"О закрытии кафедры теологии в Московском инженерно-физическом институте (НИЯУ МИФИ) сообщил 24 октября в соцсетях запрещенный в служении клирик Московской епархии РПЦ МП протодиакон Андрей Кураев. «В этом году у нее уже нет расписания. Нет занятий. Даже дистанционных. Тамошние скучные и примитивные лекции митрополита Илариона оказались невостребованы», — написал он.
Мнения подписчиков протодиакона по этому поводу разделились, отмечают "Новые известия". Одни отметили, что лекции Илариона, действительно, были скучными. Другие же считают, что для общего развития полезно знать хотя бы основы теологии. «Изначально плохая идея. Не сама по себе кафедра. А кафедра богословия в МИФИ», — отметил Сергей Афанасьев.
Кафедра теологии появилась в МИФИ в 2012 году. Основы богословия преподавал митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС МП. Около ста членов Российской академии наук подписали письмо против этого."
«8 лет назад в МИФИ при мощнейшим давлении извне была создана кафедра теологии. Тогда мы, МИФИсты, и выпускники начали сопротивление. Одним из видов сопротивления стал наш канал. По истечению 8 лет и 1 месяца нашей борьбы мы вышли далеко за пределы нашего университета, мы обрели новых сторонников, помогали другим бороться с клерикализацией, создавая различный антиклерикальный контент, участвуя в акциях вокруг храмостроев и передач имущества РПЦ, донося информацию о происходящем до простых людей, помогая им избавится от розовых очков, которыми они смотрели на религию. Общество 8 лет назад и общество сейчас сильно поменялось. Итогом всего этого стала наша победа: В МИФИ закрылась кафедра теологии», — говорится в сообществе «Типичный теолог».
"Во всех западных странах, где религия отделена от государства, теология не признается научной дисциплиной на государственном уровне. Степень бакалавра и магистра выдает в таких странах не государство, а определенный университет. В нашей стране образовательные программы создает государство, которое же и аттестует выпускников дипломами государственного образца. С 2000 года в России можно получить степень бакалавра и магистра по богословию, а с 2008 — стать кандидатом и даже доктором наук.
Но наукой по определению является область деятельности, задача которой — получение новых знаний об окружающем мире и их систематизация. С этой позиции наукой можно признать религиоведение, которое занимается изучением истории различных религий. Но теология занимается толкованием и изложением догматов религии, фактически обосновывая существование Бога и защищая эту точку зрения. Таким образом, теология представляет собой «пиар» религии под видом научного знания.
Согласно определению, наука представляет собой изучение действительности. Религиоведение исследует религию, которая существует в действительности. Но теология ищет доказательства существования Бога и пытается подтвердить «верность» христианской веры. Это похоже на то, как если бы физик искал доказательства существования вечного двигателя. Такие люди находятся и сейчас, но настоящие ученые не воспринимают их всерьез.
Наука не относится к чему-то предвзято и если ученый не находит доказательств своей гипотезы или находит ее опровержение, он отказывается от этой точки зрения и начинает разрабатывать новую. Ведь цель науки — описать наблюдаемые в мире явления. Теологии описывать нечего, так как в ней нет никаких явлений, которые бы в этом нуждались. Богословие скорее похоже на упорный поиск Perpetuum Mobile, а не на классическую науку."
Стоит добавить, что по Конституции РФ деятельность религиозных объединений не может быть связана с государственной деятельностью, в государственных учреждениях не может быть религиозной пропаганды, отправления религиозных культов и другой религиозной деятельности, в том числе и религиозного образования, предметом которого и является теология (79-ФЗ "О государственной службе" ст.17.п.13). Но в РФ принято служить не закону, а обслуживать "хотелки" начальников, этим и пользуются деятели религиозных организаций, проталкивая в своих интересах создание "ресурсной базы" своих организаций. Духовный маркетинг .. А потом начинаются сетования на низкий уровень образования, падение компетенций и т.п.