У нас у каждого есть право смотреть то, что нам нравится, одеваться так, как нравится, верить во что захотим и слушать то, что захотим. Свобода самому определять во что верить и какие иметь убеждения называется свободой совести. Государство, в котором защищёно право на свободу совести и религия отделена от государственного управления, является светским. 31 мая 2014 года в Новосибирской государственной областной научной библиотеке собрались сторонники светского государства и свободы совести, чтобы обсудить методы и перспективы работы по защите своей страны от усиливающейся клерикализации.
В первой части форума о своих проблемах, связанных с нападками православных фундаменталистов, рассказали директор концертного агентства «Сибгастроли» Виктор Захаренко и директор музыкального клуба «Рок-Сити» Максим Коротких. Совсем недавно, 19 мая некая группа активистов, называющих себя «православными», сорвала рок-концерт группы «Behemoth» в «Рок-Сити», а Виктор Захаренко, организующий выступление Marilyn Manson'а, столкнулся с угрозой его запрета. Оба руководителя видят угрозу для своей финансовой стабильности со стороны такой деятельности и в перспективе выступают за правовые методы решения проблем. В частности, Виктор Захаренко озвучил планы войти в состав общественных советов при органах власти, чтобы влиять на эту ситуацию путём непосредственного прямого обсуждения проблем с властью и противной стороной.
Во второй части форума выступили с общими теоретическими докладами о свободе и демократии представители интеллигенции, включая Михаила Баранов — автора нашумевшего фильма «Православие в Законе, насельника Михаило-Архангельского мужского в монастыря с. Козиха Новосибирской митрополии РПЦ МП с 1997 по 2010 год. Также в числе докладчиков выступили Дмитрий Винник, доктор философских наук, профессор Физического факультета НГУ с докладом „Просвещение“ как альтернатива идеологизации общественного сознания»; Игорь Поповский, доцен кафедры АГЗ НГАХА с докладом "Пространство города – политическая и экономическая проекция социума"; Андрей Гронский, психотерапевт, преподаватель психологии, доцент НИЭПП, кандидат медицинских наук с докладом "Жизненная среда тоталитарного общества и индивидуальное сознание (настоящее и перспективы)"; Марат Городецкий, преподаватель кафедры философии СибУПК, кафедры конституционного и международного права ЮФ НГТУ с докладом на тему «Опровержение либерализма по правоведческому основанию».
Но особо интересно прошла третья часть форума, которая в свою очередь была поделена на три рабочие секции.
Первая рабочая секция, в которой в качестве модератора выступила Анастасия Попова — помощник депутата Государственной думы Ильи Пономарёва, занималась анализом российского законодательства о религии и пришла к выводам, что, поскольку в законодательстве нет чёткого правового определения, что подразумевается под «религиозными чувствами» и поскольку любые чувства – это личное субъективное понятие, а также исходя из того, что в Уголовном кодексе РФ существуют статьи, предполагающие наказание за нарушение общественного порядка, неуважение к обществу и вандализм, в том числе по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, не существует объективной необходимости в особом выделении запретов и введения особых мер ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан. В той же самой связи участники приняли решение добиваться отмены Федерального закона №136-ФЗ от 29 июня 2013 года «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».
Участники также поставили под сомнение необходимость особого гражданско-правового статуса религиозных организаций, позволяющего, например, получать на особых условиях государственную поддержку, землю и имущество. В этой связи они предложили приравнять их к другим некоммерческим организациям, занимающимся благотворительной и культурно-просветительской деятельностью, в том числе, по вопросам получения налоговых и иных льгот, получения государственной финансовой, материальной и иной помощи, получения и управления находящимся в собственности организаций зданий, земельных участков, объектов производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметов религиозного назначения, денежных средств и иного имущества, необходимого для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.
Результаты работы первой секции будут оформлены в виде поправок к ФЗ N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также в сопутствующее законодательство, и внесены в Общественную палату НСО для прохождения общественной экспертизы.
Вторая рабочая секция под модерацией общественного активиста Станислава Захаркина разрабатывала сценарии гражданских кампаний по защите интересов светских граждан и продвижению поправок в законодательство, принятое первой рабочей секцией. Было принято решение о необходимости представлять светский проект, как яркий и привлекательный набор ценностей, препятствуя попыткам навязать стереотипы, будто традиционным ценностям в нашей стране противостоит «группа гомосексуалистов, которые пляшут в храмах и хотят устроить Майдан». Мы должны обращать внимание на то, что в первую очередь боремся за свободу слова и совести, за мир в котором, каждый может смотреть и слушать, то, что он захочет. Активисты отметили тот факт, что внутри самой православной церкви существуют многие течения и необходимо вести диалог с той частью прихожан, которые также как и мы осуждает выходки православных фундаменталистов.
По поводу проникновения религии в органы государственной власти, больницы, школы, а также по поводу других фактов, которые противоречат российскому законодательству, следует работать в правовом поле с органами прокуратуры и СМИ и добиваться проверок и освещения информации. Активисты отметили необходимость создания универсальную схемы быстрого реагирования на любую фундаменталистскую провокацию, работая с различными городскими сообществами, чьи интересы находятся под потенциальной угрозой.
Активисты рабочей секции предложили написать открытое письмо митрополиту Тихону, с указанием бесчинств людей, которые открыто называют себя православными активистами и попросить дать оценку их действиям. По их мнению одобрение его поступков фундаменталистов — оттолкнет от официальной церкви значительную часть общественности, которая осуждает агрессивное вмешательство в светскую жизнь, а их осуждение — окончательно их маргинализирует.
Третья рабочая секция форума, где в качестве модератора выступил руководитель общественно-политического движения «РЕформация» Андрей Терёхин, обсуждала вопрос определения ключевых политических партнёров по продвижению светского законодательства. Для анализа использовались выдержки из программ партий и высказываний партийных лидеров, а также результаты голосования по закону об оскорблении чувств верующих в Государственной думе. Пойдя от противного, участники рабочей секции установили, что в качестве ведущей политической силы в клерикализации России выступает партия Единая Россия, которая практически единогласно поддержала закон об оскорблении чувств верующих. В ровной степени также единогласно выступила партия ЛДПР, ещё раз продемонстрировав свою очевидную готовность играть вторую скрипку в поддержке власти, поэтому обе этих партии не могут являться союзниками в политической работе и голосование за них на будущих выборах в Государственную думу РФ противоречит интересам граждан, выступающих за светское государство.
Возможности для работы и поддержки существуют для КПРФ и Справедливой России. По мнению участников рабочей секции КПРФ пытается заигрывать со значительной частью верующего электората (особенно вызывают опасение публичное участие первых лиц в религиозных обрядах и мероприятиях), но при этом опасается проявлять особую активность в этом поле, поскольку боится потерять значительную часть своего традиционного электората, остающегося на атеистических позициях. Поэтому, мы видим перспективу работы внутри партии по развитию фракции, стоящей на позициях защиты интересов светского государства. В случае развития такой фракции и при условии активной публичной деятельности гражданских активистов, на будущих выборах в Государственную думу КПРФ может склониться на нашу сторону. В Справедливой России аналогичная ситуация, но осложняется позицией лидера Сергея Миронова. Его прямая речь позволяет предположить, что лидер партии активно выступает за клерикализацию страны, но при этом существуют свидетельства серьёзного раскола внутри партии.
Однозначными партнёрами, которых следует поддержать на выборах в Государственную думу признаны партия «Яблоко», выступившее с ярким и экспрессивным осуждающим заявлением по поводу принятия закона об оскорблении чувств верующих, а также партия «Гражданская платформа», у неё единственной из всех партийных программ существует чёткий пункт в отношении религии, который вполне отражает интересы защиты светского государства: «Обеспечить светский характер государства. Принять Религиозный (Светско-общественный) кодекс — свод федеральных законов, напрямую опирающихся на ст. 14 Конституции РФ и наполняющих эту статью современным практическим содержанием. В рамках данного Кодекса, в частности, обеспечить реализацию запрета политики преимуществ в отношении любой конфессии, какими бы мотивами (массовостью, историческими заслугами, компактным проживанием ее приверженцев) эти преференции ни были бы мотивированы. Обеспечить сохранение светского характера государственной общеобразовательной школы как базиса современного общества и светского характера российского государства. Обеспечить сохранение внерелигиозного характера деятельности всех силовых структур (включая Вооруженные силы). В сфере образования гарантировать недопущение деятельности политических партий, национальных и религиозных объединений в любых государственных образовательных учреждениях; запретить директорам школ и руководящим работникам вузов состоять в политических партиях».
Позиция «Партии Прогресса» и Алексея Навального вызвала противоречивую реакцию у участников рабочей секции. С одной стороны, программная позиция партии направлена прежде всего на построение правового государства, включая защиту прав религиозных, политических, сексуальных меньшинств. Однако, о каком наборе прав говорится, не совсем понятно. Из высказываний же Алексея Навального, можно сделать вывод, что существует значительная лояльность к православной церкви. Алексей признаёт её особую роль для России и государственной власти, поэтому можно предположить, что в деле по отмене закона об оскорблении чувств верующих он займёт обратную позицию. Участники рабочей секции пришли к выводу о том, что в настоящий момент не могут высказаться чётко о «Партии прогресса» и решили отложить этот вопрос до выяснения более чётко сформулированного мнения партийных лидеров.
Активисты пришли к выводу, что в России сегодня существует потенциал для создания реальной социал-демократической партии, которая отражала бы интересы защитников светского государства и свободы совести в своей программе. Эта партия могла бы дать поле для деятельности части активных деятелей СР, которые не могут реализовать себя при существующих ограничениях, накладываемых лидером, а также привлечь на свою сторону активных граждан, заинтересованных в решении проблемы клерикализации России.
В целом итогами форума можно назвать начало формирования актива из практиков, теоретиков и активистов, выступающего против клерикализации России. У этого актива уже есть общая платформа, в виде сформулированных поправок к законам о религии, есть общая программа действий, принятых второй рабочей секцией и есть список политических партнёров, для достижения своих целей. Дело осталось за малым — не терять из виду поставленную цель и работать всем вместе для её достижения. Так победим.
Подробности, фотографии и резолюция Форума - Здесь.