Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

варава19052022

19 мая 2022 года в Доме Лосева на Арбате в Москве состоялась презентация книг Владимира Варавы "Седьмой день Сизифа. Эссе о смысле человеческого существования" и  "Ожидание. Апофатические этюды".

Книги были опубликованы в 2020 -2021 годах, их можно приобрести в интернете и книжных магазинах, а также найти их тексты и рецензии, например здесь.

Мероприятие проходило в рамках философского семинара, посвященного русской философии, автор книг, Владимир Варава (на фото в центре), был отмечен как один из ведущих современных русских философов, в том числе и по "сизифому труду" в написании философских книг.

Автор развернуто и подробно рассказал о замысле представляемых работ, структуре произведений, ответил на вопросы аудитории. (Велась видеотрансляция, видеозапись семинара должна быть доступна здесь).

В своем вводном слове Владимир Варава отметил неразрывную связь философии как практики познания и осмысления человеческого бытия с литературой, как искусством описания, представления, формой отображения философской деятельности, посетовав на то, что 90 процентов работ по философии страдают наукообразностью и за нагромождением терминов теряется или вообще отсутствует живая авторская мысль. А задачей философа является донесение результатов своих размышлений до читателя на доступном языке.

Рассматриваемые в книгах темы связаны поиском смысла человеческого существования через рассмотрение таких знакомых каждому человеку процессов как "бессмысленный труд" и "ожидание", автор анализирует миф о Сизифе и его интерпретации в произведениях Камю, а также тексты Ницше, Шопенгауэра и других философов, стараяь найти новое, позитивное, открывающее будущее человеческому бытию в казалось бы депрессивных и лишающих надежды идеях напрасного труда и бессмысленного ожидания. 

Сизиф, наказанный богами за обман (ему удалось даже украсть и спрятать бога смерти, и на Замле на какое то время перестали умирать люди), вынужден закатывать камень на вершину, с которой камень срывается вниз и сизифов труд начинается снова и снова. Сизифов труд, проецируемый Камю на человеческий труд, человеческую жизнь, воспринимается Варавой как неотъемлемая часть существования, бытия, и он задается вопросом, а как сам Сизиф относится к своей деятельности, как ему живется в этом постоянном ужасе? 

Привыкает ли Сизиф к работе и начинает ли просто скучать, в ожидании некоего волшебного разрешения ситуации, когда закатывание камня становится рутинным, машинальным, а главным становится ожидание того, что должно произойти потом?

Недаром в эпиграф выносятся строки А.С. Пушкина из "Маленьких Трагедий",  - "Вся тварь разумная скучает… "  и О.Э. Мандельштама,  - "Мы смерти ждем как сказочного волка…" 

Оставим ответы читателю. 

А Владимиру Вараве пожелаем новых работ, провоцирующих читателя на активное познание, поиск себя и своего понимания вечных вопросов бытия...

В заключение необходимо отметить, что рассматриваемые автором книг вопросы не являются некими оторванными от реальности упражнениями, игрой в бисер, напротив, авторская позиция активно противостоит современным "западным" концепциям о "конце Европы" и неизбежном "ядерном апокалипсисе", автор использует всю свою эрудицию для доказательства тезиса о том, что все только начинается...   

философскийпароход

Символично, что в конференц зале, где проходил семинар, находится стенд, посвященный грядущему в июне 1922 года столетию т.н. "философского парохода", с копиями записок Троцкого, Ленина, обосновывающих акцию. Ожидали ли изгнанные философы, что их идеи и работы вернутся в Россию, а их "сизифов" труд в эмиграции найдет свое разрешение ...   

@interrno