В книжном магазине "День" на Добрынинской состоялся разговор о книге "Всемирный Потоп". На странице мероприятия была заявлена дискуссия между автором и Романом Багдасаровым, как представителем науки.
По неизвестным причинам автор не смог участвовать в разговоре, вопросы задавал модератор. В процессе общения выяснилось, что в представленной книге собраны практически все идеи альтернативной истории, от рептилоидов и ранее бывших высокоразвитых цивилизаций до рассмотрения идей из Библии и Корана, как реально бывших событий.
Роман Багдасаров подробно рассказал чем занимается наука (как форма познания), как она отделилась в свое время (16-17 век в Европе) от религиозной догматики, почему при реконструкции событий прошлого необходимо делать поправку на разницу между нашим современным мировоззрением (картиной мира) и способами существования (быт, технологии, ритуалы), которые определяют и язык, и материальные достижения культуры и формы общественного устройства. Так, было отмечено, что национальные государства (суверенитеты) появились только в 17-19 веках, а то, что мы называем государствами в древности (Древнем Египте, Шумере, Древней Греции и Риме), - это формально похожие общественные образования ("власть-народ"), но их существование определялось другими правовыми и технологическими критериями...
"Был ли всемирный потоп?" - спрашивал модератор, - "Возможно был", - отвечал Роман, но мир для древних людей был другой, и наука имеет по этому вопросу множество разных ответов. От конкретного времени события, или множества периодических событий, прорыва потоков воды из-под евразийского щита во время ледникового периода, - гипотез, реконструирующих физические явления, возможно лежавших в основе зписей о потопе, до гипотез, рассматривающих сами записи, как вторичные, записанные из устных преданий, а потом ставших аллегориями и метафорами.
Также было отмечено, что адекватных переводов текстов с древних языков практически не существует, поскольку мы не в состоянии средствами современной науки восстановить то мышление, что было у древних.
"Были ли технологии, которые мы не можем воспроизвести?" - "Скорее всего, да, поскольку каждое сообщество могло и вырабатывало конкретные технические приемы, которые потом забывались при распаде сообщества, не передаваясь другим группам"
"Когда появился человек?" - "Все зависит от того, что именно понимать под "человеческим", и шимпанзе может жить в человеческой семье, если понимать под исключительно человеческим свойством способность к суггестии (сопереживанию, вовлечению в переживание, совместное действие), то начало человечества можно отнести к палеантропам, существовавшим до хомо сапиенсов..." (цитаты неточные, возможно будет видеозапись мероприятия)...
Интересно, что тема Потопа (как всемирной, всечеловеческой катастрофы) и Ковчега (как инструмента спасения человечества), поднималась в последнее время не только в историческом, но и в футурологическом аспекте (см. лекцию С.Кричевского о космонавтике) ...
История с наукой и ее альтернативными версиями продолжается и вряд ли когда закончится, особенно по причине невозможности самостоятельно проводить "фактчекинг", проверку истинности или ложности представляемых друг другу фактов, аргументов и доказательств в виде конкретных археологических находок или исследований с помощью радиоуглеродного анализа, спектрального или генетического.
Но и самостоятельные интерпретации полученного объема данных не всегда удовлетворяют публику, ведь сама интенция, направленность исследования, рамки парадигмы, ментальной деятельности, способны определять результаты исследований. Так, фотографии с раскопок великанов, трехметровых и более скелетов, которые соседствуют с фотографиями громадных секвой, спиленных лесорубами в Калифорнии, вызывают чувство доверия, несмотря на то, что ни в одном музее мира нет этих самых костей или скелетов. Почему? Потому что интенционально, внутренне, существует идея, что "ученые скрывают", потому что им невыгодно менять свою "картинку мира", иначе они останутся без финансирования правительством. Но ведь все фонды описаны и именно за эти, описанные и опубликованные фонды и оплачивают труд ученых, нет секретных и тайных музеев, в статьях бюджетов нет строк о финансировании таких объектов. Но нет. Легче поверить в чудесные "прошлые времена", это дает многим некую моральную опору о происхождении от высокоразвитых предков, инопланетян и чудодейственных рептилоидов, чудесные свойства которых можно (наверное) пробудить в себе...
Более ста лет назад, критикуя "новых идеалистов", М.М.Филиппов писал: "Итак, существует знание, которое собственно говоря, не есть знание, потому что всякое знание характеризуется доказуемостью. Для веры бесспорны те положения, которые, как предмет доказательства, спорны и шатки"
Это в полной мере можно отнести к верующим в альтернативные, ненаучные истории...