Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

скрижали

В Независимой Газете опубликован текст Романа Багдасарова, который инспирирован высказыванием бывшего министра культуры РФ, руководителя РВИО, помощника Президента РФ, Владимира Мединского, о фактическом введении в школах РФ некоей идеологии, в форме ритуалов "закрепляющих в сознании школьников основы и цели существования государства".

Само предложение бывшего министра противоречит статьям Конституции РФ (14 и 28) о запрете государственной идеологии и об отделении религиозных объединений от государства, а также федеральным законам о госслужбе, религиозных объединениях и образовании, где прописано, что идеологии и культы не должны исполняться и пропагандироваться госслужащими в системе государственных и бюджетных учреждений.

Также, по сути, предложение В.Мединского является переносом, проекцией зарубежного опыта, в частности опыта США, на современную российскую систему отношений "государство-общество", такие переносы законов и традиций, сформированных в совершенно иной культурной, правовой, бытовой среде практикуются российской интеллегенцией достаточно давно и практически всегда эта практика кроме вреда ничего не дает.

Собственно поэтому и была отменена статья в Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, поскольку идеология построения некоего нового общественного строя, возникшая в Европе на фоне обострения общественных конфликтов в период ускоренного промышленного развития конца 18 и начала 19 века, воспринятая и примененная в России, существенно и неоднозначно повлияла на развитие общества на территориях бывшей Российской Империи.

Автор статьи вполне резонно проводит аналогии предложенного Мединским с формированием идеологического конструкта "гражданской религии", и совершает познавательный экскурс в развитие представлений об отношении гражданина к государству и их фиксации в правовых документах разных стран.

Также интересно и правдиво показана форма идеологии СССР, сходная по форме с религиозной, но фактически соответствовашая корпоративному устройству советского государства, командно-административному. Действительно, все крупные организации так или иначе вводят правила и иерархию подчинения, весьма напоминающие устройство религиозных сообществ, вплоть до принятия ритуалов поднятия флага корпорации, пения гимна, совершения ритуалов сплачивания коллектива через различные общие практики, вроде совместных походов, корпоративных мероприятий, системы обучения и поощрения и т.п. Так что, по всей видимости, мы имеем дело с некоей общечеловеческой практикой организации совместной работы, которая приобретает разные формы в историческом и технологическом аспектах.

Также сложно согласиться с тем, что в России складывается именно гражданская религия, по западному же образцу. На протяжении всего исторического периода развития обществ на русской равнине гражданами-горожанами могли себя называть только небольшие сообщества купцов и ремесленников, которые не определяли ни политику, ни технологическое развитие государства. Россия всегда рассматривалась и являлась поставщиком сырья и продовольствия в Европу, крепостная зависимость большинства ее населения была выгодна и иностранным "партнерам" и власти, а для удержания такого положения сформировалась военная и бюрократическая организация, система военных и гражданских чинов. И когда говорили и говорят о России, имеют ввиду именно военно-административную организацию государства с одной стороны (как собственно государство),  и "наш народ", с другой.

Религия в России, принесенная извне христианами, также как и идеи, принесенные с Запада в 17-19 веках с литературой и искусством, носят имитационный характер, их принимают как схему поведения, глубоко пререживая только собственное отношение к ним и то, что они почему-то "не работают", перенесенные на "русскую почву", так, как они "должны бы работать". 

Не имея самостоятельного опыта договорных отношений свободных земледельцев и ремесленников с феодалами, опыта самостоятельной организации своей промышленности и технологий (если не считать короткого периода результатов реформ в конце 19 и начале 20 века) в России сложились в основном системы имитации, подражания, - и религиям, и демократии, и конституционализму, праву. Капиталы и состояния стремилисиь на Запад, с перерывом на 75 лет осуществления попытки поиска некоего собственного, основанного на социальной справедливости пути.

Так что, возвращаясь к тезисам разбираемой статьи, в России скорее не "гражданская религия", а "военная", а в ценностной основе "военных" главная ценность - победа над врагом, в отличие от торговцев, ремесленников, крестьян и прочих, производящих и обменивающих реальные товары и услуги, где главные ценности это взаимное уважение и сотрудничество.

Симбиоз военных (боевых) ценностей и суеверий, ярко выражен и зафиксирован в строящихся повсеместно по России "православных" храмах, особенно в Главном Храме Вооруженных Сил РФ, который самим свои существованием отвергает евангельские ценности, особенно те, что декларируются в т.н. Нагорной Проповеди (в главах с 5 по 7 Евангелия от Матфея). 

И, действительно, забывая и игнорируя опыт прошлого, принося его в жертву (языческая практика) сиюминутному влечению, основанному на имитационно-иллюзорном отображении реальности, актуальный опыт можно и не заметить...

 

@interrno