В повседневной жизни компаний явственно обозначилась примечательная тенденция. Облекать процесс работы в форму ритуалов религиозного культа. С одной стороны, затея выглядит сомнительно и даже отталкивающе. Со стороны другой, однако, подобная пародия на церковь оказывается в высшей степени полезной и поучительной…
В последних числах августа газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала большую и занятную статью под таким примерно названием: «Бога не стало. И офиса не стало. Эти люди хотят спасти и то, и другое» («God Is Dead. So Is the Office. These People Want to Save Both.» By Nellie Bowles. The New York Times, August 28, 2020).
Материал этот рассказывает весьма интересные вещи из нынешней жизни американских корпораций. О появлении новой – и очевидно очень важной – профессии в современном бизнесе.
Они могут выступать ныне под разными именами. Что-нибудь типа «консультантов по ритуалам», «дизайнеров сакрального», «рекламщиков, сосредоточенных на душе» и тому подобных слов в странных сочетаниях. В целом же речь идёт о «новом корпоративном духовенстве» – специалистах, работающих на компании в качестве «консультантов по вопросам божественного» и «разработчиков священных ритуалов для корпораций».
У них есть полагающиеся учёные степени от духовных учебных заведений. А их бизнес – это прибыльное черпание из моря религиозных традиций всего того, что могло бы «духовно обогатить» жизнь корпоративной Америки. Выражаясь попроще, это раньше духовные школы направляли своих выпускников в мир для того, чтобы они возглавляли там религиозные конгрегации на местах или занимались академическими исследованиями религиозных вопросов. Теперь картина меняется.
В деловом мире, в частности, ныне отчётливо обозначилась куда более насущная потребность – в консультантах по духовности. И вот те, кто откликнулся и избрал именно этот путь, уже оперативно создали специальные агентства и компании – одни как сугубо коммерческие, другие как НКО – под примерно одинаково звучащими у всех названиями. Типа «Лаборатории сакрального дизайна». Или «Лаборатории дизайна ритуалов». Или просто «Ритуальщик», наконец. Примерно в таком, короче, духе.
Специалисты этой новой профессии старательно замешивают эзотерический и неясный язык священных текстов и обрядов со столь же расплывчатым языком консалтинга по менеджменту, дабы в итоге предоставить клиентам целый набор «духовно обогащённых сервисов» – от архитектуры зданий и обучения сотрудников до разработки специальных ритуалов.
Их крупномасштабная цель (как декларируют идеологи всей затеи) – смягчить жестокости капитализма, создать на работе пространство для души, а также стимулировать сотрудников к мыслям о том, насколько хорошим и возвышенным делом является то, чем они занимаются на работе…
Наглядно убедившись, насколько ловко и умело в корпоративную культуру удалось встроить тему социальной справедливости, теперь идеологи хотели бы внушить деловому миру новую идею. О том, что всё больше американских компаний уже готовы к такому же встраиванию и религиозной веры: «Мы все уже видели, как брэнды вступают в политическое пространство. Теперь же следующая неосвоенная территория для рекламы и продвижения брэндов – это духовность…»
Под «духовностью», конечно же, здесь чаще всего понимается комплекс сакрально-формальных ритуалов.
#
Новый бизнес по сакрализации корпоративной жизни начался задолго до коронавирусной пандемии. Уловив отчётливую тенденцию и спрос, новые консалтинговые компании стали предлагать услуги по «духовной трансформации компаний через искусство ритуала». Ибо при умелом подходе в священные ритуалы и обряды можно превращать абсолютно всё – любой чих и пук в повседневной рутине.
В форму торжественного ритуала, к примеру, очень легко превратить события типа успешного завершения проекта. Аналогично, печальный итог с другим проектом в случае его провала можно облечь в форму достойных похорон: «Мы разделим с вами горечь утраты и поможем начать движение дальше»… Даже полные пустяки, типа сообщений о подключении к конференциям Zoom-сервиса, можно подавать как некое наполненное высоким смыслом духовное послание.
Существенно новая жизнь корпораций и их сотрудников в условиях пандемии и дистанционной работы через сеть открыли перед консультантами-одухотворителями воистину необозримые новые горизонты. Вот, скажем, как выглядят некоторые из рекомендаций по углублению сакральности в рутине дистанционных Zoom-видеоконференций.
Важный совет – включать в процедуру «паузы на раздумья». Начало конференции сопровождать «минутой тишины» для правильного со-настроя участников. Ещё одно полезное дополнение – «обонятельный ритуал», где каждый из участников онлайн-встречи имеет под рукой одну и ту же заранее согласованную кухонную пряность, типа корицы, к примеру, чтобы можно было всем одновременно понюхать этот «домашний ладан» и обрести возвышенный сенсорный опыт «духовного со-участия» в общем деле.
Другой типичный пример для духовного объединения работников – это ритуальные повторения одних и тех же фраз в ходе онлайн встречи, что в религиозных практиках хорошо работает для успокоения людей. В частности, в некоторых корпорациях онлайн-конференции начинают с декламаций типа псалмов во славу компании. Если же кому-то форма распева псалмов откровенно не нравится, то могут сработать и другие варианты. Например, в некоторых компаниях все участники перед началом конференции ставят-зажигают свечечку…
Было бы, как говорится, у народа желание, а ритуал всегда найдётся…
#
Имеются, впрочем, в большой статье и упоминания о существенных проблемах, с которыми сталкиваются мастера замешивания корпоративной жизни с жизнью религиозной. Одна из наиболее серьёзных проблем такого рода совершенно ясна и понятна для всех: «Довольно трудно призывать работников компании к наполнению своей профессиональной деятельности некой трансцендентальной значимостью, когда любого из этих работников их сакральная корпорация когда угодно, хоть завтра же может уволить…»
Любая попытка выстраивать на такой основе «сообщество с глубокими духовными связями» выглядит как плохая шутка или издевательство – для всех, кто способен соображать… Но в делах обрядов и соблюдения ритуалов, как известно, способность соображать требуется меньше всего. Статья газеты НЙТ, впрочем, этот момент упоминает лишь мимоходом и в таком ракурсе на проблему старается не смотреть. Ибо для финала обзора выбран ракурс совсем другой.
Джефри Д. Ли, епископ одной из церковных конгрегаций Чикаго, в прошлом году помогал организовать трёхдневный слёт-семинар для нового движения «корпоративной духовности». Цель этого мероприятия была в том, чтобы устроить «мозговой штурм» совместными силами как духовных предпринимателей, так и лидеров традиционных религиозных структур. Епископу очевидно понравились итоги затеи, а одного из участников «штурма» он так и вообще описал как «опытного дизайнера, создающего мощные ритуалы для руководства корпораций».
В целом же епископ Ли просто счастлив, как он выразился, видеть подобные религиозные начинания, хотя и прекрасно понимает, что затеяны они там, где цель всей затеи – это получение и наращивание прибылей. Для священнослужителя важнее другое: «Мы вполне осознаем, что ныне для религиозных обрядов не самое лучшее время, время исторического упадка на самом деле. Поэтому здесь мы видим некоторые хорошие известия – о том, насколько люди и сегодня жаждут ритуалов».
[конец цитирований епископа и НЙТ-статьи в целом]
#
Один из не самых возвышенных, но особо древних обычаев религии, как известно, это размещать в храмах и прочих центрах духовности всевозможные торговые точки. Чем больше, тем лучше. По простой причине. Чертовски хочется денег, понимаешь…
Все служители культа, конечно же, помнят известную историю про Спасителя, изгонявшего торгующих из храма. Но делают вид, что к ним это не относится. Ибо торговля и прибыль – это очень давняя и мощная, уходящая вглубь тысячелетий традиция религии. Фактически ритуал. Ну а запросы паствы, жаждущей ритуалов, – это, как мы уже поняли, всегда очень хорошие новости для лидеров духовенства.