
Почему это произошло и как следует оценивать произошедшее? Этот вопрос сегодня задают многие и стараются на него ответить. Патриарх Кирилл (Гундяев) в своем заявлении от 6 июля сказал об «оскорблении чувств верующих», указав на «угрозу всей христианской цивилизации» и «нашей духовности». А председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) назвал это «пощёчиной всему христианскому миру». Да, пощёчина! Однако истинные мотивы совсем иные. Патриарх Кирилл (Гундяев) вместе с митрополитом Илларионом стремятся представить проблему как религиозную, христианскую. Между тем, христианские богослужения в Св.Софии не проводятся уже давно: с момента завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году, когда по приказу султана Мехмеда II собор был превращен в мечеть Айя-София. (Хотя в Первую мировую войну существовал План русского командования по захвату Константинополя и возвращение «Св.Софии» первоначальной функции после почти пяти столетий исламского владычества).
Парадоксально, что несмотря на волну возмущения, прокатившуюся в СМИ после этого провокационного решения, в социальных сетях появились оскорбительные высказывания в адрес России и русских не только со стороны оголтелых исламистов из России и стран СНГ, но и считающих себя «цивилизованными» «новых русских» (или русско-говорящих) жителей США, поспешивших излить в социальных сетях ядовитую желчь на тех, кто удивился или возмутился таким решением турецких властей и ратовал за сохранение «Св.Софии в статусе музея. Например, некая Любовь Морган из США разразилась в адрес граждан России нецензурной бранью, оскорбляя матом и «совками», сделав заявление: «враги России – мои друзья». Только уж кто – кто, а Россия к данному решению Турции никак не причастна и не оказывала никакого давления на принятие решения.
В тоже время, самому Эрдогану плевать на весь мир, ему надо сохранить власть, а она зиждется не на противоречиях с христианами, а имеет более глубокие корни. Не сомневаюсь, что уже ни у кого нет сомнений в политическом характере этого решения. Корни проблемы лежат в политике, а не религии. И религиозный, в данном случае «исламский фактор» используется в качестве фактора политического. Тем не менее, причины и характер этого явления интерпретируются по-разному.
Вкратце история этого вопроса такова. Вопрос о превращении Собора Святой Софии в мечеть и раньше периодически поднимался в турецком политическом дискурсе. Нынешняя дискуссия о превращении была возобновлена оппозиционной фашистской партией İYİP (İYİP сокращение на турецком языке İyi Parti, звучит как «Хорошая Партия», в то время как в прогрессивных левых кругах ее считают фашистской), состоящей в партнерских отношениях с социал-демократической CHP (Народно-республиканская партия) в парламентском оппозиционном альянсе. Именно они инициировали это давнее намерение реакционных сил Турции в турецком парламенте (Великое национальное собрание Турции). Инициатива была поддержана лидерами многих оппозиционных парламентских партий и мэрами крупных городов. Даже некоторые депутаты прокурдской HDP (Демократическая партия народов) выражали свой энтузиазм по поводу молитвы под крышей Собора Святой Софии, правда в качестве христианского храма. Ввиду того, что в курдской партии существуют разные идеологические направления (исламисты, националисты, социалисты и другие), объединённые только по национальному принципу, то по этому вопросу выражались разные мнения: одни поддержали, другие возражали. В итоге при обсуждении в парламенте вопроса о превращении Собора Святой Софии в мечеть НDP (Курдская партия) воздержалась.
Правящая консервативная партия AKP (Партия справедливости и развития (русская аббревиатура - ПСР) не хотела обсуждать этот вопрос в парламенте, чтобы не отдавать инициативу оппозиции, тем не менее, этот вопрос ей изучался и в последствии были приняты меры по перехвату инициативы и повестки дня. В итоге голосования за предложение İYİP в парламенте не состоялось, все ограничилось дебатами. AKP реализовала свой план… В марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о возможности изменения статуса музея. Причем этот подход он мотивировал ответными шагами на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля (в декабре 2017 года) и суверенитета этого государства над Голанскими высотами (в марте 2019 года). Хотя истинные причины лежат во внутренней, а не внешней политике Турции. Внешнеполитическая риторика служит политической борьбе в самой Турции.
AKP обратилась в Верховый суд (в Турции эти функции выполняет Государственный совет), члены которого состоят из судей, связанных с AKP и фактически находятся под контролем исполнительной власти, т.е. по факту судьям было отдано распоряжение отменить решение 1934 года об использовании «Святой Софии» в качестве музея. После решения Суда о лишении «Святой Софии» статуса музея, отпала нужда голосования в Парламенте. Как видим, несмотря на существующие нюансы в деле превращения Св.Софии в мечеть, турецкая буржуазия (партия власти и парламентской оппозиции) действовала сплоченно, начав эту дискуссию и одобрив религиозное превращение. Лишь курдская НDP в конце концов преодолела внутренние разногласия и выступила в защиту музейного статуса и против судейского решения.
Отмена решения кабинета министров 1934 года означает отрицание прогрессивных ценностей буржуазной революции 1923 года, а именно республиканизма, секуляризма и современности за которые боролись и которые утверждали соратники Мустафы Кемаля (позже принял фамилию Ататюрк – отец турок), провозгласивших в 1923 году Турецкую республику.
На мой взгляд судьба Святой Софии – это результат доминирования в Турции правой политики как правящими, так и оппозиционными буржуазными альянсами. Они совместно стремятся демонтировать принципы светскости и устранить секуляризм из политической атмосферы Турции, подавить свободомыслие и идеи борьбы за прогрессивную Турцию, насадить реакционное мышление, которое затемняет будущее народа Турции. Ситуацию надо рассматривать не как конфликт между христианством и исламом, это противоречия между реакцией и принципами светскости. Главной мотивацией такого решения является стремление правящей партии удержать власть на фоне глубокого экономического кризиса в стране, бедности, безработицы, безнадежности и увеличивающегося количества недовольных среди рабочих. Страна находится в состоянии экономического спада, с беспрецедентно высоким уровнем внутреннего и внешнего долга. Таким образом, класс капиталистов пытается избежать политизации рабочих и набирающих обороты левых течений, вновь прибегая к реакции.
Несмотря на то, что решение турецкого правительства о Софии спровоцировала ситуацию в мире, Эрдоган пытается восстановить свою политическую власть в переговорах, запугивая и шантажируя другие страны своими активными действиями в Ливии (против Франции), на сирийской территории или путем разжигания националистических конфликтов против Греции. Поэтому проблема Софии намного сложнее, чем кому-то может показаться. Это проблема политической борьбы как внутри Турции, так и на международной арене, а музей стал заложником политических амбиций в этой борьбе. Остаётся надеяться, что прагматичная политика ПСР, основанная на ежедневных маневрах в трещинах империалистической системе и ее колебаниях между империалистическими державами, в конце концов обанкротится, здравый смысл восторжествует и Святая София вернется в свой прежний статус музея и памятника Всемирного наследия.
Правящий класс в Турции систематически злоупотребляет религией, чтобы влиять на трудовые коллективы и отношения между трудом и капиталом. Не случайно в стране насаждается религиозный фундаментализм, проникший во все сферы турецкого государства и общества, включая право, науку, образование, прессу и все другие аспекты общественной жизни, в результате чего в этих областях господствуют нормы ислама, подавляется любое сопротивление фундаментализму в среде трудящихся и ученых, наблюдается стремление воспроизводства аполитичных послушных масс.
Сергей Александрович Мозговой, кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института Наследия
фото автора