«Подонок стремится силой взять какие-то материальные блага, которых ему хочется. Страх подпитывает его значимость, самомнение, является моральным приложением к материальным благам разбоя».
Так характеризуют фашизм современные либеральные демократы.
Гегель, наоборот, восхваляет захват материальных благ силой, он называет способных к этому воинами. На самом деле либеральные демократы делают выпад не против фашизма, а против большевиков, которые экспроприировали буржуазию. Либеральные демократы стремятся уравнять большевизм и фашизм. Но фашизм ни у кого ничего не отнимал. Стремление захватить силой – у рабовладельцев и феодалов, у фараонов и королей, но более всего это стремление выражено именно у буржуа.
Определить фашизм через равнодушие к чужой боли или через садизм тоже вряд ли возможно. Во-первых, данные качества высших классов характерны для всего капитализма в целом, во-вторых, они присущи высшим классам и до капитализма. В период сочинения монотеистических религий детей приносили в жертву, сжигая на кострах. В древней Персии приговаривали к удушению пеплом, к казни горячим золотом, к съедению насекомыми, к съедению собственных детей, к четвертованию по-персидски - стягивали макушки деревьев, виновного привязывали одну ногу к одному дереву, а вторую к другому, после чего верёвку, удерживающую деревья вместе, перерезали, макушки разлетались и разрывали виновного пополам. Приговаривали к тройной смерти: выкалывали глаза, сдирали кожу, потом лечили – чтобы распять.
Во время Хрустальной ночи рядовые парижане вырезали 30 тыс. ни в чем не повинных гугенотов. Стоит вспомнить испанскую инквизицию, мусульманские пытки, геноцид англичан по отношению к ирландцам, индусам, индейцам, австралийцам.
Как писал Джон В. Пристли: «Существует заблуждение о том, что англичане добрее и вообще милосерднее, чем другие народы. Многие англичане — и среди них прежде всего женщины,— охотно воспринимающие эту легенду, думают прежде всего о лошадях, собаках и кошках, но вовсе не о людях и отнюдь не о детях. Жестокость издавна была, да и поныне, пожалуй, остается чертой, присущей характеру англичан». Можно привести в пример такую зверскую пытку над пленными, как «рубка в капусту», которую применяли для своего развлечения белоказаки.
Приведем примеры более позднего времени.
Великобритания. «Foster care agency» - это патронажное воспитание детей: семья принимает детей, которые лишились родителей. Любое общение со старыми родителями строго запрещено. Новые родители должны дать им еду, место для сна и аутсайд (прогулку во дворике около дома). Как собакам.
Дания. В 1929 году Дания - первая страна в Европе, которая принимает закон о принудительной стерилизации людей с психическими и физическими дефектами. Этот закон должен был стать основой «гигиены расы» (или «евгеникой») и предотвратить появление потомства у людей с «дефектами».
Закон поддержали все ведущие политики и общественные деятели. С 1929 по 1967 года были принудительно стерилизованы больше 13 000 чел. В 1970-к годы половина гренландских женщин в возрасте 15-45 лет были принудительно стерилизованы. В конце 90-х принудительно стерилизовали девочек в возрасте 12 лет, чтобы сократить расходы на социальное обеспечение.
Швейцария. В 80-е были в моде ожерелья из детских мизинцев.
Швеция. Рейтинг европейских стран по числу смертельных перестрелок на миллион жителей: Швеция, Хорватия, Греция, Дания, Бельгия, Эстония. Правые в основном винят иммиграцию, которая за последние десятилетия увеличила численность населения страны на 2 млн чел. Левые отмечают социальные факторы, в т.ч. приватизацию шведской системы социального обеспечения, приведшую к ухудшению качества услуг в бедных районах. Еще один общественный сдвиг в Швеции - взрывной рост числа сверхбогатых. За последние три десятилетия неравенство в Швеции росло быстрее, чем в любой другой развитой стране. Еще одна перемена - масштабная приватизация.
Это лишь мизерная часть международного садизма. Его проявления в каждой развитой стране многообразны и многочисленны.
Россия. 1) «Какой-то ребенок случайно столкнулся с моим на детской площадке. Да так, что у моего сына на голове остались отпечатки зубов другого мальчика. Но самый прикол в том, что мне позвонили из школы и объяснили ситуацию так: «Ребенок пытался съесть вашего сына».»
2) «Сын учится в 4 классе. Рюкзак с учебниками – 15-17 кг, он помогает однокласснице тащить и ее портфель. Суммарно на сыне приблизительно 15-17 кг. Объяснила сыну, что будет искривление позвоночника. Он обещал, что больше не будет таскать чужие вещи. Ко мне пришла мама одноклассницы и обвинила меня в том, что я порчу сына и убиваю в нем джентльменские качества: «Моя дочь - девочка, ей тяжести таскать вообще нельзя, потому что в будущем ей рожать».
3) Школьница Алина в Брянске стреляла по одноклассникам, обвинили охранницу, завхоза и родителей Алины. Родителям дали понять, что в случившемся нет вины школы.
Увы, в Росси пока нет фашизма. В России государство еще настолько слабо, что едва-едва ввели прогрессивный налог. Указы президенты не выполняются и в регионах, и среди членов правительства.
Три момента.
В Персии, Испании, Португалии, Франции, Великобритании, США проявилась такая характерная черта фашизма, как садизм.
В июле 1941 года рядовые поляки истребили всё еврейское население советского городка Едвабне, а около тысячи жителей согнали в овин сожгли живьем.
Только за 2 месяца оккупации Северной Кореи американцы казнили с применением пыток 1 млн мирных граждан. Во Вьетнаме американские солдаты сжигали дотла деревни вместе с жителями, применяли химическое оружие, проводили медицинские эксперименты над пленными.
Внутри США в новое время характерны такие черты, как полицейское государство, тотальное доносительство, особенно детей на своих родителей, тотальна слежка всех за всеми.
В отличие от России, Дании, Швеции фашизм в Израиле носит тотальный характер. Израильский режим имеет все атрибуты германского нацизма.
Атрибуты
Еще одна характерная черта фашизма – идея превосходства своей нации над другими, идея низших рас.
Для гитлеровцев высшая раса – арийцы, низшая – славяне (в том числе украинцы).
Для американцев высшая раса – американцы, низшие расы – все остальные.
Для израильтян высшая раса – евреи, низшая – русские.
Для украинцев высшая раса – украинцы, низшая – русские. Или: русские - азиаты, а украинцы - европейцы.
Третья черта – унификация мышления. Унифицирует капитализм (конвейер), но фашизм, используя взлет технических средств СМИ, достигает в этом деле максимума. В трудах Гаэтано Моска и Гюстава Лебона указывается на необходимость манипуляции массовым сознанием с помощью штампов (индоктринация) и мифов, см. «Психология народов и масс» (1894), для унификации элиты – эзотерические учения.
Например, гримуары, «книги заклинаний»— учебники магии, включающие инструкции по гаданиям, по созданию талисманов, амулетов и пр., наведению чар, по вызову сверхъестественных существ.
Например, герметическая философия — магико-оккультное учение эпохи эллинизма и поздней античности, изучавшее тексты с сокровенными знаниями, приписываемые мифической личности — олицетворению древнеегипетского бога мудрости и знаний Тота (у греков Гермеса)
Например, эзотерическая философия «Чёрного Солнца», которую изложила Елена Блаватская в книжке «Тайная доктрина», широко использовалась в германском нацистском мистицизме. Черное солнце -незримый центр, вокруг которого образуются и движутся планетарные системы, «хаос прекращается в силу сияния Луча Изначального Света, рассеивающего полную Тьму при помощи великой магической силы Слова (Центрального) Солнца» («Тайная доктрина», Т.1, стр. 313, Из-во «ЭКСМО», 2005).
Характерна черта в мифологии – проект воссоздания величия империи.
Итальянские фашисты Моска и Джованни Джентиле вбрасывают «слоганы»: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства»; «Фашизм есть гений возрожденной расы, латинская традиция, неизменно действенная в нашей тысячелетней истории... синтез великого прошлого с лучезарным будущим». Еще типичный момент: во главе империи — великий вождь.
Моска в качестве основы фашизма формулирует на самом деле закон буржуазного общества: власть всегда находится в руках организованного меньшинства – «правящего класса», осуществляющего руководство управляемым большинством или «управляемым классом».
Аналогично принцип буржуазного общества декларирует Валфредо Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В теории «циркуляции элит» Парето выделяет два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, политико-финансовыми комбинациями, обманом.
В массы вбрасывают целые нарративы, ту же геополитику, хотя сама она не характеризует фашизм.
«Фашистское государство, - внушают массам, - это воля к власти и империи. Римская традиция здесь является мощной силой. Согласно доктрине фашизма, империя - это не только территориальная, военная или торговая концепция, но и духовная и моральная. Можно представить себе империю, то есть нацию, которая прямо или косвенно руководит другими нациями, без необходимости завоевывать ни одного квадратного километра территории» (Джентиле, Муссолини,1932).
Термины
Термин «тоталитаризм» возник еще в XIX веке, в Швеции. В 1926 году термин начал использовать философ Джованни Джентиле, а за ним - итальянские социалисты и фашисты. В период холодной войны термин стали активно использовать против СССР. Смысл – чтобы уравнять германский фашизм и сталинский режим. Идеологи навешивания ярлычка «тоталитаризм» не могли заявить, что в СССР фашизм, иначе с кем бы они были союзниками в войне. С другой стороны, видно не вооруженным глазом, что фашизм – явно оформлен как идеология превосходства своей нации, в то время как идеология СССР – пролетарский интернационализм. Американские идеологи сосредоточились на частности, сущность фашизма от них ускользнула. В противном случае они были бы обязаны отождествить демократию как жесточайшую диктатуру буржуазии и фашизм.
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Под тоталитаризмом понимают полный контроль и жёсткую регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооружённого насилия.
Вряд ли можно говорить о тоталитаризме в СССР после 1956 года, однако с 2006 года в виду реанимации Вашингтоном образа внешнего врага в лице России термин начал новую жизнь.
Трудно приписать существующему в России строю термин тоталитаризм, поскольку власть в России настолько слаба, что не в состоянии даже контролировать космическую отрасль.
В виду всеобщей приватизации, в виду либерального курса, т.е. отказа государства от участия в экономике и в других сферах жизни российского общества стало очевидно, что ярлычок не клеится. Тогда нашли другой ярлычок - автократия.
Однако и этот термин неприложим к Путину, пример автократии – это античная греческая демократия при Перикле. Тогда стали использовать похожий термин – авторитаризм.
Авторитаризм, пишет Википедия - тип недемократического политического режима, основанного на сильной централизованной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц (например, определённой партии) при сохранении экономических, гражданских, духовных свобод для граждан, предполагает жёсткое подавление несистемной оппозиции и невозможность легальной оппозиции существенно повлиять на курс государства или её полное отсутствие. Авторитарные лидеры используют власть, почти или совершенно не оглядываясь на отличные от мнения власти и разрешённой оппозиции (если она присутствует) народные взгляды, и их почти невозможно сменить путем выборов [1] (текст сохранен).
Однако, как хорошо известно, указы Путина не исполняются на местах, его обращения уходят в пустоту. Его указы и распоряжения не исполняют и министры, каждый – по сотне или даже по две сотни. Причины этого тоже хорошо известны: российская буржуазия, которая является правящим классом – компрадорская, ориентирована на Запад. Она еще не вызрела из класса-в-себе в класс-для-себя, ее единые интересы не проявлены, соответственно, государство, как орудие реализации этих интересов, ей пока не особо нужно, соответственно, исполнитель ее воли, президент, не может обладать сильной властью.
Определение в Википедии путает несистемную оппозицию и народ, в России массы игнорируют несистемную оппозицию. Власть же, наоборот, поддерживает эту несистемную оппозицию. Если в США журналистов увольняют за «отклонение от линии партии», то в России вплоть о начала СВО легально существуют «Эхо Москвы», «Дождь» и др., половина интернета наполнена руганью в адрес Путина, Путин сам дал карт-бланш своей крестнице Собчак, она выдвигалась кандидатом в президенты и ведет передачу на ТВ, в руководстве страны – либералы Греф, Кудрин.
Самое главное: власть не просто «оглядывается на взгляды оппозиции», она им всегда следует, а именно – следует политике либерализма. Требование Немцова перевести армию на контрактную основу исполнено, предложение Навального повысить пенсионный возраст реализовано, в 2005-м земельные ресурсы стали частной собственностью, в 2006-2008 гг. государство ушло из сферы ЖКХ, ранее монетизированы льготы, сокращены прочие социальные программы, планы приватизации следуют один за другим даже после начала СВО.
С другой стороны, при нищете в России для подавляющего большинство ее населения не существует никаких экономических свобод. Если нет экономической свободы – нет и духовной, общественное сознание отштамповано, живет мифами, деградировало.
Поскольку любая диктатура является авторитарной, а в странах мира демократия в ее современном смысле есть диктатура буржуазии, приписывание авторитаризма исключительно России бессмысленно. Именно поэтому в США крайне напряженная борьба за президентское кресло, хотя и она показывает, что система, стабилизирующая власть буржуазии, система «выпускания пара», система буржуазного парламентаризма, рухнула.
Идеологические истоки
Общепринято, что фашизм возник как идеологическое течение в 50-е годы XIX века.
Артюр де Гобино написал 4 тома пропаганды, далекой от научности:
«Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855). Утверждают, что он ем самым заложил основы расовой теории. Но если книги де Гобино явно далеки от науки – как они могли быть положены в основу?
С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что расы разнятся по уровню развития. Когда один из обнаруживших двойную спираль ДНК Френсис Крик заявил, что расы разнятся и генетически, его записали в фашисты. Но ведь и Ленин делал различие в уровне развития наций. Разница фашизмом не в признании различий, а в определении, что делать. Ленин предлагал привилегии для отсталых наций, чтоб ускорить их развитие. Гитлер уничтожал физически ущербных, инвалидов и покалеченных н войне.
Принято также видеть идеологические истоки фашизма в трудах Ницше, Нордау, Бенедетто Кроче, Дельбрюка, Карлейля, в пропаганде французского националиста и реакционного монархиста Шарля Морраса, итальянского националиста Энрико Коррадини и революционного синдикалиста Жоржа Сореля – в противовес марксизму (с которым увязывали рационализм и позитивизм) с одной стороны, и демократии и буржуазности с другой. Термин заимствовали итальянскими националистами у ультралевых и связан с традицией «связки» сицилийских рабочих в 1893 – 1894гг.
Клерикалы огульно приписывают к истокам фашизма нигилизм и дарвинизм.
Еще один из идеологов фашизма - Р. Михельс. Он, казалось бы, совершенно верно сформулировал «железный закон олигархизации»: «Во всех партиях, независимо от их типа, демократия ведет к олигархии. Властные ресурсы в партиях используются не столько для защиты интересов партийных масс, сколько для реализации интересов партийных лидеров».
Фашизм, стремясь сохранить общественную иерархию, просто не доводит мысль Михельса до конца: сами партии существуют отнюдь не в интересах низших классов, власти собрали все партии в предохранительный буфер между собой и массами. С 30-х годов XX века партии перестали выражать интересы масс, они стали их подменять.
Итак, в идеологи фашизма записывают и Ницше с его волей к власти, и Парето, и Жоржа Сореля с их теориями элит, и Лебона.
Однако Сорель провозглашал нечто противоположное фашизму: «...Растущий и крепко организованный рабочий класс может заставить класс капиталистический пребывать воспламененным экономической борьбой...» До марксизма – шаг, по Марксу источником общественного развития является борьба классов.
Допустим, изобретатель геополитики Хаусхофер – фашист. Его тоже читают идеологом фашизма. Но если идти таким путем, то и Петрарку, которого цитировали итальянские фашисты, и Вагнера. которого любил Гитлер, нужно записать в истоки фашизма.
С тем же успехом «Аненербе» могла использовать Упанишады, славянское многобожие или зороастризм.
Редьярд Киплинг – расист, но нельзя же записывать его стихи или «Маугли» в расистские произведения. И Балаватская – всего лишь ограниченная, но никак не предтеча фашизма.
Значительно более основательно можно считать идеологическими предтечами фашизма Парето с его тезисом о «ресурсе согласия» общества, и Ортегу-и-Гассета (см. ниже).
Противопоставление немецкого фашизма большевизму носило конъюнктурный характер, оно хромало, т.к. НСДАП – социалистическая и рабочая партия.
Зато другим основанием идеологии фашизма является противопоставление традиционному капитализму. Гитлер противопоставил банковский капитал промышленному. Он выдвигал идею беспроцентного банка, рассматривая банковский («еврейский») процент как язву капитализма, которую можно ликвидировать, не затрагивая основы капитализма. Якобы капитализм сам по себе не плох, злом является лишь ростовщический процент. Таким образом, тот факт, что при капитализме деньги делают деньги, причем с большей интенсивностью вне банковской сферы, изъятие у трудящихся прибавочной стоимости, отупляющий труд, оставались за скобками дискурса.
Это тоже конъюнктурный момент, для фашистов банковских процент ассоциировался исключительно с банкирами-евреями. Именно поэтому нелепое построение Гитлера с энтузиазмом было принято, в него уверовал американский поэт Эзра Паунд, а в наши дни – полевой командир ДНР Мозговой.
После 1945 года идеологи фашизма выступают с позиций преуменьшения преступлений Третьего рейха и с позиций размывания понятия «фашизм», его подменяют национализмом, в свою очередь национализм связывают с патриотизмом.
В 1964 году неофашист Юлиус Эвола опубликовал книгу «Фашизм: критика справа», первая часть посвящена итальянскому фашизму, вторая — Третьему рейху.
Эвола, наоборот, пытается демифологизировать фашизм путем отделения его от национал-социализма.
Определения
1. Кроме Димитрова
Хуан Линц определяет фашизм как «гипернационалистическое, часто пан-националистическое, антипарламентаристское, антилиберальное, популистское, частично антикапиталистическое и антибуржуазное, антиклерикальное или по меньшей мере неклерикальное движение, ставящее целью национальное и социальное объединение через единую партию и корпоративное представительство» [5].
Однако очевидно, что ничего антибуржуазного и антикапиталистического в фашизме нет, фашизм есть закономерный период развития капитализма.
Вильгельм Райх считал, что «фашизм возникает на основе расовой ненависти и служит её политически организованным выражением» («Психология масс и фашизм»). Ханны Арендт полагает, что основной признак фашизма - это культивирование ненависти к внутреннему или внешнему врагу путём создания пропагандистского аппарата, для которого подчас не чуждо и использование лжи для достижения нужного системе эффекта [6].
Однако культивирование ненависти, скажем, к фашизму, к ворам и грабителям, к наполеоновским захватчикам и т.п. фашизмом не является. С другой стороны, славяне той же расы, что и немцы.
Отход от определения Димитрова – и советской литературе.
С.И. Ожегов даёт следующую формулировку: «… идеология воинствующего неонацизма и расизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура, репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений на уничтожение демократии» [7].
Или: «Фашизм… - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем» [8].
Согласно Википедии, фашизм – обобщенное название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, реваншизм и вождизм, антикоммунизм, экспансионизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, корпоративизм, расизм и политику геноцида.
Однако милитаристский национализм и реваншизм проповедуются любой капиталистической страной, в первую очередь, во время войн, презрение к выборной демократии демонстрируют уже 70 лет рядовые граждане многих стран, игнорируя выборы (абсентеизм), либерализм, насаждаемый США, несет все признаки фашизма, Великобритания проводила политику геноцида и расизма на протяжении столетий, а вера в господство элит и естественную социальную иерархию – непременный атрибут капитализма, феодализма и рабовладельческого строя.
Таким образом, определение Википедии бессодержательно.
Кроме этого существует еще множество определений фашизма, от Роберта Гриффина («палингенетический ультранационализм»), от Умберто Эко, от американского историка Роберта Пакстона, от Бердяева, от Роджер Итвела («холистически-национальный радикальный третийо путь», от Эрнста Нольте (антимарксизм, антилиберализм, антиконсерватизм, принцип лидерства и партийность), Стенли Пейн добавляет национализм, авторитарный этатизм, корпоративизм, синдикализм, империализм, идеализм, волюнтаризм, романтизм, мистицизм, милитаризм, насилие.
Все данные определения – атрибутивны, описательны, импрессионистские, они не затрагивают сути.
2. Димитров
Лидер Коминтерна Димитров дал следующее определение фашизма: это «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических. Наиболее империалистических элементов финансового капитала… фашизм это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике – это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам» (XIII Пленум исполкома Коминтерна, VII конгресс Коминтерна, 1935).
Димитров путает рабочих и тех, кто набивается в их представители – компартии. Но компартии не представляют рабочих. В Великобритании на выборах в Палату общин в 1922, 1923, 1924 гг. компартия получала менее 0,3 % голосов. В 1929 г. - 50 634 голоса или 0,2% и 0 мандатов. Во Франции в 1924,1928 и 1932 годах коммунисты получали 8%, 11,3% и 8,35%. В 1920-е годы в Австрии коммунисты получали на выборах меньше 1% голосов, в Польше 1-2%, в Швеции 3-6%. В Германии в результате выборов в Рейхстаг в 1920, 1924, 1928 и 1930 годах коммунисты получили 2,1%, 12,6%, 10,6%, 13,1%.
Террор по отношению к компартиям может быть взять лишь за атрибут фашизма, террор по отношению к рабочему и вообще протестному движению наблюдался и наблюдается во всех странах мира, во Франции, в США, и Великобритании во все эпохи.
Нелепо говорить о фашизме в Казахстане, указывая на расстрел рабочих в Жанаозене в 2011 году.
Кроме указания на шовинизм, прочее в определении Димитрова прямо противоречит фактам. Муссолини и Гитлер вывели свои страны из экономического кризиса, вместо террористической расправы с рабочими Гитлер полностью избавил Германию от безработицы, чего не удалось сделать ни Рузвельту, ни Сталину. О сращивании промышленного и банковского капитала, о подчинении производства финансовому капиталу писал еще Ленин, тенденция финансового капитала к централизации есть лишь основа фашизма, но не сам фашизм.
Централизация финансового капитала – это закономерность. Следовательно. фашизм не есть реакция на рост рабочего движения, как считают во многих организациях, именующих себя коммунистическими.
Иное дело, что централизация финансового капитала усиливает отчуждение от средств производства и продукта труда, маргинализует, вырывает из мейнстрима общественных отношений, сводит роль человека к винтику в механизме, наделенному парой лозунгов, что способствует унификации массового сознания под действием буржуазных СМИ, фетиши которых подменяют реальность в массовом сознании, и это уже существенная черта фашизма.
Характерной чертой унификации мышления являются бессодержательные штампы: «под маской скрывается», «впадение в бухаринщину», «поднимает голову…», «так говорят самые отъявленные ревизионисты», «укрепление смычки» (почти что «подвижки» или «скрепы»), «проводя принципиальную политическую линию» и т.п.
Финансовый капитал сделал ставку на НСДАП и финансировал ее. Но в результате именно финансовый капитал оказался под контролем фашистского государства.
В Италии к периоду правления Муссолини финансовый капитал еще не сложился институционально, феодальная аристократия играла большую роль, чем капиталисты, диктатуры финансового капитала не могло быть в принципе.
Под властью финансового капитала Германия была до прихода к власти НСДАП: с 1924 по 1929 гг. США согласно плану Дауэса поддерживали экономику Германии, план предусматривал кредитование Германии на сумму 25 млрд. марок, при этом одним из условий был англо-американский контроль над Рейхсбанком. После утверждения фашизма предприятия Германии, в частности, «Опель» (собственность «Дженерал Моторс»), были национализированы.
Другое дело, что в своей экспансии фашистские государства действовали в интересах в том числе финансового капитала. Хотя с оговоркой: «правительство Германии финансировало значительную часть военных расходов облигациями Мефо — «металлургическими» облигациями, которые погашались лишь частично. В 1938-м выпуск таких облигаций составил 6.5 млрд. марок, 42% от объема военных расходов было профинансировано не живыми деньгами, а облигациями, которые имели какую-либо ценность лишь до тех пор, пока существовал гитлеровский режим. В 1939 году дополнительно появились «налоговые квитанции», которыми оплачивалось 40% государственных заказов» [2].
Но если речь о поддержке, то НСДАП поддержала не только крупная, но и мелкая буржуазия.
Хотя Япония 1930-40-х была по определению Димитрова куда более фашистской страной, чем Италия, зверства японцев превосходили зверства гестапо, в Японии присутствовали более мощный финансовый капитал, и более высокая степень шовинизма, Коминтерн и СССР отказались применять это определение к Японии, называя Японию империалистической или милитаристской, но не фашистской (там же).
Смешивание охранительных экономических мер в Германии 30-х с фашизмом, тоталитаризмом – вполне сознательно, цель – обеспечить иностранным корпорациям свободу внутреннего рынка.
Наконец, как может быть реакционной диктатура, если она подняла экономику, устранила безработицу, т.н. развила производительные силы? Димитров забыл, что прогрессивные для слабых экономик буржуазные реформы, такие, как национализация, госмонополия на внешнюю торговлю, контроль за предприятиями и т.д., провел Ленин, ориентируясь на Бисмарка, те же реформы провел и Кастро.
Говорить о фашизме как об ограничении аппетитов буржуазии в пользу рабочего класса [3] тоже не приходится, поскольку их ограничивал и Рузвельт. Вообще, как писал Маркс, прогрессивный буржуа хорошо содержит рабочего – чтобы продукция была качественной, конкурентоспособной.
Шовинизм – тоже всего лишь атрибут, следствие, но не сущность.
Сущность фашизма
Фашизм – от итальянского fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, единение. В каком смысле, связка кого? В смысле «единство нации». То есть, единство антагонистических классов буржуазии и рабочих, их социальное партнерство.
Лозунг социального партнерства возник в 30-е, как раз в период прихода к власти Гитлера, к социальному партнерству призывает Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс»,
В 90-е в России лозунг был поднят на знамя КПРФ.
Социальному партнерству были посвящены Глобальные Форумы в Рио-де-Жанейро, Манчестере и др. под эгидой ООН по программе Альберта Гора. Таким образом, США проповедуют фашизм уже по всему миру.
В Италии Муссолини, в гитлеровской Германии фашизм и означал достижение социального партнерства между буржуазией и рабочим классом, в этом смысл фашизма.
Единство нации в Германии было порождением внешнего давления Антанты, но не Антанта была выбрана в качестве консолидирующего материала, а образ внутреннего врага в лице евреев.
Единство китайской нации обеспечивал образ врага в лице воробьев, интеллигенции и «банды четырех».
Попытка консолидировать и нацию, и США и ЕС за счет реанимации образа врага в лице России была предпринята Вашингтоном. Результат: американские низы полностью консолидированы с двумя кланами верхов: демократическим и республиканским, Европа полностью подчинена США.
В новейшее время фашизм прибрел новые черты и в силу глобализации принял глобальный характер.
Только на основе унификации массового сознания с помощью СМИ стали возможны сталинские методы пропаганды, когда для обвинения в чем угодно не требуется никаких доказательств.
В странах Прибалтики, на Украине – существенные атрибуты фашизма: угнетение русскоязычного населения, русского языка, пропаганда превосходства нации, репрессии инакомыслящих, героизация гитлеризма на государственном уровне.
Образчик украинского фашизма: «… Образование и культура будут принадлежать лишь титульной нации, а не свиньям, которые разговаривают быдлячьим татаро-мордовским языком. В демократической Украине каждый настоящий патриот будет иметь рабов. Пусть ледащая быдлота работает, так как москаль – не человек… Он может жить только для работы на настоящего хозяина – украинца. Не захочет – собаке собачья смерть! Москаль должен добросовестной работой довести свое право жить среди нас…» Это из воззвания львовского кандидата в депутаты от УНА-УНСО А. Шкиля, спичрайтер – Татьяна Чорновол, 2002 г. УНА-УНСО – бандеровская организация, опекавшаяся инструкторами НАТО, ставшая частью «Правого сектора». Воззвание Чорновол зачитывала, вскидывая руку в нацистском приветствии. Уполномоченный правительства Украины по вопросам антикоррупционной политики с 5 марта по август 2014 г. С начала сентября — советник главы МВД Украины А. Авакова. С 27.11.2014 - нардеп ВР VIII созыва от партии «Народный фронт». Выпускающий редактор портала «Левый берег».
Капитализм неизбежно порождает фашизм и его атрибуты. Если фашизм в США обеспечен централизацией финансового капитала и полицейским террором, то истоков фашизма в Латвии, Литве, Эстонии, Украине – два: образ врага необходим в виду проседания экономик, кроме того, эти страны подчинены США, без поддержки США и ЕС фашизм в этих странах не продержался бы месяца.
Новая форма фашизма – и в Израиле, с присущим фашизму искоренением местных наречий, с человеконенавистничеством, с темой превосходства еврейской нации. Вместо внутреннего врага – внешний, вполне реальный – арабы, причем все, не обязательно комбатанты, по наследству перешла и ненависть к русским. Однако для самовосхваления в Израиле могут обходиться и без образа врага. Израиль активно сотрудничает с фашистской Украиной: МОССАД и ЦАХАЛ помогали бандеровцам на майдане-2014, посол Израиля в Киеве приглашал к себе главу украинских фашистов Яроша, украинские бандеровцы и солдаты ВСУ, раненые в оде АТО, лечились в израильских клиниках, как и боевики ИГИЛ.
В 1948 году, еще до регистрации Израиля в ООН, израильские солдаты для расширения территории вырезали всё население Дейр Ясина, детей, женщин, стариков. Израильские идеологи оправдывают это зверство издержкам войны.
С начала геноцида, устроенного израильтянами в Газе, число жертв превысило 30 тысяч человек, из них 17 тыс. – дети, 70 тысяч ранены. Разрушены тысячи домов. По данным ООН, беженцами стали около двух миллионов человек, 80% населения сектора Газа.
В России нет фашизма, т.к. государство слишком слабо, национальная буржуазия еще не вызрела, не с кем осуществлять социальное партнерство. Поэтому националистические (патриотические) организации в России не имеют почвы, их социальный адрес отсутствует.
Точно так же, как до 1991 года СССР лишь пытался приклеить этикетку «социалистический», точно так же сегодня правящая партия приклеивает этикетку «Единая Россия».
Нет и индуцированного (по Попову – экспортированного) фашизма, хотя правящий класс российской сырьевой буржуазии остается компрадорским. Хотя разнообразные европейские и американские организации, включая АФТ КПП, регулярно проводят в России семинары для рабочих посвященных социальному партнерству, консолидации рабочего класса и буржуазии в России нет. Если судить по такому атрибуту, как человеконенавистничество, фашизм в России «растворен в природе», начиная с олигархов и чиновничества, разлит по всему обществу.
Облик фашизма принимает и ислам, это касается Саудовской Аравии и др.
Наиболее соответствуют гитлеровскому стандарту США.
Различие в том, что фашизм в Германии в экономическом смысле возникал как оборонительная мера, вызванная внешним давлением, которая переросла в агрессию. Фашизм США не возникал как оборонительный, он не требует ликвидации безработицы, но требует в силу глобализации консолидации на образе внешнего врага не только собственной нации, но и ЕС.
Не нужно путать фашизм с солидаризмом. Солидаризм – это социальное партнерство ВСЕХ слоев общества, не только антагонистических. Он берет начало в чартизме и далее в идеологии тред-юнионизма. Все они НЕ предполагают отказ низов от всякого организованного давления на верхи. Фашизм предполагает именно такой отказ и исключительно со стороны одних низов.
Фашизм возник в таких странах, как Италия, Германия, Япония, Венгрия, Румыния, Кампучия, Израиль, Украина. Из вышеизложенного следует очевидный вывод, что фашизм - не случайность, это закономерность в развитии капитализма.
1. The Editors of Encyclopaedia Britannica. Authoritarianism. Definition & Facts.
2. https://new-rabochy.livejournal.com/60412.html
3. https://aftershock.news/?q=node/664520&full
4. «Вульгарное и научное понимание фашизма» https://youtu.be/8GbnYeHA6qQ
5. Linz, J. Some notes toward a comparative study of fascism in sociological historical perspective / W. Laqueur (ed.), Fascisim: A Reader’s Guide — Berkeley: University of California Press, 1976, p. 12-15.
6. Истоки тоталитаризма. Под ред. М. С. Ковалёвой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.
7. БСЭ, т. 27, с. 895.
8. Галкин А. Германский фашизм. М.: «Наука», 1967. 370 с.
8. Б. Ихлов. Еще о причинах репрессий
См. также:
Б. Ихлов, Обыкновенный фашизм XXI века http://www.proza.ru/2015/01/25/1435
Б. Ихлов, Фашизм на Украине http://www.proza.ru/2016/11/05/1734
Б. Ихлов, Навстречу просвещенной Европе. Холокост-2 (о европейском и американском фашизме).
Б. Ихлов, Новая шовинистическая волна на Западе?
Б. Ихлов, Мировой фашизм, Б. Ихлов, Фашизм, патриотизм, национализм, http://worldcrisis.ru/crisis/3065360
Б. Ихлов, Демократический фашизм, Б. Ихлов, Украина бандеровская, Б. Ихлов, Обыкновенный фашизм
https://maxpark.com/community/5134/content/7179413#share
Б. Ихлов, Международный фашизм
Б. Ихлов, Цивилизованный демократический фашизм, http://maxpark.com/community/129/content/6441480
Б. Ихлов, Фашизм и Запад едины.
Б. Ихлов, Нефть, паспорта и фашизм, http://maxpark.com/community/5652/content/6730321#share
Б. Ихлов, Что такое фашизм. http://maxpark.com/community/5862/content/7015857#s
Борис Ихлов