Памятный камень на набережной лейтенанта Шмидта в Петербурге21 октября 2022 г. в 17-00 по московскому времени состоится заседание круглого стола «Философские пароходы: 100 лет спустя. Встречные курсы, вечная диалектика взглядов».
( Желающие смогут наблюдать трансляцию заседания на ютуб-канале Народного института развития (НИР) https://www.youtube.com/channel/UC-VlYbXHbexQItHF9MPrMsA/featured. для присоединения к общению в zoom писать на адрес
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. )Среди многих памятных дат ближайшего времени, высылка советским правительством за границу целой плеяды ярких российских мыслителей, видных деятелей искусств, оппозиционной интеллигенции, имевшая место 100 лет назад, – событие чрезвычайное, память о котором российская интеллигенция хранила все годы советской власти.
Суть этого события известна практически каждому образованному человеку. Но для постановки ключевых вопросов современной социальной философии, представляется нужным напомнить некоторые детали происходившего в то время, причем не только в России, но и в мире.
Общее число высланных составило 81 человек (по другим данным – до 300 чел.). Известно, что «Философский пароход» есть собирательное название не менее пяти рейсов пассажирских судов (29 сентября - 17 ноября 1922 г.). Но идеологические расхождения многих представителей русской культуры с советской властью, её неприятие, побудили, еще раньше, начиная с 1917 г., покинуть Родину. В 1917 году выехал С. В. Рахманинов, в 1918-м — С. С. Прокофьев, в 1919-м — В. В. Набоков, в 1920-м — И. А. Бунин, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, в 1921-м — А. Белый, И. Г. Эренбург, В. В. Кандинский, в 1922-м — Ф. И. Шаляпин, М. И. Цветаева, В. Б. Шкловский, Н. Н. Берберова, В. Ф. Ходасевич, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зворыкин, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, П.А. Сорокин …
Издававшиеся в начале века сборники статей русских философов «Вехи», «Из глубины» - о русской интеллигенции и ее роли в истории России, послужили поводом для репрессий. В марте—октябре 1922 г. в стране прошел ряд Всероссийских съездов ученых, на которых они открыто критиковали социально-экономическую политику властей. Власть же упрекала мыслителей в том, что они стали ренегатами, предателями пролетарского дела (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков), ибо раньше эти люди примыкали к марксистскому движению, но затем «перешли на позиции реакционного самодержавия, оправдываясь тем, что самодержавие ограждает их от народного гнета». Л.Д. Троцкий в интервью американской журналистке назвал эту акцию «гуманизмом по-большевистски»: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
А. Городницкий в стихотворении «Последний пароход» (2002) писал:
Уезжают бердяевы, лосские,
Бесполезные для страны:
Ни историки, ни философы
Революции не нужны…
Между тем, большинство покинувших Россию творческих людей не утратило за рубежом своих дарований. Многие их труды и открытия, периода эмиграции, вошли в мировой фонд достижений науки и культуры. И сегодня их мысли и труды существенно влияют на ход развития науки, особенно социальной, на развитие российской и мировой культуры.
У нас в стране гораздо менее известно другое событие, того же плана, но происшедшее тремя годами раньше. Пароход «Буфорд», названный метафорически «Советский ковчег», 21 декабря 1919 года отправился к границам России из Нью-Йорка с 249 уроженцами бывшей Российской империи, депортированными из США за политические взгляды. 184 из них были членами «Союза русских рабочих США и Канады», другие принадлежали к коммунистической и социалистической партиям, десять человек - к «Индустриальным рабочим мира». Кроме того, семь человек не имели отношения к политике. На борту парохода была сделана надпись – «Транспорт армии Соединенных штатов «Буфорд» везет в подарок Ленину и Троцкому на Рождество 249 красных» …
Закон США об иммиграции, принятый 16 октября 1918 года, позволял признать радикалом и депортировать любого члена организации, оппозиционной к власти. Его первым адресатом стал «Союз русских рабочих». 7 ноября 1919 года, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, были проведены массовые облавы в его отделениях. Полицейские избивали в кровь всех, кто оказался в этот день в помещениях союза, включая посетителей библиотеки. В связях с большевиками обвинили даже бывшего заместителя госсекретаря Уильяма Буллита. Формулировка политических обвинений часто содержала слова: «Может стать обузой для общества».
В пути, троих высланных женщин разместили в каюте, всех мужчин - в трюме, где на полу стояла вода. Конвоировали депортируемых шесть офицеров и 58 солдат. Путь занял 28 дней, в течение которых пассажиры находились на положении узников: даже женщинам разрешали покидать каюту только на один час в сутки, мужчин - держали на положении военнопленных, обращаясь весьма жестко. Доставленным на рубеж Финляндии с Россией, им приказали пересекать границу пешком. Некоторые опасались, что их примут за финских солдат и откроют огонь. Но на льду пограничной реки Сестра соотечественников встретили большевики во главе с секретарем Петроградского горкома РКП (б) Сергеем Зориным, который после шести лет жизни в США вернулся в Россию в 1917 году. Большая часть американской прессы восторженно приветствовала завершение миссии «ковчега», выражая надежду, что в будущем еще более вместительные корабли отвезут бунтовщиков по проторенной дороге…
Таким образом, приходится признать – все власти мира недолюбливают оппозиционную интеллигенцию и обращаются с нею не слишком деликатно…
Однако, сегодня, спустя столетие, при анализе давно минувших событий, на первый план выходят не нравственные и физические страдания искренних странников противоположных идей (прежде всего - «социальной справедливости» и «личной свободы»), а вопрос о философской и социальной нерешенности наукой задачи выработки в начале третьего тысячелетия от Р.Х. модели «общества гармоничного развития».
Мировая наука давно фиксирует признаки глобального цивилизационного кризиса, способного в близкой перспективе уничтожить современное человечество, так и не познавшего, в достаточной степени, основные законы развития Мира, общества, человека, установленные Природой (Абсолютом).
Масштабные кризисы развития всегда обнажают признаки несостоятельности одряхлевших элит, порождают тенденции самоорганизации граждан в поисках решения стоящих сложных задач (а в наше время - и научной общественности). Об этом, в частности, свидетельствует возникновение в России, три года назад, Международного общественного движения «Народный Институт развития», который сумел провести Международный конкурс проектов созидания Общества Будущего (участвовали 46 проектов из различных стран). Итоги Конкурса были рассмотрены на Международной научно-практической конференции «НИР как новое социальное явление». Итоговые материалы были направлены в высшие властные структуры РФ, ООН и ЮНЕСКО. Год назад возникла, ассоциированная с НИР, Объединенная Народная Академия Обществоведения, которая быстро развивается и ныне переименована в Народную Академию Наук ВЕЧЕ.
План исследовательской работы на 2022-2023 гг. прилагается к этому приглашению к дискуссии. Опытные ученые могут принять участие в реализации программы (и ее уточнении) в качестве руководителей направления. НАН ВЕЧЕ принимает на себя организационную работу по подбору соисполнителей по конкурсу, первичной публикации материалов в Альманахе НАН ВЕЧЕ и НИР «Свободная творческая мысль».
Основные вопросы, выносимые на дискуссию:
1. В чем причина сохранения популярности у представителей современной интеллигенции России софиологического учения, возникшего в России в прошлом веке?
2. Тектология (А.А. Богданов), ноосферология (В.И. Вернадский), философия хозяйства (С.Н. Булгаков), российский марксизм – какое из перечисленных учений, сегодня, оказывает в большей степени влияние на современную научную мысль в России и в мире; причины этого?
3. В чем причины непринятия русской культурной традицией либеральной идеологии, идей постмодернизма, трансгуманизма?
4. Перспективна ли современная евразийская концепция (А.Г. Дугин и др.)?
5. Перспективы развития современного ноосферного учения (А.И. Субетто и др.).
6. Диалектика философии «ума» и «сердца». Противоречия и взаимодополнение рациональных, религиозных, поэтических, эзотерических вариантов восприятия Мира. Возможность формирования нового взгляда – «философии гармонии».
7. Какая научная концепция в наибольшей степени способна описать будущее общество гармоничного развития? Как будут выглядеть новая идеология и проект его созидания (основные принципы), разработанные на основе этой концепции?
P.S. Приглашаем всех заинтересованных лиц в декабре 2022г. принять участие в Международной юбилейной научной конференции «От философии сердца к философии гармонии», посвященной 300-летию прапрадеда В.С. Соловьева, одного из первых русско-украинских философов – Григория Савича Сковороды (1722-1794), создателя учения «философии сердца». Заявки на участие просьба присылать в Международный деловой профессорский клуб и в Народную Академию Наук ВЕЧЕ.
Модераторы заседания:
· доктор философских наук, профессор,
Президент Международного делового профессорского клуба
М.В. Бахтин
· доктор философских наук, кандидат мед. наук,
директор Института развития, изучения здоровья и адаптации человека,
вице-президент НАН ВЕЧЕ по научной работе
Е.В. Шелкопляс
Предварительно заявленные доклады
1. М.В. Бахтин. Доктор философских наук, президент Международного делового клуба профессоров.
«Русская культура в эмиграции (к 100-летию "Философского парохода")».
2. В.П. Океанский. Доктор филологических наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения, профессор кафедры русской словесности и культурологии Ивановского государственного университета.
«Презентация книги В.П. Океанского и Ж.Л. Океанской «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова».
3. В.Н. Василенко. Доктор философских наук. Президент НАН ВЕЧЕ.
«Ноосферный феномен миграции философской и научной мысли Личностей: культурный и этический потенциал жизнеспособности Семей человечества в цифровизации глобального общества».
4. В.И. Патрушев. Доктор социологических наук. Вице-президент НАН ВЕЧЕ по организационной работе.
«Исторические уроки интеллектуальной трагедии России».
5. Е.В. Шелкопляс. Доктор философских наук. Вице-президент НАН ВЕЧЕ по научной работе.
(Выступление состоит из 2-х коротких частей по 7 минут):
А. «Защитник пред миром и освободитель Софии, Премудрости Божией — отец Сергий Булгаков — экономист, профессор Московского университета, депутат Государственной Думы, декан Парижского Православного богословского института»
Б. «Из истории образа Софии и представлений о роли женского начала в гармонии общества будущего».
6. М.И. Зобов. Кандидат технических наук. Ученый секретарь НАН ВЕЧЕ.
«Путь от философии сердца к философии сердца и ума».
Организаторы:
Международный деловой профессорский клуб (Рагуза, Италия)
Народная академия наук «ВЕЧЕ» (Россия)
Образовательно-культурный центр «Интер-спутник» (Москва)
Институт развития, изучения здоровья и адаптации человека (Иваново)
Лаборатория макрокультурных исследований (Иваново)
Центр информационной психологии (Москва)
Ноосферная общественная академия наук (С. Петербург)
Международное общественное движение "За гармоничное общество..!"
(Харьков, Украина)
Зобов Марк Иванович
Философские пароходы: 100 лет спустя. Встречные курсы, вечная диалектика взглядов
- Информация о материале