Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

btk

В 1992 году в Москве была издана в виде брошюры лекция мусульманского ученого Абу-Аль -Аля Аль Маудуди «Жизненная миссия пророка», которую он прочитал студентам Пенджабского университета в 1975 году. В этой лекции он произвел анализ содержания Ветхого и Нового Заветов. Выводы автора относительно исторической достоверности Библии основательны и очень убедительны. Познакомиться с ними было бы полезно каждому, кто интересуется вопросами религии и атеизма.

Маудуди утверждает, что у него нет сомнений в том, что Аллах послал пророков Нуха (Ноя), Ибрагима (Авраама), Исхака (Исаака), Йусуфа (Исайю), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) с небесным посланием. Но при этом резонно замечает, что « ни одно из посланий, ниспосланных им, не дошло до нас в своем первоначальном виде, позволяющем впитать Небесное Послание в его первоначальной истине. То же самое можно сказать и о жизнеописаниях этих посланцев, которые не дошли до нас в достоверном виде, дающем возможность брать с них пример в различных областях личной и общественной жизни» («Жизненная миссия пророка» М.1992г., с.6).

В ходе анализа книг иудейских пророков (Ветхий Завет) с точки зрения исторической достоверности их содержания, мусульманский ученый приводит следующую аргументацию. Подлинный текст Торы (Пятикнижия Моисея) был уничтожен при захвате Иерусалима вавилонянами в 6 веке до н.э. Тогда же, видимо, погибли рукописи авторов ранних пророческих книг, составлявших основу иудейского вероучения. Спустя несколько десятилетий еврейский пророк Ездра с помощью других мудрецов, с целью восстановления традиционного храмового культа, подготовил сборник богослужебных материалов, включавший историю израильского племени и жизнеописание пророка Моисея. При этом использовались религиозные тексты  различного происхождения,  в том числе  созданные еврейскими авторами под вавилонским влиянием.

«Точно так же мы видим, что многие неизвестные авторы, которые жили в период между четвертым и вторым веками до н.э., составили, опираясь на неизвестные источники, религиозные книги, ниспосланные пророкам, жившим за несколько веков до рождения этих авторов»,-- отмечает Маудуди ( с.7). Например,  притчи,  приписанные царю Соломону, умершему в 933 году до н.э., собраны  лишь в 250 году до н.э.  Они включают изречения многих неизвестных мудрецов той эпохи. 

Мусульманский ученый напоминает,  что составленный еврейскими мудрецами подлинный текст ТАНАХа (собрание сочинений пророков и исторические книги евреев), был уничтожен во время захвата Иерусалима римскими войсками в 70 году н.э. После этого остались лишь  выполненные ранее греческие переводы этих текстов (так называемая Септуагинта), достоверность и точность которых ставились учеными под сомнение уже в древности. В начале нашей эры религиозные авторитеты Иудеи отмечали многочисленные ошибки и погрешности грекоязычных переводчиков.

Во 2 веке н.э. еврейские законоучители - мудрецы на основе некоторых уцелевших рукописей составили новую редакцию ТАНАХа, которую стали использовать на богослужении в синагогах Иудеи и стран еврейской диаспоры. Этот рукописный свод традиций и законов в последующие века подвергался многократным исправлениям и переписываниям.

Самый старый экземпляр этого основного сочинения иудаизма, сохранившийся до настоящего времени, относится к 916 году н.э. Самый старый свиток Торы (Пятикнижия), имеющийся сегодня, написан спустя два столетия.

Изложив эти бесспорные, известные специалистам факты, Маудуди  спрашивает слушателей своей лекции: «Как вы думаете, какого уровня должен быть материал, который мы хотели бы рассматривать в качестве достоверного источника, рассказывающего о жизни, учении и заветах Мусы – пророка и других явившихся после него иудейских пророков?» (с.8). Этот вопрос носит риторический характер, поскольку очевиден ответ. Тексты, составившие современный Ветхий Завет, не могут рассматриваться в качестве достоверного источника сведений об учениях еврейских пророков, поскольку  являются на самом деле коллективным творчеством многих анонимных авторов, живших гораздо позднее описанных там событий, которые  привнесли в учение пророков немало своих суждений.

                                        

 *                    *                           *

Переходя затем к рассмотрению христианских первоисточников — Новому Завету, – Маудуди  также обращает внимание на тот факт, что все четыре евангелия были созданы спустя много лет после гибели и воскресения Иисуса Христа (само это событие он не подвергает сомнению).  «Иса передал своему народу устно ниспосланное ему Евангелие в его изначальном виде. Апостолы также распространяли его среди христиан устно. Затем они смешали в нем изложение жития своего пророка с ниспосланными псалмами Евангелия. Ни строчки Евангелия не было записано при жизни Исы или сразу же после его смерти. На христиан, говорящих на греческом языке, легло тяжелое бремя письменного оформления учения Христа…  Ни в одном случае мы не нашли упоминания источника события или притчи, относимых к нашему сейиду Исе (так именуется у мусульманского автора Иисус Христос — А.Ц.), чтобы можно было выстроить целостную цепь доказательств. Кроме того, их работы нельзя назвать древними. Среди тысяч греческих манускриптов Нового Завета нет ни одного, написанного ранее 4 века н.э. Большинство же оригиналов относятся к периоду между 4 и 11 веками н.э.»,  -- справедливо рассуждает мусульманский ученый. Он излагает далее  исторические факты, связанные с переводом новозаветных текстов на латинский язык, когда христианство стало государственной религией Римской империи. Этот перевод, которым затем многие века пользовалась католическая церковь в качестве священного писания, в 16 веке был признан неудовлетворительным самим римским папой, по указанию которого был выполнен новый перевод Нового Завета с греческого оригинала  на латынь.

 Сама канонизация Нового завета, состоявшаяся в 4 веке н.э., вызывает у нашего автора недоумение, поскольку неизвестно, по каким принципам христианские епископы производили отбор евангелий из большого числа имевших хождение в христианских общинах жизнеописаний Христа. Вероятность искажений первоначального содержания учения Христа в этих условиях велика; причем она возрастает еще и потому, что в современном мире известны только поздние копии новозаветных текстов, выполненные не ранее 9 века н.э. Более ранние манускрипты бесследно исчезли во мраке времени.

В заключение, Абу Аль-Аля Аль Маудуди повторяет вопрос: «До какой степени можно полагаться на этот материал, как на достоверные факты, касающиеся существа и назначения Евангелия, ниспосланного Исе?» Ответ напрашивается сам собой: текст известного нам Нового Завета вряд ли соответствует безвозвратно утраченному оригиналу, а является результатом коллективного творчества многих христианских писателей.

                              *                          *                                   *

Произведенный мусульманским теологом исторический анализ текста Библии убедительно показывает, что «священное писание христиан и иудеев» на самом деле представляет собой результат творческих и не всегда добросовестных усилий религиозных деятелей разных народов, стремившихся к установлению и укреплению своего влияния в обществе. Разумеется, устремление самого Маудуди направлено на прославление Корана и исламской традиции, что, по сути, ничем не отличает его концепцию  религии от им же критикуемых библейских учений. Налицо противоречие: если он сам понимает произвольный характер и человеческое происхождение разных частей Библии, тогда почему же называет библейских персонажей божьими пророками, достойными поклонения? Этим он просто следует традиции ислама, возникшего в 8 веке н.э. именно на основе библейской мифологии и из нее черпавшего многие идеи и образы. Добросовестный читатель брошюры «Жизненная миссия пророка», принимая критику автора в адрес книг Библии, делает более широкие выводы, чем этого хотелось бы Маудуди. Основной вывод можно сформулировать так.

 Все три мировые религии, основанные на исторически недостоверных текстах Библии, являются фантастическим отражением в сознании народов, стоявших на низких ступенях цивилизации,  человеческих отношений и представлений о мироздании. В настоящее время наблюдается широкая секуляризация ( отход от религии) в странах, традиционно считающихся христианскими.  Для культурных, развитых людей религия заслуженно становится далеким детством человечества и пережитком в сознании и быту отсталых слоев современного общества. С некоторым отставанием, но неизбежно  этот процесс произойдет вскоре и в странах исламской культуры. Признаков, свидетельствующих об этом, уже немало.

Аркадий Цоглин

г. Саратов